Библиографическое описание:

Исаева Е. В. Мониторинг сформированности информационной компетентности в процессе изучения дисциплины «математика» // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 575-578.

Вопросы компетентностного подхода в образовании, в педагогическом сообществе, рассматриваются с неослабевающим интересом. Причиной этому является множество проблем, возникающих при реализации данного подхода на практике. Говоря о новом поколении, мы сейчас имеем в виду, не только поколение обучающихся, но и используем, данное словосочетание как определение стандартов в образовании. Одной из составляющих в образовании, в соответствии с новыми стандартами, стал компетентностный подход, как возможность удовлетворить новые социально-общественные запросы в области образования.

Одним из важных вопросов, как нам кажется, является проведение мониторинга сформированности освоения компетенций. В данной статье предпринимается попытка сформулировать некоторые положения наблюдения и оценки освоения информационных компетенций обучающихся при изучении дисциплины «Математика».

Понятия «компетенция» и «компетентность» являются базовыми для определения компетентностно-ориентированного подхода.Компетенция — компонент качества человека, определяющий его способность выполнять определенную группу действий в сфере того или иного рода деятельности. Это некий уровень требований к человеку, соответствующий его роли в обществе. Уметь мобилизовать и актуализировать свои компетенции для решения реальных задач означает компетентность. [1]

В современном обществе, в бурно развивающемся информационном пространстве, освоение информационных компетенций, становиться одной из важных составляющих профессиональной подготовленности молодого специалиста. Изменяющиеся реалии требуют от человека постоянного обучения и самообучения. Информационное общество требует от людей новых умений и навыков в трех ключевых сферах «умение учиться, умение общаться и умение выбирать» [2]. Исходя из вышесказанного, можно выделить три основные цели в освоении информационно-коммуникативных компетенциях: умение учиться, умение общаться, умение выбирать.

1.                  Умение учиться. В современном обществе информация быстро устаревает, поэтому задачей преподавателя становиться, говоря словами психолога Герберта Герджоя необходимость «научить индивида, как классифицировать и переклассифицировать информацию, как оценивать ее достоверность, как при необходимости изменять категории, как переходить от конкретного к абстрактному, и наоборот, как взглянуть на проблемы под новым углом зрения, как заниматься самообразованием. Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать, а тот, кто не научился учиться» [2].

2.                  Умение общаться. Умение, которое как, казалось бы, должно быть более развитым, благодаря социальным сетям Интернета, но общение в реальной сфере часто вызывает большие затруднения у обучающихся. Понять чужую мысль, изложить свою идею, переработав определенный учебный материал — является проблемой практически для всех студентов.

3.                  Умение выбирать. Выбор необходимой информации для решения поставленных задач — необходимое условие для развития способностей учащегося. Это качество позволяет на основе выбранной информации — найти верное решение предметных заданий, дает возможность активно развивать компетентностные навыки.

Подбор оценочных средств, для выявления уровня компетентностной подготовки является одним из самых важных вопросов диагностирования.

Говоря о возможности замерить уровень освоения информационной компетенции, следует выделить основные типы заданий, предназначенных для развития данных компетенций: реферативная и научно-исследовательская работа, работа с профессионально-значимыми математическими терминами и понятиями, решение ситуационных задач.

Реферативная и научно-исследовательская работа предполагает работу с большим количеством информации, использование ИКТ, и использование технических средств для представления своей работы. Для освоения информационной компетентности написание и защита реферата является самым оптимальным заданием. На каждом этапе выполнения работы обучающимся требуется обрабатывать и анализировать информацию. Например, в группах гуманитарного направления, выполнение реферата предусмотрено для всех студентов. Помимо тем рефератов, связанных с изучением биографии математиков и работ в области развития математики, предусмотрены темы, связанные с будущей профессией. Например, для специальности «Правоохранительная деятельность» предусмотрены рефераты: «Методы познания»; «Дедуктивные методы исследования», «Сравнение метода индукции и дедукции на примере литературы детективного жанра», конечно в каждом реферате предусматривается раздел, посвященный изучаемой дисциплине. Выполнение такого реферата предполагает изучение нескольких источников. В виду ограниченности времени одну тему предлагается разрабатывать не одному студенту, а группе из 2-х, 3-х человек, причем информацию к предложенной теме, необходимо собрать каждому. Проведение такого реферативного занятия в начале учебного года позволяет создать атмосферу сотрудничества и делового партнерства, а также значительно развить умения в области освоения информационной компетентности.

Вторым направлением в видах деятельности, развивающих информационную компетенцию, является работа со словарем. Найти понятие, слово, определение — здесь возможно замерить время, требуемое на выполнение задания, методы и алгоритмы поиска.

При изучении математики мы сталкиваемся с большим количеством понятий. Нередко понимание определенного математического термина дает возможность успешно решить самую сложную задачу и самостоятельно вывести требуемую формулу. Включение в тестовые задания профессионально-значимых предметных понятий, дает возможность замерить уровень освоенности компетенции. Например: точка, прямая, угол, плоскость, понятия, которые мы применяем при изучении стереометрии. Одновременно эти же слова могут употребляться: прямая бровей, угол линии челки, плоскость лица, параллельно плечам и т. д. в терминологии, например парикмахеров или стилистов. Дать определение понятиям, привести пример использования этого понятия при выполнении профессиональной задачи — для этого требуется обладать некоторыми знаниями о работе с информацией.

Традиционная математика использует несколько прикладных сюжетов, которые сейчас в виду долгого использования этих сюжетов кажутся составной частью математики. Приведенная ниже задача предполагает использовать понятие «золотое сечение». Прикладная направленность предложенной задачи состоит не только в том, ее формулировка насыщается «производственным содержанием», но и в том, что она позволяет определить уровень информационной компетентности и использовать определенные знания и умения для решения задачи, описывающей реальную ситуацию. Решение ситуативной задачи требует не только конкретных знаний из раздела геометрия, которая испокон веков стоит ближе всего к применениям математики, но и знаний из других разделов (алгебра — нахождение пропорциональной зависимости).

Конструктор задач, предложенный Илюшиным позволяет дифференцированно оценить знания и умения обучающихся.

Пример задания.

После окончания Технологического колледжа, как победитель регионального конкурса «Парикмахерское искусство», Вас направили проходить стажировку в город солнца и кинозвезд Лос-Анджелес штат Калифорния. Быстро собрав вещи в свой конусообразный рюкзак, Вы отправились на вокзал и успели сесть на поезд «Челябинск — Москва», составленный вагонов-параллелепипедов необычного дизайна. Ваш самолет взлетел вовремя, и через 12 часов вас встречал Лос-Анджелес: ярко синим небом, пальмами со стрижкой «Вальс». Полет показался Вам незаметным: 45 минут вы любовались пирамидами гор через круг иллюминатора; 5 часов — спали; 50 минут обедали, а остальное время читали. Устроившись на ночлег, Вы тут же отправились к месту прохождения стажировки. Им оказался салон, обслуживающий самых известных кинозвезд, а Ваш руководитель — мастер, обслуживающий многих из них. После краткого знакомства — он предложил Вам выполнить задание: «Необходимо определить форму лица, выявить отклонения от идеальной формы и предложить возможные варианты причесок для некоторых кинозвезд, при этом просил аргументировать свой ответ».

Задание для студентов:

-          ознакомление — сгруппируйте понятия геометрии и понятия, связанные с вашей профессиональной деятельностью;

-          понимание — покажите связи, которые, на ваш взгляд существуют между понятиями геометрии и решением поставленной задачи;

-          применение — сделайте эскиз рисунка, который показывает основной принцип решения поставленной задачи;

-          анализ — раскройте особенности решения данной задачи;

-          синтез — изложите в форме рекомендаций решение задачи и укажите отклонение от идеальной формы лица, если такое отклонение есть;

-          оценка — определите возможные критерии оценки решения данной задачи.

Решение ситуационной, компетентностно-ориентированной задачи, также дает возможность замерить освоение информационной компетенции. Оценка сформированности информационной компетентности приведена в таблице 1.

Анализируя диагностическую карту, следует отметить, что мы опираемся на исходный нулевой уровень, предполагая, что учащийся не обладает даже самыми первичными навыками в области работы с информацией. Высокий уровень (3) предполагает ту информационную компетенцию, которой должен соответствовать специалист, получающий диплом о СПО.

Таблица 1

Диагностическая карта сформированности информационной компетентности

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста

Развивать способности:

к поиску информации (ОК 4.1)

— к извлечению и обработке информации (ОК 4.2)

Уметь:

находить, систематизировать и использовать информацию для написания рефератов и сообщений, создания презентаций

Знать:

приемы и методы поиска, анализа, переработки, систематизации информации и представления в виде планов, тезисов, конспекта, схем, таблиц и т. д.

3*

Вы можете самостоятельно определить источники информации разного вида: библиографические и интернет-источники; проанализировать и извлечь необходимую информацию для выполнения профессиональной задачи, выбрать наиболее оптимальные способы переработки и представить в виде планов, тезисов, конспекта, схем, таблиц и т. д..

2

Вы можете самостоятельно определить источники информации различного вида: библиографические и интернет-источники; проанализировать и извлечь необходимую информацию для выполнения учебной ситуационной задачи, выбрать наиболее оптимальные способы переработки и представить в виде планов, тезисов, конспекта, схем, таблиц и т. д.

1

У Вас возникают трудности в определении источников информации различного вида: библиографические и интернет-источники, но Вы можете выделить ключевые понятия в предложенной информации, составить план по предложенному алгоритму и изложить текст, опираясь на план из предложенных источников

0

Вы не можете извлечь информацию из предложенных источников и не владеете всеми типовыми способами переработки информации

* 3–2 — 1–0 — уровни сформированности информационной компетентности.

 

Если мы обратимся к основным концепциям системы продуктивного обучения, изложенные в книге «Для преподавателя» М. И. Башмаковым [3], то можем определить место информационной компетентности: информационная компетенция входит составляющей в каждую из составляющих концепции продуктивного обучения (рисунок 1).

Рис. 1. Информационная компетентность

 

Подводя итоги, отметим, что информационная компетентность обучающегося, а в дальнейшем выпускника, определяет его способность уметь ориентироваться в информационном пространстве и использовать все возможности к самореализации. Информационная компетентность не является чем-то заранее заданным — освоение умения работать с информацией и обрабатывать ее, извлекая необходимую для успешного решения поставленных задач, является навыком, приобретаемым в течение всего курса обучения.

 

Литература:

 

1.                  Субетто, А. И. Компетентностный подход [Текст] / А. И. Субетто. — //Монография. — М. — 2007. — 246 с.

2.                  Тоффлер, Э. Шок будущего [Текст] /Э. Тоффлер. — М.: АСТ. — 2004. — 557 с.

3.                  Башмаков, М. И. Математика. Книга для преподавателя [Текст] /М. И. Башмаков. — М.: «Академия». — 2012. — 127 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle