Библиографическое описание:

Колоницкая О. Л. Методологические основы создания гуманитарной образовательной среды технического вуза // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 585-588.

Ключевые слова: гуманитарная образовательная среда, принципы обучения, компетентностный подход, культурологический подход, проблемно-поисковый подход, методы активного обучения, гуманитарные технологии

 

Анализ литературы, посвященной гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса, указывает на необходимость создания гуманитарной образовательной среды в техническом вузе, что способствует интенсификации подготовки обучаемых и влияет на выбор преподавателями эффективных подходов к обучению.

Мы считаем правомерным утверждение Н. В. Бордовской, о том, что гуманитарная образовательная среда (далее ГОС) необходима в вузе «в целях создания условий для духовного развития и реализации творческого потенциала студентов в ходе подготовки к будущей профессиональной деятельности» [6, С. 11], что становится возможным за счёт новых гуманитарных технологий и усиления значимости интеграции технологического и гуманитарного подходов [6, С. 84]. На наш взгляд, ГОС — это совокупность таких условий, при которых обучаемые могут освоить гуманистические идеи, накопленные поколениями.

Отметим, что при создании ГОС технического вуза необходимо уделять особое внимание её концептуальной основе. Под концептуальной основой мы подразумеваем методико-педагогические подходы и частнометодические принципы, на основе которых происходит интенсификация учебно-познавательной деятельности обучаемых, активизация их творческих способностей для успешного формирования конкурентоспособного специалиста в процессе обучения в техническом вузе.

Для создании компонентов ГОС необходимо надлежащим образом выбрать подходы к обучению и его организации, что, в свою очередь, будет способствовать интенсификации образовательного процесса и активизации способностей обучаемых. Для этого необходимо выделить частнодидактические принципы, применяемые непосредственно в техническом вузе, такие как: коммуникативная направленность, познавательная ценность, проблемность, мотивация, поликультурность, практическая направленность обучения, междисциплинарные связи и др. [2, 3].

Подходы к построению содержания обучения и его организации, которые необходимо использовать при создании концептуальной основы гуманитарной образовательной среды технического вуза, отражены на рисунке 1.

Рис. 1. Подходы, используемые для построения ГОС технического вуза

 

Для построения образовательного процесса и создания модели конкурентоспособного специалиста в качестве основополагающего выбран компетентностный подход. Культурологический подход используется для формирования личностных качеств специалиста, развития его профессиональной культуры, а также для расширения поля его профессиональной деятельности. Проблемно-поисковый подход используется для актуализации теоретических знаний, практических умений и личностных качеств, значимых для современного конкурентоспособного специалиста.

Заметим, что в педагогике и методике преподавания компетентностный подход рассматривается многими учёными: И. А. Зимней, А. Ю. Петровым, Н. В. Баграмовой, А. И. Сурыгиным и др. Так, например, Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк отмечают, что компетентностный подход представляет собой «приоритетную ориентацию на цели — векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию и развитие индивидуальности» [4, С. 5].

При разработке содержания обучения основополагающим является культурологический подход. Вслед за Н. Е. Буланкиной отметим, что в настоящее время культурологическая компетентность личности приобретает первостепенную значимость для решения глобальных проблем развития современного общества. В зависимости от того, насколько адекватно люди осознают ценности своей культуры и народа и сопоставляют их с другими, определяется благополучие данного народа и статус страны в мировом пространстве [5, С. 33–43].

В контексте информационно-образовательного пространства культурологический подход предполагает: в области культуры — овладение ценностями мирового значения и ощущение личностью всемирной гармонии; в плане экономической и правовой грамотности — совершенствование личностного адаптационного механизма; в области знаний — духовное, нравственной и умственное развитие личности специалиста [5, С. 55].

Отметим особую значимость культурологического подхода к построению содержания обучения в техническом вузе. Выпускаемому специалисту необходимо иметь представление о разнообразии культур, их особенностях и основных чертах. Это связано со спецификой деятельности конкурентоспособного специалиста, который должен ориентироваться в основных понятиях, характеризующих особенности различных типов мировоззрения, политического и экономического устройства различных государств и выделять различия и сходства, быть включён в систему общественных отношений и ценностей, принимать творческие и нестандартные решения проблемных ситуаций, осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации и т. д. Всё это связано с успешностью в профессиональной деятельности.

Более того, процесс гуманитаризации является одним из важнейших условий культурологического подхода и выражается во взаимосвязи культуры, личности и образования и выявляется в его культурных функциях. Культурологический подход способствует формированию гуманитарной культуры. Важно заметить, что гуманитарная культура и основные качества и ценности, которые формируются с её помощью, закладываются, в том числе и в ходе изучения гуманитарного дисциплин.

Мы считаем, что культурологически ориентированный подход к построению содержания обучения необходим в процессе формирования компетенций специалиста, личностных и профессиональных качеств, которые в своей совокупности влияют на конкурентоспособность и мобильность специалиста на рынке труда.

На наш взгляд, с точки зрения организации образовательного процесса, следует отметить проблемно-поисковый подход (далее ППП). Основу данного подхода составляет идея использования творческой деятельности для эффективного формирования ключевых компетенций. Проблемным обучение может быть как по форме, так и по содержанию. Особое значение имеет использование коммуникативно-проблемных заданий, которые являются частью создания коммуникативных проблемных ситуаций (далее ПС).

Необходимо обратить внимание на то, что при использовании коммуникативно направленных ПС развиваются следующие профессиональные и личностные качества: понимание и умение анализировать на собственном примере, из каких составляющих состоит успешный деловой и личный контакт с незнакомым человеком; различие признаков заинтересованности и незаинтересованности, увлеченности и раздражительности собеседника разговором, и научатся их учитывать по ходу процесса общения; умение использовать различные сценарии управления разговором, с учетом собственных ролевых моделей коммуникации для успешного выстраивания отношений в различных сферах профессиональной деятельности и личной жизни; прорабатываются ошибки, чаще всего встречающиеся на каждом этапе процесса создания личного контакта и т. д.

Помимо современных подходов для создания оптимальных условий формирования ГОС в техническом вузе, необходимо использовать различные технологии обучения. Благодаря им возможна интенсификация и активизация процесса обучения на каждом факультете, а, следовательно, и во всём вузе.

Мы считаем, что в техническом вузе следует уделять особое внимание гуманитарным технологиям (ГТ), так как именно они способствуют активизации и интенсификации учебно-познавательных и творческих процессов, что является эффективным для формирования ключевых компетентностей конкурентоспособного специалиста и его мотивации. Н. В. Бордовская отмечает, что ГТ — это не только технологии преподавания гуманитарных вузовских дисциплин, но и технологии в работе преподавателей любых учебных дисциплин, которые используются для оказания помощи и поддержки студентов в освоении государственного образовательного стандарта и дальнейшей социализации в контексте приоритетов общекультурных ценностей [6, С. 10–11].

В рамках профессиональной педагогики и методики преподавания ГТ представляют собой средство организации деятельности обучаемых, обеспечивающее развитие духовного и нравственного потенциала студентов за счёт использования методов интенсификации учебно-познавательного и творческого процесса.

Выделим методы обучения, используемые в контексте вышеперечисленных подходов (компетентностного, культурологического, проблемно-поискового) и ГТ. Основными методами, используемыми в рамках ГТ, являются: «обучение в сотрудничестве», метод проектов, разноуровневое обучение и др. Кроме того, важно использовать методы активного обучения.

Кроме того, М. А. Акопова подчёркивает, что важно использование активных методов обучения, которые инициируют активность обучаемых, обеспечивают формировании и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельной умственной деятельности, прививают коммуникативные навыки, формируют внутренние установки для поиска компромиссных решений, работы в условиях неполной информированности, развивают аналитическое и творческое мышление и умение отстаивать собственную точку зрения [1, С. 8].

Итак, на основе вышесказанного можно сделать ряд выводов:

−   Внедрение компетентностного подхода в учебный процесс в техническом вузе предполагает разработку учебных курсов и акцентирование внимания на их междисциплинарных связях, что приведёт к повышению конкурентоспособности специалистов на рынке труда.

−   Внедрение культурологического подхода в высшее профессиональное образование мотивируется потребностями современного общества. Общество нуждается не только в высокообразованных специалистах, но и в гибких, коммуникабельных и конкурентоспособных личностях. Данный подход является перспективным направлением развития системы высшего профессионального образования и адекватно отражает тенденции, происходящие в современном обществе. Использование культурологического подхода происходит за счёт изучения гуманитарных дисциплин в вузах. Технические знания формализованы, а гуманитарная подготовка способствует расширению кругозора, формированию мировоззрения и развитию личностного потенциала. Именно дисциплины гуманитарного блока знакомят с ценностями мировой и региональной культуры, дают понимание закономерностей развития общества и процессов, происходящих в нём, влияют на социализацию, самоактуализацию и самоидентификацию личности.

−   Внедрение проблемно-поискового подхода развивает мышление и креативность, так как человеческий потенциал часто рассматривается как, прежде всего, потенциал творчества. Данный подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение студентами предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, развивает умение слушать и воспринимать решения одногруппников, умение видеть ошибку или нелогичность в решении, толерантно относиться к мнению других и уважать его.

−                   Актуально выделение ряда технологий и методов, используемых при создании ГОС. Так, целесообразно использование следующих методов: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение и др.

−                   Анализ литературы позволил выделить междисциплинарные связи гуманитарных дисциплин (горизонтальные связи способствуют развитию мировоззренческих, социальных, и профессиональных умений и навыков; и вертикальные связи предполагают приобретение страноведческих, исторических, культурологических знаний, а также коммуникативных умений).

−                   Использование таких методов как «обучение в сотрудничестве», метод проектов, разноуровневое обучение и др. обусловлено выбранными подходами к построению содержания обучения и его организации.

 

Литература:

 

1.      Акопова М. А. Гуманитарная составляющая технического образования / М. А. Акопова // Вопросы методики преподавания в вузе. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2005. — Вып. 8 (специальный). — С. 4–11.

2.      Попков, В. А., Коржуев, А. В. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для студентов выс. уч. зав. / В. А. Попков, А. В. Коржуев. — М.: Центр «Академия», 2004. –2е изд., исп. и доп. — 192 с.

3.      Крылова Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. — М.: Народное образование, 2000. — 272 с.

4.      Зеер, Э. Ф., Павлова, А. М., Сыманюк, Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э. Ф., Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 216 с.

5.      Буланкина, Н. Е. Полиязыковое информационно-образовательное пространство личности. Методология. Проблемы. Технология: монография / Н. Е. Буланкина. — Новосибирск: НИПКиПРО, 2000. — 200 с.

6.      Бордовская, Н. В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: учебное пособие / Н. В. Бордовская. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. — 408 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle