Библиографическое описание:

Абдулаева М. Ш., Керимханова Н. М. Музыкальное образование в системе региональной культурной политики // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 92-94.

При разработке стратегии региональной культурной политики необходимо учитывать роль культурной среды. Включение спектра музыкальной культуры в контекст культурной политики способно обеспечить эффективность социокультурного развития региона.

Ключевые слова: музыкальная культура, музыкальное образование, региональная культурная политика.

 

Позитивные результаты интеграционных процессов глобализации сопровождаются культурно-цивилизационными «вызовами», выходящими за рамки национальной безопасности отдельных стран. Так, активно расширяющееся влияние на регионы России арабо-мусульманской культуры сопровождается усилением религиозной самоидентификации населения, в северокавказском регионе — доминированием мусульманской идентичности. Дальнейший рост арабо-мусульманского компонента в социокультурном пространстве северокавказского региона может сформировать приоритет арабо-мусульманской системы ценностей над светскими, в конечном итоге — вызвать потерю общегражданской идентичности. Необходимо учитывать, что «целевой аудиторией» исламизации является молодежь: именно в среде молодого поколения получили распространение духовные ценности арабо-мусульманского мира, арабский стиль в одежде, интернет-сообщества сторонников «чистого» ислама.

Влияние институтов мусульманского мира на социокультурное пространство российских регионов оказывается настолько активным, что позволяет говорить о глобализационном характере исламизации. При этом наиболее активно выступил ислам, несущий радикальные коннотации. Параллельно с активностью распространения исламизации происходит усиление архаизационных и традиционалистских тенденций в социокультурной сфере, что порой трактуется как стремление к сохранению этнокультурной идентичности в условиях глобальной вестернизации.

В данных условиях приобретает актуальность региональная культурная политика, главная задача которой — создание культурной среды, аккумулирующей достижения традиционной этнокультуры, «традиционного» (не радикального) ислама и культуры современного индустриального мира. Культурная политика рассматривается нами не только как механизм сохранения культурного наследия страны, но и в качестве средства формирования общегражданской идентичности, актуализации роли патриотизма, разработки стратегии национальной безопасности. Таким образом, региональная культурная политика — важнейший стратегический ресурс развития России в ХХI веке. Востребованность в региональной культурной политике получает «мягкая сила» (soft power), которая, по мнению американского исследователя Джозефа Ная, «привлекает своей культурой, политическими идеалами и программами» [4]. Результативность «мягкой силы» выявится в процессе роста общегражданской идентичности народов северокавказского региона через элементы массовой и элитарной европейской культуры.

Предполагается, что эффективная региональная политика, направленная на формирование общегражданской идентичности через актуализацию института традиции и модернизацию социокультурной среды, выступит основой национальной безопасности. Возможность практического применения научных результатов исследования региональных аспектов культурной политики определится при разработке стратегий национальной безопасности с учетом специфики культурной среды.

Многообразие культурных традиций — ценнейшее богатство России. Спектр музыкальной культуры республики Дагестан отражает сложившиеся в едином территориальном и социокультурном пространстве антиномии городской культуры и сельской (крестьянской), индустриальной и традиционно-консервативной. В этой связи актуализируется роль региональной культурной политики, приоритеты которой формируются с учетом этно-конфессиональных, исторических, географических, социально-экономических и др. условий региона [1, с. 500].

На заседании Президентского света по культуре и искусству Президентом Российской Федерации сказано: «Считаю, что культуру нельзя загонять в прокрустово ложе бессмысленной отчетности о количественных достижениях и процентах на душу населения. Она может измеряться только общественным признанием и характером влияния на становление личности. Нам нужна новая, комплексная система оценки качества культурной среды и эффективности реализуемых мер» [3].

В проекте Доклада «О государственной культурной политике» в числе основных задач государственной культурной политики названо Сохранение наследия отечественной культуры как универсальной ценности, определяющей национальную самобытность России и составляющей основу развития человека и общества: «Важно не только сохранять культурное наследие, но и обеспечивать его интеграцию в культурную среду, популяризировать его и делать доступным для населения страны, актуализировать через сознание молодого поколения, активно включать в образовательные и воспитательные процессы всех уровней» [2, с. 25].

Ведущую роль в региональной культурной политике республики Дагестан решает создание культурной среды, главным условием эффективности которой является развитая институциональная сеть учреждений художественного образования, музыкальное образование и просвещение, практика популяризации академической музыки, осуществляемая учреждениями образования и социально-культурными институтами [1, с. 500–501].

Большую работу в плане совершенствования подготовки музыкально-педагогических кадров ведет профессорско-преподавательский коллектив Дагестанского государственного педагогического университета. В настоящее время факультет музыки ДГПУ — единственный специализированный центр, имеющий собственные принципы и методы работы в области высшего музыкально-педагогического образования. Осуществляя профессиональную подготовку бакалавров педагогического образования, педагоги факультета разработали основную образовательную программу «Музыка и мировая художественная культура». Концепция программы учитывает, что «мировая культура, в частности музыкальная культура современного Дагестана, развивается через взаимодействие различных локальных и функциональных культур, в результате чего возникает сеть общения, поддерживающая огромное разнообразие не только стилей, типов менталитета, поведения, но и ценностных ориентаций, национально-этнической самобытности» [1, с. 501]. Одной из острых проблем в области профессионального музыкального образования является проблема снижения среди подрастающего поколения интереса к классической музыке, к профессии учителя музыки, музыканта-педагога. Отсутствие во многих районах Дагестана детских музыкальных школ порождает приток на факультет абитуриентов без базовых музыкальных знаний. Актуальность этой проблемы была отмечена на конференции, посвященной 100-летию Г. А. Гасанова — основоположника профессионального музыкального образования в республике: «Разработка коллективом факультета концепции непрерывного музыкального образования наилучшим образом разрешит данную проблему через создание при факультете музыкальной школы, аналогичной Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, где дети обучаются вплоть до поступления в консерваторию» [5, с. 10].

Предполагается, что художественная культура, музыкальное просвещение выступят действенным средством при формировании гражданской идентичности народов Дагестана и определят социокультурный потенциал региона.

 

Литература:

 

1.    Абдулаева М. Ш. Музыкальное просвещение — компонент региональной культурной политики республики Дагестан: реалии и перспективы // Фундаментальные исследования. 2014. № 8–2. С. 499–502.

2.    Государственный совет Российской Федерации. Совет при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. Доклад «О государственной культурной политике» (проект).

3.    Заседание Совета по культуре и искусству 2 октября 2013 г. [Электронный ресурс] // Президент России. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/19353 (дата обращения: 01.09.2015).

4.    Най Д. Soft power, или «мягкая сила» государства [Электронный ресурс] // О ситуации в России. Режим доступа: http://www.situation.ru/app/j_art_1165.htm (дата обращения: 01.09.2015).

5.    Осипов Р. С. О некоторых проблемах совершенствования системы профессионального музыкального образования в Дагестане // Теория и практика музыкального образования: история, современность, перспективы: Материалы республиканской научно-практической конференции 8 декабря 2000 г. — Махачкала, ДГПУ, 2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle