Библиографическое описание:

Бычков А. А. Влияние государства на национальную денежную систему // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 365-367.

Современная денежная система является очень сложной системой. Потому если повлиять хотя бы на один из факторов, будет затронута вся денежная система. При этом не важно, косвенное это будет влияние или же прямое.

Факторы, которые могут оказать влияние на систему, бывают: объективные и субъективные; микроэкономические и макроэкономические; внешние и внутренние.

У данных факторов в экономической теории есть уровни воздействия: сильное воздействие, слабое воздействие и нейтральное воздействие.

Особое место среди этих факторов, которые могут оказать влияние на национальную денежную систему, достается государственному регулированию монетарных процессов. Подробную характеристику данного фактора мы рассмотрим ниже.

Государственное регулирование монетарных процессов — это воздействие денежных властей государства на денежную систему при помощи различных методов, инструментов и механизмов. Этот фактор усиливает положительное воздействие на денежную систему и сдерживает негативное влияние от различных отрицательных факторов. Такое воздействие государственного регулирования монетарных процессов будет на высоком уровне тогда, когда будет учитываться воздействие других факторов. Точнее — это внутренние и внешние факторы.

В наше время большую роль занимают внешние факторы. Для стабильного развития денежной системы нужно учитывать эти факторы, оценивать их воздействие, делать прогнозы на будущее, корректировать стратегии и тактики регулирования.

К внешним факторам, влияющим на денежную систему, относят:

1.      тенденции развития мировой экономики (особенно важен в период нестабильности национальной денежной системы);

2.      интегрированность национальной экономики;

3.      «открытость» национальной экономики;

4.      процессы глобализации мировой экономики.

Российские экономисты характеризуют на настоящее время регулирование монетарных процессов, как смешанный фактор, у которого нет ярко выраженной цели, публичная декларация внутренних мелких целей также отсутствует.

Все внешние факторы, естественно, как мы видим, связаны с мировой экономикой. И нет такой экономики, которая не реагировала бы на изменения в мировой. Например, глобализация, как внешний фактор, с одной стороны несет в себе благоприятные предпосылки, с другой стороны несет потенциальные проблемы. Может произойти дезорганизация национальной денежной системы, особенно в условиях кризиса, что для российской экономики важно проконтролировать.

Для контроля государство должно вводить больше единых подходов к регулированию экономики, увеличивать надзор над банками не только государственными, но и частными. Но в меру, потому что это может сказаться негативно на банковской системе, как об этом писалось в первой главе. Также государство должно предугадывать возможные риски, связанные с изменениями в мировой экономике.

Прогнозируют, что нашей стране в настоящее время нужна единая монетарная политика, государственный прогноз, который будет учитывать использование различных ресурсов денежной системы, с учетом происходящей глобализации. Именно это поможет повысить эффективность экономической политики в монетарной сфере.

Далее следует рассмотреть внутренние факторы, которые влияют на денежную систему. К ним относят:

1.      Степень развитости товарно-денежных отношений (в России отношения развиты в сторону рыночной модели);

2.      Особенности текущей фазы экономического цикла (при помощи данного фактора можно определить, в каком положении находится российская экономика в конкретный период времени);

3.      Степень развития инфраструктуры рынка, наличие развитых институтов;

4.      состояние потребительского спроса, уровень доходов населения;

5.      уровень капитализации экономики;

6.      особенности денежно-кредитной политики;

7.      степень доверия к устойчивости денежной системы.

Если учитывать все перечисленные факторы и правильно направлять государственное регулирование монетарных процессов, можно обеспечить стабильность данного регулирования, поднять уровень доверия к Банку России и способствовать росту российской экономики.

Важным элементом в государственном регулировании является необходимость координации денежных потоков на макроуровне. Такая экономическая политика основывается на движении денежных средств, естественно, является очень важной для стабильного развития денежной системы и экономики в целом.

В этом направлении государственная политика исследует денежный оборот, кредитную политику, специфическую банковскую политику, то есть денежно-кредитную политику и финансовую политику, но при этом не всегда учитывает взаимодействие денежно-кредитной политики с финансовой политикой, что ведет к снижению ее эффективности. По поводу взаимодействия денежно-кредитной политики с другими направлениями экономисты выделяют такие положения:

1.      Цели денежно-кредитной политики должны совпадать с целями других видов политики, чтобы развитие экономики страны было стабильным;

2.      Денежно-кредитная политика — специфическая политика и не является элементом какого-либо другого вида политики. У нее есть собственные субъекты и объекты, свои методы регулирования. Субъектом являются центральный банк и кредитные организации, а объектом — спрос на деньги и предложение денег.

Иными словами, денежно-кредитная политика — это комплекс мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране. Данный комплекс и должен обеспечивать воздействие денежно-кредитной сферы на процесс воспроизводства, должен регулировать экономический рост, повышать эффективность производства и решать другие задачи российской экономики.

Перейдем к финансовой политике. Субъектами данной политики являются органы законодательной и исполнительной власти. На законодательном уровне финансовая политика делиться на два направления: бюджетная политика и налоговая политика. Данное взаимодействие двух видов политики при стабильной экономике страны и приводит к эффективности финансовой политики. Отсюда понятно, что объекты финансовой политики зависят от направления (бюджетного или налогового).

Экономисты выделяют несколько направлений взаимодействия денежно-кредитной политики и финансовой политики, которые помогают обеспечивать стабильное развитие экономики:

1.      создание необходимого уровня инфляции;

2.      создание и внедрение инноваций;

3.      поддержка субъектов малого бизнеса со стороны государства;

4.      регулирование финансового рынка государством;

5.      обеспечение финансирования по отношению к социальным проектам.

Все эти направления и есть денежные потоки. Естественно, что данные направления необходимо координировать на макроуровне при помощи государственной деятельности для стабильного развития денежной системы, а следовательно российской экономики в целом.

Главная цель, которую устанавливает государство в плане денежной политики, это максимальный экономический рост, стабильность цен и эффективная занятость. Одна для достижения этой цели нужно достаточно много времени. Потому денежная политика для облегчения достижения главной цели разделяет ее на несколько промежуточных.

У денежной политики есть ряд факторов, которые необходимо учитывать для совершенствования основ денежной системы в контексте инновационного экономического роста:

1.      важно учитывать, какая концепция лежит в основе всей экономической политике государства;

2.      важно учитывать показатели того, насколько денежная политика за предыдущие периоды способствовала экономическому росту и усилению инвестиционной составляющей;

3.      важно выявлять причины инфляции;

4.      важно учитывать, насколько хорошо сочетаются методы денежной политики с методами бюджетной политики и налоговой политики;

5.      важно учитывать уровень стабильности банковской системы;

6.      важно учитывать, насколько четко на данный момент выражена специфика денежной политики.

Помимо факторов, современные экономисты выделяют несколько критериев эффективности денежной политики, к ним относят:

1.      равномерность и поступательность экономического роста;

2.      устойчивость денежных отношений;

3.      устойчивость национальной денежной единицы;

4.      эффективная отраслевая структура производства;

5.      эффективное размещение территориальное производства;

6.      устойчивость политической сферы;

7.      участие государства в банковском секторе.

Главный критерий эффективности денежной политики — нарастание способности центрального банка достигать поставленные цели. Цели, которые выдвигает ему денежная политика. Это выбор адекватного типа регулирования процессов экономики, рост роли денежной политики в экономике, как фактора, который будет способствовать решению большинства экономических задач.

Основываясь на выделенных критериях, выбирают некоторые показатели, которые могут оценить эффективность денежной политики на макроуровне: устойчивость денежной единицы, денежного оборота, уровень инфляции. Для более точной оценки эффективности денежной политики эти показатели рассматриваются в динамике, которая отражает позитивную реализацию денежной политики и возрастание ее значения в экономике.

Проанализировав все выделенные факторы и критерии, экономисты отмечают изменение объекта денежной политики. Но определяющими объектами всегда в теории являются: спрос на деньги, объем и структура денежной массы и ее оборот, объем кредитов, скорость оборота денег и структура доходов и расходов.

В тот или иной период в экономике России выбирается экономистами приоритетный объект. Это помогает регулировать в нужном направлении деятельность денежной политики, а центральному банку проводить политику поддержания роста денежной массы.

То есть, можно сделать вывод, что выбирая конкретные объекты и цели, можно выбрать соответствующие инструменты и методы регулирования денежной системы. Решение проблем совершенствования денежной системы зависит от многих факторов. В первую очередь необходимо такое регулирование, которое было бы направлено на поддержку реального сектора экономики. Это ведет к инновационному экономическому росту, о котором мы и говорим.

В рамках данного подхода выделяют следующие направления регулирования:

1.      определение главных направлений в сфере развития науки и техники, так как это основные показатели, способствующие инновационному экономическому росту;

2.      определение ссуды инновационного характера;

3.      определение направлений поддержки кредитных организаций таких, которые осуществляют кредитование инновационных проектов;

4.      определение направлений ужесточения требований к банкам, которые занимаются выдачей ссуд инновационного характера, снижение рисков;

5.      введение налоговых льгот для таких банков.

Все вышеуказанные теоретические предположения по теме совершенствования денежной системы России именно в контексте инновационного экономического роста ориентированы на использование таких подходов, как: системный, эволюционный и институциональный. Они должны опираться на анализ направлений, задач и мероприятий по модернизации денежной политики, финансового сектора в целом.

 

Литература:

 

1.         Институциональная теория денег: сущность и правовой режим денег и ценных бумаг / А. Ю. Грибов. — М.: ИД РИОР, 2013. — 200 с.

2.         Национальная денежная система: теория, методология исследования, концепция развития в условиях модернизации современной экономики: Монография / М. А. Абрамова. — М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 380 с.

3.         Современные тенденции развития и антикризисного регулирования финансово-экономической системы: монография / Б. Б. Рубцов и др. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 180 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle