Библиографическое описание:

Зайцева Т. Н., Быстрова А. А., Лаптева М. Д., Ходакова Е. Е. Услуги общественного питания в муниципальных учреждениях г. Магнитогорска // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 127-130.

Ключевые слова: муниципальные услуги, общественное питание.

 

Муниципальная деятельность реализуется через систему муниципальных услуг, предоставление которых обеспечивает те или иные составляющие качества жизни. Управление оказанием муниципальных услуг является важнейшей составной частью муниципального управления, поэтому вопрос о муниципальных услугах является ключевым для понимания всех социально-экономических процессов, происходящих на местном уровне. [6]

Одним из важнейших приоритетов обеспечения муниципального развития является повышение эффективности муниципальной деятельности и в ее составе совершенствование управления в сфере муниципальных услуг. В свою очередь, построение целостной системы управления муниципальными услугами является приоритетным направлением реструктуризации муниципального сектора экономики и всей системы местного самоуправления.

Развитие малого бизнеса, предпринимательской деятельности и, в целом, экономики муниципальных образований делают актуальными задачи, связанные с развитием муниципальной деятельности и совершенствованием управления в сфере муниципальных услуг. Необходимость обеспечения повышения эффективности муниципальной деятельности и качества муниципальных услуг, с одной стороны и объективными трудностями в части организации предоставления муниципальных услуг, с другой стороны, предопределяет актуальность.

Административная и муниципальная реформы ставят перед собой цели повышения роли экономических рычагов в управлении развитием территорий, усиления зависимости уровня жизни местного населения от вклада муниципального образования в социально — экономическое развитие региона и страны в целом. Появление новых видов муниципальных образований, обладающих разнообразным перечнем местных вопросов, а соответственно, и целями развития, требует пересмотра существующей практики управления муниципальным развитием.

В настоящее время в России в условиях продолжающегося снижения жизненного уровня населения, спада производства обостряются проблемы социального развития страны. Правительством и Государственной Думой России принимаются законодательные акты по социальной поддержке незащищенных слоев населения. В сложившихся условиях самой незащищенной группой являются дети. На их здоровье влияют различные факторы, в том числе и питание.

Проблема организации качественного и доступного горячего питания в общеобразовательных учреждениях является сегодня одной из наиболее значимых как для государства, так и для общества в целом. [5,2]

Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма, особенно в период роста и развития. На период от 7 до 18 лет, когда ребенок большую часть времени проводит в школе, приходится наиболее интенсивный соматический рост организма, сопровождающийся повышенными умственными и физическими нагрузками. [4]

Поэтому обеспечение подрастающего поколения полноценным сбалансированным школьным питанием, отвечающим физиологическим потребностям, возрастным особенностям и современным требованиям качества и безопасности пищевых продуктов, тесно взаимосвязано с демографическими процессами в нашей стране, здоровьем нации, а, следовательно, и с социально-экономическим развитием России.

Для детей школьного возраста, по крайней мере, один из приемов пищи в день должен быть организован в школе, что гарантировано законом «Об образовании». При переходе к рынку система поддержки социальной сферы, в том числе и школьного питания, перестала действовать из-за недостатка средств. В связи с этим стоит вопрос о реформировании и развитии предоставления муниципальных услуг по организации школьного питания с учетом условий рынка.

Муниципальная услуга является базовым элементом, клеткой муниципальной деятельности, основой экономических и социальных отношений между людьми на территории муниципального образования. [6]

Прежде чем характеризовать систему муниципальных услуг, необходимо рассмотреть особенности услуги как продукта человеческой деятельности. Свои потребности человек удовлетворяет с помощью материальных благ и услуг. Основные различия между материальным благом и услугой представлены в таблице 1.

Несмотря на эти различия, очевидно, что и на производство материальных благ, и при оказании услуг тратится человеческий труд, который должен быть оплачен.

Таблица 1

Различие между материальным благом и услугой

Материальное благо (продукт)

Услуга

Осязаемость

Неосязаемость

Существует отдельно от производителя

Неотделима от производителя

Качество можно измерить с помощью определенных параметров (характеристик)

Качество колеблется в широких пределах в зависимости от производителя, места и времени оказания (непостоянство качества)

Измерение качества ряда услуг затруднено

Подлежит сохранению в течение определенного времени

Не может быть сохранена (свойство несохраняемости)

Может перемещаться на значительные расстояния

Место производства и потребления услуги совпадают (свойство неперемещаемости)

 

Предоставление высокого качества муниципальных услуг и расширение их доступности для организаций и населения является приоритетом развития сферы муниципального управления Российской Федерации, а также одним из ключевых условий достижения стратегических целей социально-экономического развития страны и регионов.

В соответствии с Федеральным Законом от 27.07.2010 № 210- ФЗ, ст. 6 БК РФ, а также ряда остальных норм БК РФ муниципальную услугу могут оказывать: органы местного самоуправления и муниципальные учреждения.

Таким образом, предоставлять муниципальные услуги могут только органы местного самоуправления. Перечень органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги, является закрытым.

Школьное питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей и подростков, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде. Сегодня состояние здоровья детей, особенно школьников, находится на низком уровне и улучшение школьного питания особенно актуально. [1, 3]

В г. Магнитогорске такую муниципальную услугу, как школьное питание оказывает МП «Горторг». Главная особенность муниципального предприятия «Горторг» состоит в том, что его основная цель бесперебойная поставка продуктов питания высокого качества в закрытую социальную сферу города и организация школьного питания. [2]

Создание муниципального предприятия «Горторг» позволило решить сразу несколько проблем.

Во-первых, все закупки продовольствия для муниципальных нужд осуществляются исключительно на конкурсной основе городской комиссией, куда входят не только представители администрации, но и депутаты Городского собрания. Это позволяет закупить продовольствие по наиболее низким ценам, в том числе и за счет оптовых закупок, и как следствие, удешевить детское питание. Кроме этого такая система позволяет осуществлять контроль за целевым использованием бюджетных средств.

Во-вторых, предприятие имеет возможность следить за качеством приготовления блюд и осуществлять санитарный контроль, для чего на предприятии имеется группа технологов и санитарный врач.

В-третьих, осуществляет доставку продовольствия в соответствии с санитарными нормами. Специалистами предприятия разработаны и утверждены городским Центром Санэпиднадзора маршруты завоза продуктов питания в общеобразовательные школы, а в летнюю оздоровительную компанию — в городские и загородные муниципальные лагеря.

В-четвертых, была решена проблема с укомплектованием детских оздоровительных лагерей (ДОЛ). В летнее время освободившиеся работники пищеблоков направляются в городские и загородные ДОЛ.

В-пятых, появились существенные сдвиги в решении главной задачи — улучшения качества пищи. [4,7]

Муниципальная услуга «организация питания школьников» осуществляется за счет средств бюджета (льготное питание) и родительской платы.

В Магнитогорске льготное питание в школах на 2014–2015 учебный год сохранено. В 2015 году город продолжит предоставлять социальную поддержку в виде льготного питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях. Останутся без изменения категории школьников, имеющих право на льготное питание. Это дети из малоимущих семей, состоящих на учете в управлении социальной защиты, а также дети с нарушениями здоровья, состоящие на учете в городских поликлиниках. [4]

Полноценное, сбалансированное, безопасное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма, особенно в период его роста и развития. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность», при этом его формы организации выбирают сами.

Требования к организации питания определены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.5.2409–08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 г. № 45.

Министерством образования и науки Российской Федерации ежегодно проводится Всероссийский мониторинг организации питания в общеобразовательных учреждениях.

Таким образом, организация питания школьников в общеобразовательных учреждениях является актуальной и ей отдается первоочередное внимание со стороны Правительства РФ и администрации хозяйствующих субъектов.

 

Литература:

 

1           Барышникова Н. И., Закирова Д. Р. Разработка рекомендаций по школьному питанию [Текст]: материалы 72-й международной научно-технической конференции Актуальные проблемы современной науки, техники и образования /под ред. В. М. Колокольцева. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2014. — МГТУ, 2014. Том 1. — С.223–225

2           Долматова И. А., Быстрова А. А. Пути повышения рентабельности предприятий общественного питания в условиях кризиса [Текст]: материалы X научно-практической конференции Качество продукции, технологий и образования. — Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. — С. 90–93

3           Долматова И. А., Быстрова А. А., Лаптева М. Д. Лечебное питание отдыхающих в столовых при организации санаторно-курортного питания [Текст]: Сборник научных трудов III Международной научно практической конференции Современные технологии и управление. — Светлый Яр: Волгоградской обл., 2014. С. 304–308.

4           Долматова И. А., Зайцева Т. Н., Рябова В. Ф. Управление качеством в организации школьного питания [Текст]: материалы 73-й международной научно-технической конференции Актуальные проблемы современной науки, техники и образования /под ред. В. М. Колокольцева. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. Том 1. — С.212–216

5           Закирова Д. Р., Барышникова Н. И. Проблемы школьного питания [Текст]: материалы VI международной научно-практической конференции Современное состояние и перспективы развития индустрии питания и гостеприимства. — Челябинск: ЮУрГУ,2013. Том 1. С.63–6–54

6           Зотов, В. Б. Система муниципального управления [Электронный ресусрс]: учебник / В. Б. Зотов, Р. В. Бабун, А. Н. Кириллова. — Режим доступа. — referatwork.ru

7           Шикун, Н. И. Отдельные проблемы правового регулирования предоставления муниципальных услуг [Электронный ресурс] / Н. И. Шикун. — Режим доступа. — http:// izd.pskgu.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle