Библиографическое описание:

Филиппова С. А. Компетентностные тесты в системе контрольно-оценочных средств // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 624-627.

В статье рассматриваются вопросы составления компетентностно-ориентированных тестов для текущего и промежуточного контроля в системе контрольно-оценочных средств по профессии «Повар, кондитер», специальности «Технология продукции общественного питания».

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, педагогическое тестирование, компетентностно-ориентированный тест, оценка уровня сформированности обучающихся и студентов колледжа

 

Проблема тестового контроля относится к числу важнейших в условиях реализации федерального государственного стандарта третьего поколения в системе СПО. Для современной педагогической науки актуальны вопросы оценивания знаний, умений и компетенций, следовательно, и способов решения задачи объективизации и стандартизации контроля в образовании. Не случайно в последнее время появляются новые диссертационные исследования, решающие различные педагогические, организационные и другие вопросы тестирования в современном профессиональном образовании (Жидкова Е. В., Лазарева Т. В., Циммерман Н. В. и т. д.), активно развивается наука тестология.

В данной работы мы опираемся на определение Циммерман Н. В., которая под педагогическим тестированием понимает метод педагогической диагностики, представляющий собой стандартизированную процедуру применения тестов для выявления уровня освоения содержания обучения с целью содействия управлению процессом обучения [1, с. 12]. Отметим, что подход к тестированию как методу поднимает этот инструмент оценивания на новый уровень.

Традиционно исследователи и практики сферы образования отмечают следующие преимущества тестирования перед другими формами оценивания: повышение скорости проверки качества усвоения знаний по дисциплинам; осуществление полного охвата всего учебного материала; минимизация субъективного фактора при оценивании; оперативное получение результатов проверки; эффективное использование учебного времени; полный охват всей группы обучающихся, что способствует более высокой накопляемости оценок; удобное использование при самопроверке; высокая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность обучающегося.

Высокий методологический статус тестирования обусловливается возможностью этого инструментария гибко вписываться в контекст личностно-ориентированного обучения и развивающей информационной среды колледжа. Как отмечает Ефремова Н. Ф. введение технологий тестирования выводит обучающегося в открытое образовательное и контрольно-оценочное пространство, создает условия для более гибкого обучения, и в то же время способно задать единый уровень подготовки [2, с. 56]. С другой, это связано со способностью системы тестирования ориентироваться на современные технические средства, на использование в среде компьютерных обучающих и контролирующих систем. В частности, в ТОГАОУ СПО «Многопрофильный колледж им. И. Т. Карасева» часть заданий в тестовой форме — закрытые типы тестов — выполняется обучающимися на персональных компьютерах в компьютерном классе в программе MyTest.

Выделяется два типа тестов: 1) закрытые, где есть готовые ответы; 2) открытые, которые не имеют готовых ответов, их надо конструировать, самостоятельно дополнить, закончить, составить. При составлении тестового материала мы опирались на точку зрения Денисенко Л. Г., согласно которой осуществляется разработка компетентностных критериально-ориентированных тестов, включающих задания не только на проверку теории, но и различных ситуационных задач, проверяющих теоретическую готовность к выполнению определенной практической деятельности. По определению Денисенко Л. Г., компетентностный тест — это междисциплинарный, критериально-ориентированный педагогический тест, который представляет собой упорядоченную совокупность тестовых заданий и направлен на измерение уровня освоения дисциплин и междисциплинарных курсов [3, с. 17].

На разных этапах разработки тестовых задания для профессии «Повар, кондитер», специальности «Технология продукции общественного питания» активно привлекались представители бизнес-сообщества в сфере общественного питания, с которыми Многопрофильный колледж им. И. Т. Карасева имеет давние партнерские связи. Особое внимание уделялось разработке критериев оценивания открытых тестовых заданий и ситуационных задач.

Были подготовлены пакеты для проведения текущего и промежуточного контроля в форме тестирования, содержащие: 1. Инструкции, содержащая указания к выполнению заданий для обучающихся и преподавателей; 2. Тестовые задания; 3. Бланк ответов в унифицированной форме; 4. Инструмент проверки: ключи (эталоны ответов) для тестов закрытого типа, модельные ответы, шкалы оценки для ситуационных задач.

На втором — опытно-экспериментальном этапе — было осуществлено апробационное тестирование.

Отметим некоторые проблемные и наиболее интересные, на наш взгляд, моменты, возникшие на этапе реализации.

Одним из направлений нашей работы является мониторинг в сфере выполнения самостоятельной работы обучающимися и студентами в формате домашних заданий Самостоятельная работа по дисциплине и МДК нами рассматривается в компетентностном ключе, как это определено ФГОС — как один из основных видов деятельности обучающегося (о самостоятельной работе студентов Многопрофильного колледжа им. И. Т. Карасева см. [4, с. 40–44].).

Приведем пример. В рамках текущего контроля по дисциплине «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров» (профессия «Повар, кондитер») с целью проверки качества выполнения обучающимися самостоятельной домашней работы было предложены тесты закрытого типа. Для проверки были выбраны темы «Пищевые вещества и их значение», «Задачи и принципы построения лечебного питания». В тестировании участвовала группа 1П в составе 28 человек. Все обучающиеся были проинструктированы о порядке проведения тестирования.

Результаты тестирования показали: не все обучающиеся 1 курса уделяли достаточное количество времени самостоятельной работе по дисциплине. Проработка ошибок по результатам тестирования свидетельствовали о том, что некоторые обучающиеся посчитали аудиторную работу более необходимой, «авторитетной» по сравнению с самостоятельной домашней работой.

Было принято решение, связанное с реализацией воспитательного и мотивирующего потенциала тестирования: мотивировать обучающихся на принятие решения по поводу детальной проработки заданий для домашней самостоятельной работы.

Следующее тестирование по дисциплине было осуществлено по результатам самостоятельной работы по темам «Методы определения качества пищевых продуктов», «Стандартизация пищевых продуктов», «Естественная убыль пищевых продуктов, «Градация товаров по сортам, дефекты».

Обучающиеся показали хороший результат, продемонстрировали хороший уровень проработки материала для самостоятельной работы.

Подобная работа проводилась и в других группах. При этом обучающиеся НПО нуждались в мотивации к самостоятельной работе больше, чем обучающиеся СПО. Интересно отметить, что диагностика начального уровня мотивации к обучению у обучающихся 1 курса НПО по профессии «Повар, кондитер» и 1 курса СПО по специальности «Технология продукции общественного питания» (базовая подготовка, углубленная подготовка) показал следующие результаты: в целом студенты СПО больше смотивированы на обучение по специальности, среди них большая часть детей со средним уровнем мотивации к обучению, больший процент детей с высоким уровнем мотивации к обучению.

С особой тщательностью в рамках педагогического эксперимента апробировались тестовые задания открытого типа. Подготовка тестовых материалов такого типа показала, что открытые тестовые задания, содержащие вопрос со свободно конструируемым ответом, в соответствии с целями и задачами составления КОС по названным профессии и специальности будут включать технические задания и расчетные задачи (см, классификацию заданий открытого типа [5, с 14]). Работа над составлением тестовых заданий показала, что включение в этот перечень заданий, где в качестве ответов будет выступать текст в форме эссе нецелесообразно, поскольку составление таких заданий, а главное, их проверка — это весьма трудоёмкий процесс, требующий от разработчика составления специальных шкал оценки и значительных затрат в плане человеческих ресурсов для проверки этого вида заданий. Такой подход нельзя назвать оптимизационным. На заседаниях методической комиссии с участием представителя работодателя по данному вопросу было принято решение в пользу ситуационных задач: необходимо сосредоточить усилия на составлении ситуационных заданий и разработки шкал для их оценивания, поскольку этот тип тестов сориентирован на такой аспект компетентности, как разрешение проблемы. Мы считаем принятое решение вполне справедливым, поскольку ситуационные задания некоторые тестологи относят именно к типу открытых тестов третьего типа (см, например, [5, с. 14]). Кроме того, выбранные нами дисциплины и МДК не подходят для перевода их в тестовый формат.

Ситуационные задания нами были отнесены в отдельный тип заданий в соответствии с определением Денисенко Л. Г. [3, с. 57].

Таким образом, новый подход к понятиям оценки и качества образования, вызванных внедрением ФГОС, обусловливает необходимость разработки тестовых заданий, входящих в состав контрольно-оценочных средств, для оценки уровня сформированности образовательных результатов обучающихся и студентов ТОГАОУ СПО «Многопрофильный колледж им. И. Т. Карасева» по профессии «Повар, кондитер», специальности «Технология продукции общественного питания».

 

Литература:

 

1.          Циммерман Н. В. Организационно-методическое обеспечение подготовки будущих учителей к использованию тестирования в профессиональной педагогической деятельности: автореферат… канд. пед. наук / ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена». СПб, 2012.

2.          Ефремова Н. Ф. Тестовый контроль в образовании: учебное пособие для студентов, получающих образование по педагогическим направлениям и специальностям. М., Логос, 2007. 368 с.

3.          Денисенко Л. Г. Тестовые материалы в условиях реализации ФГОС для учреждений профессионального образования (из опыта разработки). Часть 1. Новосибирск, 2014. 110 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://nimro.ru/uploads/expert/product/files/testovy %60ematerialy %60-v-usloviiakh-razrabotki-fgos-dlia-spo-chast %601.pdf

4.          Лоскутова Д. Н., Шуняева О. В. Виды заданий для самостоятельной работы по дисциплинам «Основы культуры профессионального общения», «Основы деловой культуры» в условиях реализации ФГОС // Реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы: материалы Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием / под общ. ред. С. Н. Беловой, Н. Н. Травкиной, Т. И. Агищевой. Курск, Учитель, 2012. С. 40–44.

5.          Ефремова Н. Ф. Методические указания по разработке оценочных средств / ДГТУ, кафедра «Педагогические измерения». Ростов-на-Дону, 2014. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://ec.donstu.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle