Библиографическое описание:

Ашаганов А. Ю., Таштамиров М. Р. Бедность — экономическая проблема России // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 353-356.

В данной работе рассмотрена проблема бедности Российской Федерации в последний год и способы, которые предпринимает государство для борьбы с бедностью и их недостатки.

Ключевые слова: бедность, люди, прожиточный минимум, налоги, трансферты, инфляция, благосостояние.

 

Если свободное общество не может помочь тем многим, кто беден, оно не сможет спасти тех многих, кто богат.

Джон Ф. Кеннеди, 35 президент США

Под бедностью понимается такое состояние материальной необеспеченности людей, при котором доходы отдельной семьи или отдельного человека не позволяют поддерживать потребление на общественно необходимом уровне. Различают бедность абсолютную и относительную. Абсолютная бедность означает неудовлетворение или частичное неудовлетворение первостепенных физиологических потребностей человека в пище, одежде, жилье. Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает, насколько человек беден по сравнению с другими людьми [1].

По данным Всемирного банка за 2014 г. самой бедной страной в мире является — Центральноафриканская Республика. В стране очень низкая продолжительность жизни — 51 год у женщин, 48 лет у мужчин. Так же, как и во многих других беднейших странах, в ЦАР напряженная военная обстановка, множество враждующих группировок, процветает преступность. Поскольку в стране имеются достаточно большие запасы природных ресурсов, значительная их часть экспортируется: древесина, хлопок, алмазы, табак и кофе. Главным источником развития экономики (более половины ВВП) является сельскохозяйственная отрасль [2].

Проблема бедности остается одной из острейших социально-экономических проблем в современной России. Это подтверждают и данные опросов общественного мнения. Большинство россиян считают бедность главной жизненной проблемой, вызывающей постоянное беспокойство, тревогу и недовольство властью. Решение этой задачи чрезвычайно актуально сейчас для России, где 13 % населения живет крайне бедно.

Бедность в России, как и в других странах СНГ предопределена трудностями переходного периода: общий экономический спад, неблагоприятные условия на рынке и т. д. Среди других проблем — ухудшение качества услуг здравоохранения и образования, демографические и миграционные, гендерные, региональные и экологические проблемы.

Основными причинами бедности остаются безработица и низкий уровень доходов населения. В настоящее время ситуация на рынке труда остается напряженной и пока не способствует в достаточной мере сокращению масштабов бедности.

Согласно данным Госкомстата реальные доходы граждан за 2014 г. составили 99,6 %, по сравнению с прошлым годом это говорит о том, что мы имеем дело с пятым периодом падения доходов, который, возможно окажется более затяжным и станет очередным испытанием для домашних хозяйств [3].

Россия по данным Всемирного банка занимает 47 место по размеру валового национального дохода на душу населения. Россия — огромная страна с населением свыше 143 миллионов человек, из них порядка 19 миллионов получают доход ниже прожиточного минимума, что, по данным Росстата, составляет 13 процентов от всего населения. В России растет количество бедных людей, борьба с бедностью стала серьезной проблемой для правительства [4].

Таблица 1

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода [5]

 

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

Дефицит денежного дохода:

Величина прожиточного минимума[1] рублей в месяц

млн. человек

в процентах от общей численности населения

млрд. руб.

в процентах от общего объема денежных доходов населения

2000

42,3

29,0

199,2

5,0

1210

2001

40,0

27,5

238,6

4,5

1500

2002

35,6

24,6

250,5

3,7

1808

2003

29,3

20,3

235,3

2,6

2112

2004

25,2

17,6

225,7

2,1

2376

2005

25,4

17,8

288,7

2,1

3018

2006

21,6

15,2

277,1

1,6

3422

2007

18,8

13,3

272,1

1,3

3847

2008

19,0

13,4

326,7

1,3

4593

2009

18,4

13,0

354,8

1,2

5153

2010

17,7

12,5

375,0

1,2

5688

2011

17,9

12,7

424,1

1,2

6369

2012

15,4

10,7

370,5

0,9

6510

2013

15,5

10,8

417,9

0,9

7306

2014

16,1*

11,*

478,8*

1,0*

8050

* - предварительные данные

 

Источник: оценка на основании данных: выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя денежных доходов населения.

В таблице 1 представлены данные о численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода. Как мы с вами видим из таблицы численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 2000 года по 2013 год каждый раз снижалась если в 2000 году численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляло 42,3 %, то этот же показатель в 2013 году составлял 15,2 %. А уже с 2013 года мы с вами наблюдаем отрицательную динамику данный же показатель в 2014 составил 16,1 %, что на 0,6 % больше по сравнению 2013 годом (15,2 %). А также дефицит денежного дохода имеет положительную динамику с 2000 года (5,0 %) по 2013 год (0,9 %). А с 2013 г. (0,9 %) по 2014 (1,0) мы с вами наблюдаем отрицательную динамику. Все негативные явления были вызваны связи последними событиями на международной арене: с падением цен на углеродное сырье, что повлекло за собой девальвацию рубля, резкий рост уровня инфляции в стране, бюджетный секвестр, два пакета санкций в ответ на анексию Крыма. Хотя весной 2015 г. ситуация нормализовалось, но на сегодняшний день цены на нефть упали до 40 рублей за баррель, следует ожидать, что в 2015 отрицательная динамика продолжится.

Действия населения по массовой конвертации национальной валюты в доллары подтолкнуло девальвацию рубля за счет общего повышения курса американской валюты. С второго полугодия 2014 года, российский рубль испытывает падение покупательской способности. Крупные компании и финансовые структуры начали активно конвертировать национальные счета в американские доллары, что вызвало ускорение девальвации рубля на валютном рынке. В свою очередь граждане на фоне прогрессивного роста курса доллара последовали примеру банков и использовали свои рублевые накопления на конвертацию в американские доллары, что подтолкнуло обесценение рубля еще больше. Соответственно, мы наблюдали в конце 2014 года снижение рублевых сбережений и рублевых депозитов в банках, с пропорциональным увеличением валютных счетов и покупкой иностранной валюты в обменных кассах населением, опасавшимся за свои денежные накопления.

Прогрессивное налогообложение доходов, а также налоги на имущество и наследство сокращают масштабы экономического неравенства «со стороны богачей». Но этого мало. Нужны еще способы смягчения этого неравенства «со стороны бедняков», т. е. способы, позволяющие улучшить условия жизни беднейших граждан [6].

Сегодня Россия пытается создать действительные механизмы для решения проблемы бедности. Это помощь осуществляется, как правило, в форме различного рода программ социальной поддержки [6].

Говоря о действительных механизмах, которые государство хотят создать для борьбы с бедностью хотелось бы затронуть события, которые произошли в последнее время, как мы с вами знаем РФ ввела продовольственное эмбарго в ответ на санкции ЕВРОСОЮЗА. Позднее этим санкциям присоединились новые страны в ответ на это Россия запретила ввоз продукции из этих стран в Россию, вследствие чего было изъято и уничтожено около 500 тонн продовольствия остается не понятно политика правительства по отношению к этому вопросу. В стране где 13 % населения живут крайне бедно, а 40 % не могут обеспечить минимальную потребительскую корзину государство просто уничтожает продовольствие. Хотя могло подойти к решению данного вопроса более гуманным путем раздать изъятую продукцию бедным слоям населения бесплатно.

Первый и самый очевидный способ такой поддержки — дать бедным дополнительные денежные средства или возможность получения части товаров бесплатно либо приобретения их по сниженным ценам. Эту задачу обычно решают с помощью социальных трансфертов [6].

Социальный трансферт — денежная сумма, передаваемая государством беднейшим гражданам для повышения их уровня жизни и формируется за счет средств, изъятых с помощью налогов у более обеспеченных граждан.

Использование системы трансфертов — самый простой способ, но далеко не лучший способ помощи бедным. Дело в том, что система социальных трансфертов имеет серьезные недостатки.

Во-первых, она ослабляет заинтересованность наименее трудолюбивых граждан более интенсивной работе ради заработка, так как пособия позволяют им достичь вполне приемлемого соотношения «заработок — усилия».

Во-вторых, система трансфертов и другие методы социальной поддержки подрывают стимулы к более производительной деятельности у наиболее трудолюбивых, одаренных и активных членов общества: ведь по мере роста доходов им приходится через налоги отдавать все большую их часть на помощь беднейшим.

Именно поэтому бороться с бедностью необходимо не только и, может быть не столько за счет соц. трансфертов, сколько за счет помощи беднейшим гражданам в увеличении их заработанных, а не дарованных государством доходов.

Наиболее результативными при этом являются следующие способы:

-        Создание равных «стартовых условий» для всех граждан;

-        Расширение возможностей найти работу даже для тех, кто одарен природой менее щедро;

Эти способы помощи беднейшим гражданам требуют больших усилий со стороны государства, чтобы стать действительно результативными.

Уровень благосостояния людей находится в прямой зависимости от уровня инфляции в стране. Инфляция оказывает негативное влияние на уровень благосостояния. Его негативное влияние связано с тем, что общий рост цен и падение в итоге покупательной способности денег обесценивают заработки трудоспособного населения.

Согласно оценкам ДДКП, в июле 2015 г. инфляционные ожидания на следующие 12 месяцев стабилизировались после резкого снижения в феврале‐апреле. По данным июльского опроса, оценка с использованием нормального распределения представлений о будущей инфляции составляет 12,8 %, равномерного — 12,2 % (против 12,5 % и 11,9 % в июне соответственно). Согласно результатам опроса населения, проведенного ООО «инФОМ», в июле 2015 г. медианное значение ожидаемой инфляции на год вперед снизилось до уровня апреля 2015 г. и составило 13,9 %. Оценка наблюдаемой за год инфляции снизилась впервые с марта этого года, что, вероятно, обусловлено снижением темпов роста цен на многие виды товаров и услуг, а по некоторым категориям товаров — дефляцией. Однако этот показатель все еще остается на высоком уровне (23,4 %).

В случае, если по объективным причинам денежные доходы гражданина в 2015 году окажутся меньше, чем минимально установленные, государство приведет их в соответствие к стандарту посредством пенсий, дотаций и иных социальных выплат. Это теоретически. А практически по состоянию на конец 2014 года официально установленная минимальная зарплата (то есть оплата труда за полный рабочий день, неделю или месяц) составляла менее 67 % прожиточного минимума трудоспособного человека. Такая ситуация существует не первый год, хотя она абсурдна и противозаконна (прямо противоречит ст.33 Трудового кодекса) [7].

До начала военного конфликта с Украиной и обвала рубля руководство Минтруда и правительство заявляли о планах на протяжении трех лет постепенно довести «минималку» до прожиточного минимума. Первый шаг в этом направлении должен был осуществиться в 2015 году: предполагалось, что к середине года минимальная зарплата (МРОТ) достигнет 85 % прожиточного минимума. Однако с падением национальной валюты и ростом инфляции речь об этом уже не идет.

В паре «прожиточный минимум — потребительская корзина» последняя категория является первичной. На ее основе производится расчет минимума денег, номинально достаточного для существования человека. ПК устанавливается на двух базовых уровнях:

1.                  В целом по РФ разрабатывается правительством с участием трехсторонней комиссии по урегулированию социальных и трудовых отношений. Закрепляется на уровне ФЗ.

2.                  Отдельно для каждого субъекта федерации устанавливается представительными (законодательными) органами субъектов Федерации с учетом климата, потребностей местного населения в еде и товарах непродовольственной группы [6].

Для сокращения масштабов бедности необходимо достижение устойчивого экономического роста и расширения возможностей для продуктивной занятости населения, увеличения размеров заработной платы как минимум половине работников страны. Низкие размеры заработной платы, особенно в секторах здравоохранения, образования и в государственной службе отражают диспропорции в конечном использовании ВВП и бюджетных средств и делают соответствующие профессии непривлекательными для квалифицированного персонала. Следовательно, государственная политика должна быть направлена на повышение реальной заработной платы в образовании, здравоохранении, системе социальной защиты населения и на государственной службе. Государственная политика занятости может также предусмотреть стимулов для создания рабочих мест в обрабатывающих отраслях промышленности, в сельском и лесном хозяйстве, а также в отраслях экономики, производящих товары и услуги для населения. Все эти меры будут способствовать расширению возможностей для трудоустройства населения, включая наиболее уязвимые с точки зрения бедности слои населения.

 

Литература:

 

1.                  Энциклопедия Кругосвет, универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. (Гуманитарные науки) 20.08.2015г. http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/BEDNOST.html

2.                  Центр гуманитарных технологий информационно-аналитический портал (Рейтинг стран мира по уровню валового национального дохода на душу населения) 27.08.2015 г. http://gtmarkеt.ru/ratings/rating-countriеs-gni/rating-countriеs-gni-info

3.                  Таштамиров М. Р., Ашаганов А. Ю. Расходы населения России в условиях санкций и девальвации рубля // в сборнике: Современные проблемы гуманитарных и естественных наук материалы XXII международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». 2015. С. 183–188.

4.                  Pravda.ru (Прожиточный минимум: все ниже, и ниже, и...) 5.09.2015 г. http://www.pravda.ru/sociеty/how/dеfеndrights/22–07–2013/1166247-living_wagе-0/

5.                  Федеральная служба государственной статистики (Численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, и дефицит денежного дохода) 10.09.2015 г. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/#

6.                  Экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономиака» / И. В. Липсиц. — 7 — е. изд., стер. — М.: Издательство «Омега — Л», 2013–607 с.: табл. — (Высшее экономическое образование)

7.                  Блог финансиста 11.09.2015 г. http://finansiko.ru/potrеbitеlskaya_korzina_201/5



[1] С 2000 г. изменена методология расчета величины прожиточного минимума. С 2005 г. изменен состав потребительской корзины для определения величины прожиточного минимума. С 2013 г. изменен порядок расчета величины прожиточного минимума.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle