Библиографическое описание:

Михайлов В. В., Дрозд Д. А. Организация связи в трубопроводных частях // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 143-148.

В статье рассмотрен вопросы организация связи в трубопроводных частях и пути ее усовершенствования.

Ключевые слова: радиосвязь, радионаправление, полевой магистральный трубопровод.

 

Для управления трубопроводными частями и подразделениями в них создается система управления. Она включает органы управления подразделениями, пункты управления, систему связи и средства автоматизации.

Связь является основным средством управления трубопроводными частями и подразделениями, как в подготовительный период, так и в ходе развёртывания, эксплуатации и свёртывания трубопровода.

Своевременная организация и поддержание надёжной связи с вышестоящим штабом, с подчиненными и взаимодействующими частями и подразделениями является важнейшим условием выполнения боевой задачи. Знание офицерами трубопроводных частей и подразделений технических характеристик техники связи, порядка настройки средств связи, установления связи, ведения радиообмена является непременным условием выполнения поставленных задач.

Радиосвязь может быть организована по радионаправлениям (см. рисунок 1) и радиосетям (см. рисунок 2).

Радионаправление — способ организации связи между двумя радиостанциями.

Рис. 1. Радионаправление между двумя корреспондентами

 

Работа в радионаправлении может быть организована на одной общей частоте или на различных частотах передачи и приёма.

В зависимости от назначения радионаправления могут быть постоянно действующими, дежурными, резервными и скрытными. Применение радионаправлений повышает устойчивость, надёжность и пропускную способность радиосвязи, обеспечивает простоту и быстроту её установления, позволяет более эффективно использовать антенны направленного излучения и за счёт этого обеспечивать повышенную дальность связи.

Радиосеть — способ организации связи между тремя и более корреспондентами.

Рис. 2. Радио сеть между несколькими корреспондентами

 

Радиосвязь по радиосети обеспечивает возможность циркулярной передачи и поддержание связи между всеми корреспондентами сети на одной частоте с меньшим расходом сил и средств.

Радиосеть может быть постоянно действующей, дежурной, резервной и скрытной. Работа в радиосети в зависимости от ее назначения обычно организуется на общей частоте, на различных частотах передачи и приёма, на частотах дежурного приёма. Как правило, в трубопроводных частях и подразделениях радиосеть — постоянно действующая (дежурство организованно круглосуточно) и работающая на одной частоте. Но, здесь вскрываются большие недостатки: низкая пропускная способность и невысокая скрытность работы.

При организации радиосвязи на частотах дежурного приёма каждый корреспондент постоянно ведёт приём на присвоенной ему частоте, обмен между корреспондентами ведётся на частотах вызываемых корреспондентов или на специально выделенных частотах и в строго определённое время. Это значительно повышает устойчивость и скрытность радиосвязи.

Организация радиосвязи по радиосети (в сравнении с радионаправлениями) в общем случае значительно сокращает расход радиосредств, рабочих частот, увеличивает мобильность узлов связи, КП и ПУР, обеспечивает возможность циркулярной подачи.

В трубопроводных частях для связи с подразделениями широко используется радиорелейная связь. Организуется она с помощью передвижных радиорелейных станций Р-419МП (Р-409, Р-415) по радиорелейным направлениям и радиорелейным сетям.

Радиорелейное направление — способ организации радиорелейной связи между двумя пунктами управления, при котором связь осуществляется по отдельной радиорелейной линии, построенной непосредственно между ними.

Достоинства радиорелейного направления:

обеспечивает наибольшую надёжность связи и пропускную способность;

обеспечивает двустороннюю многофункциональную связь с использованием обычной оконечной аппаратуры;

обладает большой устойчивостью.

Недостатки в организации работы:

зависимость связи от рельефа местности;

громоздкость и трудность маскировки антенн и их уязвимость от ударной взрывной волны;

возможность перехвата передач;

значительное уменьшение дальности связи при работе в движении;

повышенный расход станций и рабочих частот.

Проводная связь используется для обеспечения внутренней связи в районе сосредоточения трубопроводной части, а в ходе развёртывания, эксплуатации и свёртывания трубопровода — для связи внутри командного пункта части и пунктов управления трубопроводных рот. Также проводная связь используется для связи КП трубопроводной части с промежуточной резервуарной группой трубопровода.

В подготовительный период силы, средства трубопроводной части и подразделений находятся в районе сосредоточения, который расположен в начале планируемой трассы развёртывания трубопровода.

В подготовительный период производится разведка трассы трубопровода, её пикетирование и вывоз труб на промежуточные пункты складирования труб (ПП-1). Для осуществления руководства группой разведки и автомобильной ротой по вывозу труб на промежуточный пункт складирования используются штатные средства связи (рисунок 3).

Рис. 3. Организация радио и радиорелейной связи в подготовительный период

 

Командир трубопроводной части обеспечивает руководство работой группы разведки по развёрнутой радиорелейной сети, в состав которой входят 4 ед. Р-419МП (Р-409, Р-415). Для обеспечения максимальной дальности связи с группой разведки на трассе развертываются два пункта ретрансляции.

Пункт ретрансляции № 1 развёртывается на удалении 35 км от района сосредоточения части. Пункт ретрансляции № 2 развёртывается на том месте, где находится промежуточный пункт складирования труб.

Таким образом, начальник колонны машин по прибытии на ПП-1 для разгрузки труб и по убытии с него докладывает через радиорелейную станцию Р-405 командиру (начальнику штаба) трубопроводной части о ходе работы.

Начальник автомобильной колонны по вывозу труб, находясь в голове колонны, поддерживает радиосвязь с техническим замыканием колонны по УКВ радиостанции Р-168–5УН (Р-107, Р-159), имеющиеся по штату в автомобильной роте.

В комплект радиорелейной станции Р-419МП входит УКВ радиостанция Р-107, Р-159. Поэтому распоряжением начальника штаба трубопроводной части вместе с двумя, имеющимися на трассе пунктами ретрансляции, развёртывают дополнительную радиосеть командира автомобильной роты, с целью обеспечения контроля прохождения автомобильных колонн. В случае технических поломок машин в колонне или внезапного нападения диверсионных групп на колонну, в ходе вывоза труб на ПП-1, производится немедленный доклад командиру трубопроводной части. Как правило, в конце подготовительного дня (Д-1) заканчивается разведка, пикетирование трассы трубопровода и вывоз труб на промежуточный пункт складирования (ПП-1).

В течение подготовительного дня (Д-1) на пунктах ретрансляции № 1 и № 2 проводится их инженерное оборудование. По опыту проведённых тактико-специальных учений, в целях уменьшения объёма проведения инженерных работ, целесообразно в конце дня Д-1 пункты ретрансляции не свёртывать, а использовать их в радиорелейной сети командира трубопроводной части первого дня развёртывания трубопровода (Д). Поэтому необходимо предусмотреть развёртывание пунктов управления трубопроводных рот и командного пункта части в этих районах.

Количество дней развёртывания трубопровода трубопроводной частью зависит от количества созданных команд ручного и механизированного монтажа, сложности трассы и времени года. Как правило, трубопроводная часть развёртывает трубопровод ПМТП-150, протяжённостью 150 км за 2,5–3,0 суток.

Рассмотрим вопрос организации связи по дням развёртывания трубопровода.

Вариант организации связи в первый день развёртывания трубопровода показан на рисунке 4.

Рис. 4. Организация радио и радиорелейной связи в первый день развёртывания трубопровода

 

В первый день развертывания трубопровода проводится:

монтаж трубопровода на эксплуатационном участке первой трубопроводной роты;

развёртывание гарнизонов насосных станций, согласно гидравлическому расчёту, на всём батальонном эксплуатационном участке;

развёртывание промежуточной резервуарной группы (склада горючего) на стыке двух трубопроводных рот.

Прежде всего, необходимо отметить, чтобы не допустить срыва в управлении подразделениями, радио- и радиорелейная связь должна быть развёрнута по полной схеме к 20.00 в Д-1.

По радиосети штаба тыла объединения (Р-140) командир трубопроводной части поддерживает радиосвязь с начальником службы горючего и смазочных материалов объединения и начальниками взаимодействующих складов горючего.

Штатные 4 ед. радиорелейных станций Р-419МП (Р-409) распределяются по 1 ед. между командным пунктом части, пунктами управления трубопроводных рот и начальным пунктом трубопровода (складом горючего). Этот вид связи служит как дублирующая связь. Основным видом связи командира трубопроводной части с командирами подразделений является радиосеть, организуемая по средствам УКВ радиостанций Р-168 (Р-107, Р-159).

В соответствии с требованиями руководящих документов пункт управления монтажной роты развёртывается совместно с пунктом управления той трубопроводной роты, на эксплуатационном участке которой проводится монтаж трубопровода (в первый день монтажа трубопровода — совместно с пунктом управления 1-й трубопроводной роты).

Для недопущения срыва подачи автомобилей-трубовозов на монтажные участки в радиосеть (по Р-168, Р-159, Р-107) командира трубопроводной части кроме пунктов управления трубопроводных рот включаются пункты управления автомобильной и монтажной роты.

В каждой из трубопроводных рот организуется отдельная радиосеть командиров рот с использованием радиостанций Р-168 (Р-107, Р-159). Радиосеть командира 1-й трубопроводной роты включает радиостанции Р-168 узла связи ПУР, созданных команд ручного монтажа, радиостанцию пункта управления монтажной роты и каждого гарнизона насосной станции на своём эксплуатационном участке.

Радиосеть командира 2-й трубопроводной роты включает радиостанции Р-168 узла связи ПУР, созданных команд ручного монтажа трубопровода и каждого гарнизона насосной станции на своем эксплуатационном участке.

В монтажной роте по штату имеется 11 ед. радиостанций Р-168 (Р-159, Р-107), что позволяет обеспечить связь с 6 монтажными отделениями, пунктом управления трубопроводной роты и КП части.

В автомобильной роте по штату 6 радиостанций Р-168, что позволит:

войти пункту управления роты в радио сеть командира части;

начальникам созданных 2 автомобильных колонн по подвозу труб на ПП-1 организовать в своих колоннах радио связь с техническим замыканием;

обеспечение управления автомобильными колоннами и при необходимости их перераспределение;

контроль прохождения колонн по трассе трубопровода;

немедленный доклад командиру трубопроводной части об имеющихся поломках машин в ходе марша или о внезапном нападении диверсионно-разведывательных групп противника с целью оказания им немедленной помощи.

После выполнения дневного задания по развёртыванию трубопровода, в 20.00 каждого дня, производится перемещение командного пункта трубопроводной части и пунктов управления рот на середину планируемого участка следующего дня развёртывания трубопровода. С целью недопущения потери управления в приказе на развёртывание трубопровода указывается:

в части — при выводе из строя КП обязанности командира трубопроводной части возлагается на одного из командиров трубопроводных рот;

в трубопроводной роте — при выводе из строя ПУР обязанности командира роты возлагается на одного из командиров трубопроводных взводов.

При перемещении в новый район связь с подразделениями не нарушается.

В период эксплуатации трубопровода производится перекачка горючего по трубопроводу, организуется аварийно-патрульная служба и инженерное дооборудование трассы трубопровода, КП части и ПУ трубопроводных рот. При переходе на период эксплуатации все средства связи переходят на другую рабочую частоту. Для управления подразделениями развёртывается радио и радиорелейная связь, приведённая на рисунке 5.

Рис. 5. Организация связи в период эксплуатации трубопровода

 

Командный пункт трубопроводной части, с целью обеспечения контроля за ритмичностью работы всей трассы трубопровода, располагается вблизи промежуточной резервуарной группы (склада горючего) и имеет прямую телефонную связь с ней.

Пункты управления трубопроводных рот находятся на середине своих эксплуатационных участков и организуют отдельные радиосети командиров рот.

Радиосеть командира трубопроводной части включает радиостанции Р-168 узла связи командного пункта трубопроводной части и пунктов управления трубопроводных рот и автомобильной роты.

Радиорелейная сеть командира трубопроводной части включает в себя радиорелейные станции Р-419МП, расположенные на командном пункте трубопроводной части, пунктах управления трубопроводных рот и начальном пункте трубопровода.

Радиосети командиров трубопроводных рот включают в себя радиостанции пункта управления роты и подчиненных гарнизонов насосных станций.

На гарнизонах насосных станций, где начальником гарнизона является командир трубопроводного взвода, для обеспечения связи с патрульной командой устанавливается радиостанция Р-168, которая входит в радиосеть командира трубопроводной роты.

Так как тактикой трубопроводных войск предусмотрено размещение личного состава отдельными небольшими группами (расчётами, экипажами, гарнизонами насосных станций) на 150 километровой трассе трубопровода, то роль радиосвязи в организации управления подразделениями в ходе выполнения боевой задачи очень велика.

Ответственность за связь возлагается на начальника штаба части, а непосредственная её организация — на начальника связи части (командира взвода связи).

 

Литература:

 

1.      Положение о трубопроводных войсках. М.:Воениздат.1987 г.

2.      Полевые магистральные трубопроводы повышенной производительности. Руководство по эксплуатации. — М,: Воениздат, 1982.

3.      Полевые трубопроводы. Учебное пособие. — М.: Воениздат, 1987.

4.      Б. Р. Каграманьян. Тактика трубопроводных соединений и частей. Учебное пособие. Ч.1, 2. Ульяновск, УВВТУ, 1995.

5.      Михайлов В. В. Организация связи в трубопроводных соединениях и частях. Учебное пособие, Ульяновск. 2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle