Библиографическое описание:

Омарова З. Н. Рисковая безграмотность: анализ проблемы // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 417-420.

В статье анализируется проблема рисковой безграмотности современного общества. Выявлен негативный потенциал риска в процессе деятельности современного человека. Обосновывается важность развития рисковой грамотности населения для выживания в современном динамичном обществе. Сделаны выводы о необходимости её повышения, за счет предоставления в полном объеме информации о значимости знаний о риске для прогрессивного общественного развития.

Ключевые слова: риск; осознание риска; принятие риска; рисковая грамотность.

 

Изучение и исследование риска является объективной необходимостью, вызванной развитием инноваций с головокружительной быстротой. Различные риски сопутствуют жизни и человека, и общества, однако осознание важности их изучения пришло лишь в середине ХХ века, и было связано с появлением глобальных проблем и кризисных явлений. Процесс модернизации лишь способствовал появлению новых рисков, а процесс глобализации повлиял на степень их распространения. Современное общество устроено таким образом, что в нем не может существовать деятельности независимой от риска. В этих условиях современное общество постепенно превращается в общество высокого риска, и существование человека становится все более рискогенным. О. Н. Яницкий раскрывает причины актуальности анализа рисков российского общества, считая, что распространение рисков становится повсеместным. Он определяет современное общество как общество всеобщего риска [1].

Риск — это часть действительности, которую человек не всегда способен нейтрализовать, принимая ее как данность бытия. Современный человек не только попадает в ситуации риска, но и сам их провоцирует и создает, пытаясь выжить в условиях «общества риска». Это поставило перед человечеством задачу адаптироваться к новым рисковым условиям жизни, проанализировать особенности риска в современном обществе, минимизировать последствия рисков, повысить общий уровень рисковой грамотности [2].

Общество в целом безграмотно по отношению к рискам, что нередко приводит к убыткам и потерям. Рассматривая вопрос о силе этого влияния, необходимо подчеркнуть, что в сознание россиян риск — нежелательное, неуправляемое явление, которого нужно по возможности избегать или минимизировать. Еще одна особенность — стремление переложить свою ответственность на других, что позволяет сознательно не стремиться к получению элементарных знаний, не вникать в содержание, в данном случае это резко усиливает негативные последствия рисковой безграмотности россиян. Зачастую, люди, сталкиваясь с проблемой выбора в условиях опасности, принимают решения без чёткого понимания сущности и содержания риска, или природы принятия решения.

Рисковая грамотность — это базовое знание, необходимое для выживания в современном технологическом обществе. Общественная неграмотность в отношении рисков приводит к упущенной выгоде и к серьезным материальным и моральным потерям. Особенность социального знания в накоплении информации о риске, поскольку восприятие социального действия как изначально рискогенного даёт шанс избежать серьёзных потерь.

Само существование риска дает сильнейший толчок для развития экономики страны. Без риска не было бы никаких возможностей для получения прибыли. И инвесторы, и владельцы бизнеса должны стремиться избежать всех ненужных рисков, не нарушая правильное функционирование бизнеса [3]. Осознание риска подразумевает больше, чем быть просто хорошо информированным. Нужно понимать, что риском можно и необходимо управлять. Для этого его надо анализировать, правильно идентифицировать, оценивать возможные последствия, применять превентивные меры, разрабатывать мероприятия по нейтрализации рисков и т. д.

Несмотря на развитие культуры и образования, использование передовых достижений науки и техники, значительное совершенствование технологии в производственных процессах, способствующие повышению безопасности, возникают новые виды угроз, которые по своим последствиям превосходят ранее существовавшие. Это обусловлено:

-        радикальными структурными сдвигами в экономике, связанными с развитием принципиально новых производств, распространением микроэлектроники, робототехники, освоением космического пространства и др.;

-        ростом потребления всех видов энергии и природных ресурсов;

-        глобальными изменениями природной среды (потепление климата, образование «озоновых дыр» в атмосфере);

-        возникновением новых загрязнителей окружающей среды;

-        влияние информационных технологий на психику человека, приводящим к распространению большого числа психических расстройств;

-        появлением новых заболеваний;

-        усилением военно-политического противостояния и обострением криминогенной обстановки.

Важным аспектом рисковой грамотности является осознание и принятие риска обществом. Осознание риска — это понимание того, что столкнувшись с рисковой ситуацией, вы откажетесь от принятия непродуманных решений, не подкрепленных тщательным анализом, а примите рациональное, «взвешенное», затратив усилия на добывание дополнительной информации и ее осмысление.

Под «принятием риска» в экономическом словаре понимается «участие в деятельности, сопряженной с риском, при наличии более безопасного альтернативного варианта. Такая ситуация встречается довольно часто: например, человек предпочитает заниматься предпринимательством на свой страх и риск, а не работать на хозяина. Даже не расположенным к риску лицам приходится сталкиваться со многими видами риска: они бы с радостью предпочли более безопасный вариант, если бы средний ожидаемый доход по нему был равен доходу от более рискованного проекта» [4].

Принятие социального риска — это принятие обществом факта рискогенности собственной жизнедеятельности, равно как и небезопасности среды своего обитания. Риск существует одновременно с опасностями, процессами их проявления и эффектами. Люди, признавая риск, должны признавать величину и неравенство распределения последствий. Одним из способов, которые минимизируют риск, выступает изменение поведения людей. Социальное знание расширяет касающийся проблем риска категориальный аппарат, вводя в научный потенциал, такие понятия как «опасность», «неопределенность», «случайность».

На решение о принятие риска влияют всевозможные обстоятельства. Основными факторами, влияющими на принятие риска, являются:

-                   готовность к принятию рисков;

-                   возможные потери и негативные последствия осуществления риска;

-                   величина потерь, которую готовы принять;

-                   готовность покрыть возможные убытки;

-                   ожидаемая частота подобных ситуаций.

Научные знания могут одновременно привести к знанию и незнанию, поэтому по Г. Бехману, «современное общество риска — это не только ощущение следствий технической реализации, но и расширение исследовательских возможностей и самих знаний» [5]. Необходимо отметить, некоторые риски настолько глобальны и непредсказуемы, что не поддаются никакому контролю. Поэтому целесообразно использование комплексного подхода по минимизации всех видов рисков, используя превентивные меры и методы диагностики, на основе приобретенных знаний, умений и навыков. Знания о риске дают возможность принимать рациональные решения, которые приведут к положительному исходу социальной деятельности, не прибегая к интуиции.

Основными причинами существующей на сегодня рисковой безграмотности являются следующие:

-        невысокий общий уровень рисковой грамотности;

-        отсутствие стремления к получению знаний;

-        низкое качество информации в открытых источниках;

-        низкая популяризация рисковой грамотности в электронных и печатных средствах массовой информации;

-        влияние различных социальных и политических групп, существенно снижающих объективность информации о рисках.

К неблагоприятным последствиям рисковой безграмотности можно отнести:

-                   неспособность оценить свои собственные риски и возможности;

-                   невозможность принятия обдуманных решений;

-                   участие в различных рисковых проектах;

-                   неумение предупреждать любые непредвиденные обстоятельства;

-                   неспособность принимать правильные решения, которые в дальнейшем не отразились бы ни на их жизнедеятельности, ни на всем обществе в целом;

-                   непонимание того, что минимизировать возможный ущерб или полностью предупредить его — вполне осуществимо.

Проблема состоит в том, что в нашей образовательной системе имеется огромнейший провал в области обучения рисковой грамотности. Чтобы избавиться от этого, на наш взгляд, необходимо в школьное образование включить факультативный курс основ рисковой грамотности, чтобы каждый смог, если захочет, научиться грамотно разбираться в рисках.

Как отмечает Э. Гидденс факт признания рядовыми гражданами наличия риска в самых разных формах человеческой деятельности — главный аспект отличия уровня развития социального знания современного общества. Он обращает внимание на то, что большинство случайностей, воздействующих на деятельность

людей, созданы ими самими. В современных обществах возникает признание существование риска широкой общественностью [6, с. 108–109].

Общество, «вооруженное» знаниями в области риска, должно научиться, попадая в рисковую ситуацию, действовать обдуманно, тщательно выверяя каждый шаг, стремиться рассчитать в настоящем неизвестное будущее.

Как итог, подчеркнем, что в целях реализации мер по повышению рисковой грамотности необходимо обеспечивать:

-                   распространение знаний о рисках;

-                   развитие способности к адекватной оценке риска, прогнозированию последствий рисковых ситуаций, определению стратегии адаптации к рискам;

-                   регулярное информирование широкой общественности и населения о важности знаний о том, как разбираться в рисках, тщательно их анализировать и оценивать, предупреждать кризисные ситуации;

-                   необходимо формирование представления о том, что риски можно предотвратить, а не бороться с их последствиями;

-                   систематическое освещение в средствах массовой информации вопросов рисковой грамотности;

-                   необходимо формирование системы социальной адаптации к рискам, которая должна включать обеспечение достоверной информацией о возникающих рисках;

-                   специализированным изданиям следует настойчиво разъяснять читателям суть и общественную значимость рисковой грамотности.

 

Литература:

 

1.     Яницкий О. Н. Риск в современном обществе. Россия как общество риска: методология анализа и контуры концепции // Общественные науки и современность. — 2004. — № 2. — С. 5–15.

2.     Ефимовских В. С. Риск в современном обществе: социально-философский анализ. Уфа. — 2009, 156 с.

3.     Омарова З. Н. Риск как неизбежный фактор предпринимательской деятельности// Экономика и предпринимательство.- 2015.- № 5–2 (58–2). — С. 892–894

4.     Экономика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». — 2000.

5.     Бехман Г. Современное общество как общество риска / Г. Бехман; пер. с нем. В. Г. Горохова // Вопросы философии. — 2007. — N 1. — С. 26–46.

6.     Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность / Э. Гидденс // THESIS. — 1994. — № 5. — C. 107–134.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle