Библиографическое описание:

Аникина А. П. Психологические основы передачи эмоций в детских рисунках // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 560-564.

Изобразительная деятельность имеет особое значение для развития дошкольников, она способствует не только реализации творческого потенциала, эстетическому воспитанию, формированию познавательных процессов, представлений об окружающем мире, произвольного поведения, но и эффективному развитию эмоциональной сферы детей. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования 2014 г. (ФГОС ДО) также предусмотрено развитие у детей эмоциональных представлений и эмоциональной отзывчивости, сопереживания как при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, так и при восприятии художественных произведений. Рассматривая возможность формирования у детей эмоционального выразительного образа человека с помощью портрета как одного из жанров изобразительного искусства, в котором основным образом является человек, мы изучили особенности выражения дошкольниками эмоционального состояния человека в рисунке.

Ключевые слова: дошкольники, эмоционально-выразительный образ человека в рисунке, эстетическое развитие, формирование выразительного образа, индивидуальный образ, эмоциональная оценка.

Expressive activity is of particular importance for the development of preschool children, it not only contributes to the realization of creative potential, aesthetic education, formation of cognitive processes, perceptions about the world, arbitrary conduct, but also the effective development of the emotional sphere of children. Federal state educational standard of preschool education 2014 (GEF) also provides for the development of children's emotional perceptions and emotional responsiveness, empathy as when interacting with peers and adults, and in the perception of works of art. Considering the possibility of the formation in children of emotional expressive an image of the person using the portrait as one of the genres of fine art, in which the main image is a man, we studied the expression of preschoolers emotional state of the person in the picture.

Keywords:preschoolers, emotional and expressive image of human figure, aesthetic development, the formation of an expressive image, the image of an individual, emotional assessment.

 

Эмоции человека являются психическими процессами и имеют свои особенности. Так, благодаря одним психическим процессам — ощущению, восприятию и мышлению, в сознании человека отражаются различные предметы, явления, их свойства и качества. Именно эмоциональное отношение дает человеку возможность увидеть, услышать, почувствовать и осознать всю красоту и многообразие окружающего мира.

Без эмоций, картина мира, которую человек выстраивает в своем сознании была бы бесцветной. Проявляя эмоциональное отношение мы можем выделить наиболее важное для себя, создавать индивидуальный образ окружающего, в котором «эмоции… окрашивают отображаемое содержание».

Как отмечают психологи М. А. Басов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Изард Керрол Е., все события и явления, в которых принимает участие человек или которые он просто пассивно наблюдает, так или иначе затрагивают эмоциональную сферу.

В зависимости от того, насколько сильно явление окружающего мира переживается нами, как глубоко они затрагивают интересы и потребности личности, в психологии эмоциональные переживания делятся на настроения, аффект и страсти. Самым же простейшим видом эмоциональных переживаний является чувственный тон ощущения — кратковременное эмоциональное переживание, оно возникает с прекращением возникших ощущений.

Как отмечается психологами и физиологами, «воспитание эмоций у ребенка следует начинать с раннего возраста. Это залог формирования у него здоровой нервной системы, положительных эмоциональных впечатлений, прежде всего ощущения радости и счастья, благодаря чему можно рассчитывать на то, что ребенок вырастет с крепкими нервами». Воспитывая эмоции ребенка, мы закладываем основу развития чувств.

Чувства представляют собой устойчивые эмоциональные отношения к другим людям и явлениям действительности. Чувства в отличие от эмоций носят предметный характер. Различают нравственные, интеллектуальные, эстетические и практические чувства. Разные люди обладают разной эмоциональностью, которая является одним из компонентов темперамента человека.

Внешние эмоции человека проявляются в выразительных мимических движениях — движениях мышц лица и части тела.

Физиологами и психологами доказано, что эмоциональные переживания влияют на работу всего человеческого организма и на все психические процессы человека:

1)      «Эмоции активизируют автономную нервную систему, которая изменяет ход работы эндокринной и нервно-гуморальной систем…».

2)      «Эмоции интереса вместе с познавательными процессами и ориентациями направляют восприятие, познание, действие».

3)      «Эмоции тесно связаны с памятью: «с помощью эмоционального процесса некоторое предметное содержание может быть выдано в сознание».

Эмоции человека не развиваются сами по себе. Их развитие связано с развитием личности.

В 7–8 месяцев появляется избирательное отношение к окружающим, в основе которого лежит эмоциональный контакт.

8–9 месяцев малыш эмоционально реагирует на все то, что его окружает. Он заряжается настроением окружающих и проявляет свое отношение к событиям. При тревоге, возбуждении возникает ответная реакция, часто в виде плача и крика.

С 1 года до 3 лет ребенок накапливает эмоциональный опыт, прежде всего, в общении с членами семьи, а так же благодаря развитию познавательной активности и любопытства.

В возрасте от 3 до 5 лет происходит дальнейшее формирование личности ребенка. Его чувства уже обозначаются словами. Дети этого возраста могут уже не только выражать свое отношение к предмету или явлению, но и понять и пережить состояние другого человека.

С 5–7 лет эмоциональная сфера дошкольников продолжает развиваться благодаря расширению сферы общения, круга интересов, развитию мышления. Таким образом, развитие эмоций тесно связано с развитием ребенка вообще и с процессом развития личности в частности. Известно, что каждый ребенок — это индивидуальность, который имеет свои неповторимые особенности. Все они обнаруживаются в эмоциональной сфере, «радуге чувств и эмоций». Разные люди обладают разной эмоциональностью, которая является одним из компонентов темперамента человека.

Как компонент темперамента эмоциональность представляет собой особенность протекания чувств, эмоций, настроений, а так же их модальность — страх, радость, гнев. В психологии существует 4 основных вида темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Психологи указывают и на тот факт, каким цветом дети-дошкольники (в основном младшие) изображают людей, особенно родителей. По итогам детских работ можно судить об эмоциональном состоянии ребенка, его внутреннем отношении к окружающим, в том числе и к самым близким. Врачи-психологи М. Либерман и Сели говорят о том, как и когда ребенок создает портрет противоположного пола. Если в среднем и старшем дошкольном возрасте мальчики часто изображают женщин, девочек в своих работах и не могут порой дать объяснение на вопрос кого они нарисовали. То педагогам и родителям следует обратить на это внимание, т. к. этот факт является показателем в неблагополучии в сексуальном развитии ребенка. Хочется еще отметить, что на качество изображения человека себя, влияет развитие самосознания.

Нет еще сколько-нибудь обоснованного и правильного мнения о себе и у младшего дошкольника, который попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются.

Умением сравнивать себя с другими ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту, и это служит основой правильной самооценки. Вот почему старшие дошкольники лучше понимают такое понятие, как «автопортрет». Им легче изобразить самого себя на листе бумаги не в плане выразительности средств, а в самом понимании ребенком сути рисунка. Но все таки в целом ребенок обращен к высшему миру в большей степени, чем на самого себя.

Показателем эмоционального состояния ребенка являются так же выразительные средства, которыми пользуется ребенок при изображении предметов и человека. Тщательность прорисовки являются средством для выражения отношения к изображаемому. Ребенок, в своих рисунках создавая выразительный образ человека развивает свое воображение, фантазию, изображает свою модель окружающего мира, высказывает художественным языком свои впечатления и эмоциональное отношение, используя выразительные средства рисования, предварительно заполнив свой опыт багажом определенных знаний, умений, навыков.

Рассматривая возможность формирования у детей эмоционального выразительного образа человека с помощью портрета как одного из жанров изобразительного искусства, в котором основным образом является человек, мы изучили особенности выражения дошкольниками эмоционального состояния человека в рисунке. Для этого на базе Автономного образовательного учреждения муниципального образования г.Долгопрудного центр развития ребенка — детского сада № 26 «Незабудка» с 2010 г. по 2014 г. нами проведено исследование, в котором приняли участие 100 детей седьмого года жизни из подготовительных к школе групп. Для начала был сформирован творческий коллектив, ориентированный на организацию и реализацию инновационного процесса, на выдвижение новых целей и задач ФГОС, создания технологий и методик развития творческих способностей дошкольников.

На занятии мы решали следующие задачи:

-        научить детей не только эмоционально-эстетически воспринимать человеческий образ, но и «проникать в его душу», быть с ним «одним целым». Стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмыслить имеющийся опыт. В данной диагностике оценивается оригинальность и качество выполненного рисунка.

-        продолжать знакомить детей с особенностями языка эмоций в рисовании людей — с помощью мимики лица выражать разное эмоциональное состояние, совершенствовать навыки овладения этим языком.

На занятии мы старались создать такую атмосферу, которая позволила бы детям почувствовать эмоциональное состояние и характер сказочных героев, перевоплотиться мысленно в них, используя выдержки из литературных текстов — сказок, педагогические рисунки и собственную эмоциональность педагога. Нами были зачитаны наиболее яркие в эмоциональном плане моменты сказок, описывающие черты характера героев, сопровождающиеся рассматриванием иллюстраций к сказкам. Каждому ребенку предлагалось высказать свою точку зрения об одном из обсуждаемых героев. Дети очень хорошо подбирали словесную характеристику, т. к. этому занятию предшествовала игра «Подбери слова». Затем детям было предложено решить проблемную ситуацию, состоящую в том, что если бы все герои переоделись в одинаковую одежду, а на лицо одели маски, то как их можно будет узнать? Подсказкой является мимика. Ребята с удовольствием играли в игру «Маска, я тебя знаю», правильные давали ответы…

Затем с детьми обсуждались эмоции (какие они бывают, в каких случаях какие эмоции проявляются у ребят, и какие у сказочных героев). После чего им предоставляли на белом листе формата А 4 пустые одинаковые окружности и просили изобразить в каждой из них «эмоцию Колобка», при этом воспитатель называл каждую эмоцию разнообразными словами-синонимами, дети могли использовать простой и цветные карандаши.

В процессе проведения занятия и по его результатам нами было выявлено следующее:

-        собственная эмоциональность педагога в комплексе с использованием текста литературного произведения (в данном случае выдержки из русских народных сказок) является аффективным примером для формирования эмоционально эстетического сопереживания персонажам и способа вызвать эмоциональный отклик в рисунках от изображаемого образа человека; это оптимальный путь, чтобы получить устойчивую эмоционально-эстетическую реакцию у дошкольника;

-        прием использования разнообразных изобразительных материалов позволяет детям свободно подходить к созданию выразительного образа, комбинируя эти материалы по мере надобности и создавать интересные рисунки.

На занятии мы продолжили процесс формирования чувства переживания по отношению к изображаемым образам людей и обучения детей овладением навыками создания выразительных образов, используя язык эмоций в рисовании.

На занятиях была использована следующая игровая ситуация: Волшебнице надо раздать новые костюмы сказочным героям, но злая фея все перемешала в ее сундуке, и теперь Волшебница не может разобраться где чей костюм. Эта проблема заинтересовала детей. В качестве образцов изображения героев и их одежды нами использовались педагогические рисунки и иллюстрации. Перед тем, как решить эту задачу мы обсудили с детьми путь ее решения — выявили, что каждому человеку, герою сказки соответствует одежда определенного фасона, цветовой гаммы и символики, выражающая так же определенный характер и настроение, как и лицо. Волшебница «помогала» каждому маленькому художнику, а они охотно с ней делились своими суждениями. После этого детям было предложено изобразить сказочных героев, одетых в костюмы на листе бумаги. По ходу рисования педагог с Волшебницей отмечали наиболее удачные рисунки, выделяли их особенности. Занятие получилось интересным.

В ходе занятия было выявлено:

-        введение игрового персонажа и создание игровой ситуации явилось эффективным приемом для активизации эмоционального интереса у детей;

-        дети получили возможность «пообщаться» с одним из персонажей сказки, что помогло создать атмосферу радости, большой заинтересованности на занятии и сделать его живым и интересным.

Способность сопереживать изображаемым героям в вербальном плане выражалась в высказываниях детей. Примеры: Алеся Б.: «Я нарисовала ленивого Емелю в больших и красных штанах, а на рубашке нарисовала бублик, потому что он много ест и ничего не делает».

Женя С.: «Кощей — Бессмертный у меня в длинном черном плаще и с медальоном в форме дракона. Ведь он же злой и сердитый».

Настя П.: «Царевну-Несмеяну я нарисовала с искривленным ртом и множеством слезинок на лице».

Следующее занятие было заключительным на последнем этапе формирующего эксперимента. Его задачей было закрепление техники, способов и средств выражения человека используя при этом и язык эмоций; умение давать эмоционально-эстетическую оценку человеческим образам.

На этом занятии мы создали нетрадиционную ситуацию — попросили детей изобразить себя, объяснив при этом, что этот процесс в рисовании называется «автопортретом». Дети первую минуту пришли в замешательство, т. к. создаваемые ими ранее портреты являлись в большей степени плодом их воображения. А в нынешней ситуации приходилось постоянно прибегать к сравнению с самим собой. В помощь детям было предложено внимательно рассмотреть себя в зеркале, свои черты лица, пропорции тела. Цвет волос, глаз и т. д. Затем дети вслух описывали себя, отмечали особенности своей внешности. Дети выполняли эту работу с интересом, обмениваясь мыслями друг с другом по ходу работы. Примеры высказываний детей:

Алеся Б.: «У меня губки пухленькие и ротик тоже, а еще носик».

Женя С.: «Я сильный, вот какие у меня плечи. А еще я усы себе нарисую, как у папы».

По результатам заключительного этапа можно сделать следующие выводы:

-        при создании эффективных педагогических условий возможно формирование эмоционально-выразительного образа человека при использовании языка эмоций техники изображения и средств выразительности;

-        была выявлена особенность, что дети очень часто преображают настоящий образ человека в более «богатой», дополняя его своим воображением;

-        дошкольники в основном дают только положительную оценку своей внешности.

Проанализировав работы детей и подводя итоги формирующего эксперимента мы выявили:

-        что сформировать эмоционально-выразительный образ человека в рисовании старших дошкольников при создании эффективных педагогических условий можно через три этапа: этап эмоционально-эстетического восприятия портрета; этап формирования чувства сопереживания, выявление эмоционального отклика на изображаемый ими образ человека; этап формирования использования техники и способов изображения, средств выразительности при создании рисунка человека, используя при этом и выразительные средства языка эмоций в рисовании. При овладении не только языком эмоций, но и умении использовать технику изображения человека, ребенок создает гармоничный выразительный образ, который далек от абстракции и близок к реальности — создание себе подобного, «живого» и значит эмоционального.

-        дети способны в создаваемых рисунках открыть свое эмоциональное отношение.

Таким образом, для выражения эмоционального состояния человека в рисунках старших дошкольников необходимы как обучение техникам изображения человека, знакомство с возможностями передачи эмоционального состояния при помощи цветовой гаммы, прорисовки мелких элементов, деталей костюма, аксессуаров, так и мотивация детей, их заинтересовать в передаче собственного отношения к изображаемому.

Поставленные цели и задачи с учетом программных требований и образовательных областей ФГОС были достигнуты, отмечена положительная динамика сформированности эмоционального отношения к человеческим образам и технике их изображения в рисовании детей 6–7 лет, поэтому еще раз подтверждается знание о том, что художественно-эстетическое развитие ребенка и детское изотворчество является примером тому, что уже ребенок-дошкольник не просто учится, он способен создавать общественно значимые художественные ценности!

 

Литература:

 

1.                  Изард Кэрролл Е., Эмоции человека (перевод с англ.) М., Изд. Моск. Университета, 1980, с. 21, с. 201–206.

2.                  Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Мозаика-Синтез, М., 2008. -160 с.

3.                  Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 192 с.

4.                  Котова Е. В., Кузнецова С. В., Романова Т. А. Развитие творческих способностей. М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.

5.                  Рубинштейн С. Л. Основы психологии в 2-х томах том 2. М., Педагогика, 1989, с. 78, 140, 149.

6.                  Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве издательство. — M.: Просвещение, 1965. — 344 с.

7.                  Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания//Известия АПН РСФСР. — М., 1947 — Вып.11 — С. 19.

8.                  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М: УЦ Перспектива, 2014 г. — 32 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle