Библиографическое описание:

Наруцкая Н. В. Проблематика устройства детей, оставшихся без родительского попечения, и помощи им // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 505-507.

Перемены в социальной, культурной и духовной сферах общества, в общественном сознании приводят к осознанию необходимости помощи каждому человеку и особенно тому, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Дети, утратившие родительское попечение, являются наиболее незащищенной категорией людей ввиду своего возраста и невозможности защищать и отстаивать свои интересы самостоятельно. В связи с этим, государство должно создавать такой механизм помощи детям, чтобы каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, получал достойное воспитание, образование, всесторонне развивался и становился активным, полноправным членом общества.

Ежегодно выявляется более 90 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Рязанской области 78 % от общего числа детей-сирот находятся на семейных формах воспитания (опека, попечительство, приемная семья). Положительная динамика семейного устройства детей-сирот во многом определена сложившейся в регионе системой работы в данном направлении, подкрепляемой соответствующими решениями органов власти: 17 декабря 2013 года Правительство Рязанской области утвердило План мероприятий по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Рязанской области на 2013–2018 годы (Распоряжение Правительства Рязанской области от 17.12.2013 г. № 579-р).

Принцип приоритета семейных форм воспитания детей неоспорим, но следует понимать, что не каждый ребенок, оставшийся без родительского попечения, может быть устроен в семью.

Устройство всех без исключения детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи практически недостижимо, что обусловлено рядом факторов объективного и субъективного характера. Во-первых, ни каждый ребенок, оставшийся без родителей, сразу может быть устроен в семью. Подбор «новых» родителей процесс достаточно долгий и ответственный, в течение которого ребенок находится, в зависимости от своего возраста, в медицинской или образовательной организации, созданной специально для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во-вторых, ряд детей, особенно до первого года жизни, имеют заболевания не совместимые с жизнью и их устройство в семьи, как правило, затруднено. Можно перечислять множество причин, не позволяющих каждого ребенка устроить на воспитание в семью, но даже наличие одного фактора, одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, предопределяет необходимость обеспечивать на государственном и региональном уровне деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С 1 сентября 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» [1], которым установлен перечень осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определен порядок осуществления деятельности организациями для детей-сирот, порядок устройства детей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), указаны основания принятия решений по устройству детей в зависимости от осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот, а также требования к условиям пребывания в организациях для детей-сирот.

В Положении о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481, установлено, что к организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети.

Сеть организаций Рязанской области, в которых воспитываются дети-сироты, включает в себя ряд таких организаций, в том числе: 6 — из сферы образования и 1 — относится к системе здравоохранения — Рязанский Дом ребенка, который рассчитан на 150 мест для детей, оставшихся без родительского попечения, среди которых есть дети с различными формами поражения центральной нервной системы и с нарушением психики. «Воспитание детей-сирот — сложная задача, к каждому должен быть отдельный подход, для каждого свое ласковое слово, своя интонация. «Спасая одного ребенка, ты спасаешь целое поколение». Эти слова стали своего рода девизом для сотрудников Дома ребенка. Медико-педагогическим коллективом Дома ребенка ведется комплексная реабилитационная работа. Большой педагогический коллектив работает с детьми над их всесторонним развитием… С детьми-инвалидами проводятся дополнительные занятия по системе «Портаж» по определенной методике, где каждый вид занятий имеет узконаправленную цель, которая осуществляется поэтапно, маленькими шажками и предполагает систему учета реакций ребенка на каждый педагогический тест» [4].

Сложный, в плане возраста (от рождения до четырехлетнего возраста включительно), физического и умственного здоровья, контингент домов ребенка, предопределяет их юридическое отнесение к медицинским организациям, которые обеспечивают уход, диагностику, лечение, реабилитацию детей, организацию и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, комплексную оценку состояния здоровья детей, а также их воспитание и социальную адаптацию.

К образовательным организациям, для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует относить: детский дом (для детей раннего, дошкольного, школьного возрастов, смешанный); детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другие.

Исследователями достаточно давно обсуждается вопрос о необходимости совершенствования сложившейся системы организаций для детей, оставшихся без попечения родителей. Более 20 лет назад (в 1993 году) З. И. Воронина в своём диссертационном исследовании утверждала, что «необходимо провести реорганизацию существующих государственных детских учреждений: вместо трехзвенной (Дом ребёнка — дошкольный детский дом — школьный детский дом) сделать однозвенную, чтобы дети со дня поступления и до выпуска из детского учреждения воспитывались в одном детском доме…» [3, с. 120]. Аналогичной точки зрения придерживается Р. Л. Мурзин, дополнительно уточняющий: «… с момента набора группы до выхода из учреждения ребенок должен общаться с одним и тем же воспитателем» [5, с. 183].

Присоединяясь к точке зрения ученых, добавим, что процесс реформирования детских домов должен происходить комплексно и, в первую очередь, в интересах детей, с учетом психолого-педагогических критериев и необходимости наличия тех или иных организаций в определенном субъекте Российской Федерации. При этом, целесообразно, на наш взгляд, сокращение детских домов для детей раннего, дошкольного и школьного возрастов с сохранением детских домов смешанного типа, где воспитание ребенка осуществляется с раннего возраста до 18 лет, куда могут направляться братья и сестры разного возраста (например, Шереметьево-Песочинский детский дом (г. Рязань) рассчитан на детей в возрасте от 3 до 18 лет). Если же наполняемость детских домов, рассчитанных на определенный возраст детей, не приводит к необходимости их сокращения, то перспективным направлениям реформирования, является их реорганизация в детские дома смешанного типа, именно в них, ребёнок лучше адаптируется, социализируется, получает коммуникативные навыки, так как имеет контакты с ребятами различных возрастов.

В то же время внутри самой организации, предназначенной для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно происходить разукрупнение, то есть разделение на более мелкие единицы. «Разукрупнение — сделать менее крупным, разделить на менее крупные единицы» [6]. Согласно п. 1.3.4 Методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам опеки и попечительства по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей, указанных в Письме Министерства образования и науки РФ от 1 сентября 2014 г. № ВК-1850/07 [2], помещения, в которых размещаются воспитательные группы в организациях для детей-сирот, включают в себя соответствующим образом оборудованные жилые комнаты (в медицинских организациях на 6 человек, в организациях, оказывающих социальные услуги и в образовательных организациях, не более чем на 2–3 человека), санузлы, помещения для отдыха, игр, занятий, приема и (или) приготовления пищи, а также бытовые помещения.

Разукрупнение организаций для детей-сирот, создание в них безопасных, приближенных к семейным условий проживания и воспитания, является одним из основных приоритетных направлений деятельности по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот в субъектах Российской Федерации на современном этапе [2].

Разветвленная система организаций, в которые могут быть устроены дети, оставшиеся без попечения родителей, позволяет обеспечить интересы каждого ребенка в зависимости от состояния его физического и психического здоровья, возраста, а, в отдельных случаях, и личностных интересов ребенка, но такие организации нуждаются в существенной дополнительной помощи.

На наш взгляд, необходима активизация деятельности органов власти Рязанской области по стимулированию активности населения г. Рязани в отношении помощи детским домам, школам-интернатам, действующим на территории Рязанского региона. В данном направлении проводится определенная работа, но она не носит такой системный и глобальный характер, какая имеет место в отношении семейных форм воспитания детей-сирот. Следует более активно привлекать население к помощи детским домам, школам-интернатам. Так, в Рязани с 10 по 17 февраля 2015 года ко Дню спонтанного проявления доброты (неофициальный праздник, созданный по инициативе благотворительных организаций разных стран, отмечается по всему миру 17 февраля) в библиотеке имени Горького г. Рязани проходил сбор игрушек, настольных и спортивных игр, новых книг, канцтоваров для детей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната «Вера».

Вместе с тем, не до каждого жителя г. Рязани и Рязанской области «доходит» информация о подобных акциях, в связи с чем, целесообразным видится создание специальных интеренет-сайтов, увеличение количества социальной рекламы в торговых центрах, в общественном транспорте, в организациях и т. п., призывающей население оказывать помощь организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенных на территории Рязанской области. Чем больше люди будут узнавать о действующих в рязанском регионе организациях для детей-сирот, тем более обширная помощь им будет оказываться, а привлечение молодежи к благотворительной деятельности будет способствовать гуманистическому воспитанию молодого поколения.

 

Литература:

 

1.      Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 22. Ст. 2887.

2.      Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 сентября 2014 г. № ВК-1850/07 «О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru.

3.      Воронина З. И. Правовые формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: диссертация … канд.юрид. наук: 12.00.03. СПб., 1993. — 234 с.

4.      Методы работы с детьми [Электронный ресурс] // Рязанский дом ребёнка: [сайт]. URL: http://www.baby.ryazan.ru/methods.html

5.      Мурзин Р. Л. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: семейно-правовой аспект: диссертация… канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2006. — 206 с.

6.      Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: АСТ, 2015. — 896 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle