Библиографическое описание:

Чуманская О. А. Финансиализация глобальной экономики и её последствия для России // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 437-442.

Растущее влияние финансового рынка на экономики национальных хозяйств получает противоречивые оценки со стороны научного и экспертного сообществ. С одной стороны, т.н. «финансиализация» позволяет привлекать капитал в реальный сектор, тем самым обеспечивая развитие экономик стран мира, с другой стороны, такие неотъемлемые составляющие этого явления как спекуляции существенно снижают устойчивость этих экономик. Растущая взаимозависимость и интенсификация движения капитала, с одной стороны, делают рынки более открытыми и позволяют оптимизировать распределение капитальных ресурсов, с другой стороны, делают возможным трансграничное распространение кризисных тенденций. В данной работе исследуется явление финансиализации и его воздействие на экономики стран мира, особое внимание уделено воздействию на страны — экспортёры ресурсов, к которым относится и Россия.

Ключевые слова:финансовый рынок, финансиализация, спекуляции

 

В настоящее время трудно недооценить роль финансовой сферы в глобальной экономике. Финансовый рынок является источником заемных средств, способствует перераспределению капиталов, оказывает определяющее воздействие на цены ряда товаров, а также на курсы валют. Ежедневные объемы торгов на финансовых площадках мира превышают объемы ВВП некоторых стран. При этом финансовый рынок оказывает воздействие не только и не столько на глобальную экономику, но также на экономику стран по отдельности. Существенно и его влияние на повседневную жизнь населения. Именно благодаря развитию финансового рынка появились такие инструменты как ипотечное кредитование, лизинг. На финансовом рынке определяется курс валют и стоимость активов, что в свою очередь влияет на цены на импортные товары и местные товары с импортной составляющей.

При этом в научном сообществе в конце 20-ого века доминировала идея о том, что именно финансовый рынок вносит значительный вклад в феноменальный рост национальных экономик стран. Колебания на финансовых рынках отражаются на работе реального сектора экономики. Однако, зачастую данные колебания не объясняются теми или иными тенденциями в реальном секторе, а являются результатом спекуляций исключительно на самом финансовом рынке. Следствием таких спекуляций становятся так называемые пузыри — переоцененные активы, рыночная стоимость которых в определенные моменты значительно превышает их реальную цену. Подобный дисбаланс может привести и уже приводил к крахам финансового рынка вследствие потери доверия самих его участников к его собственным инструментам. Крупнейшие кризисы 20-ого и 21-ого веков зачастую были связаны именно с провалами финансовых рынков.

Растущее значение финансового рынка и финансовых институтов для глобальной экономики и их проникновение в жизнь национальных хозяйств получило название «финансиализация» (от англ. financialize) [3]. Отследить развитие финансиализации в экономике можно, анализируя статистические данные, такие как доля финансового сектора в ВВП, объем инвестиций в финансовый сектор и сравнение с инвестициями в реальный сектор, объем корпоративного долга, размер государственного долга, объем сделок на финансовых рынках и многие другие. Так, например, по данным Всемирного Банка, доля финансового сектора в ВВП США увеличилась за последние 40 лет в два раза — с 3 до 6 процентов [9]. При этом рост финансового сектора сопровождался развитием всё новых финансовых инструментов от ипотеки и лизинга, до более сложных, таких как секьюритизация и обеспеченные долговые обязательства (CDO). Все эти инструменты способствовали перетеканию капиталов из реального сектора в финансовый [5].

Важно отметить, что финансиализация затронула не только развитые страны. Активно развиваются финансовые рынки БРИКС, что объясняется интенсивным ростом промышленного производства, которое требует дополнительных финансовых ресурсов, увеличением спроса на инфраструктурные проекты, также требующих финансовых вливания. Важную роль в развитии финансового сектора играют и простые домохозяйства, с ростом финансовой грамотности которых увеличивается их активность на финансовом рынке посредством участия в обмене валют, покупке государственных облигаций и пользовании банковскими продуктами [7]. На территории постсоветского пространства также наблюдалось активное развитие финансового сектора, причем темпы его роста зачастую превышали темпы роста секторов промышленности. В результате, хотя уровень развития финансового сектора разнится от страны к стране, большинство государств мира оказались участниками глобальной финансовой системы, связанными финансовыми потоками, обеспечивающими движение капитала, товаров и услуг.

В классической индустриальной экономике наиболее типичной формой получения доходов были вложение средств в производство, покупка сырья, дальнейшая переработка и изготовление продуктов, а затем продажа готовых продуктов на рынке. Такая модель предполагает систематический контроль, значительные финансовые и временные ресурсы. С развитием финансового рынка для капиталистов открылась новая возможность приращения доходов. Альтернативой реальному производству стало вложение в финансовые активы, управление этими активами и дальнейшая их перепродажа. Подобная форма извлечения дохода оказалась как более простой, так и более привлекательной с точки зрения возможной величины этого дохода, хотя и более рисковой. Персональное управление активами постепенно перерастало в создание брокерских групп, организацию управляющих компаний и т. п. Коммерческие банки, предоставляющие кредитные продукты, перестали быть главными акторами финансовой системы, уступив брокерам, дилерам, инвестиционным банкам, управляющим компаниям и другим новым финансовым институтами. Новые финансовые инструменты представляли из себя портфели займов, которые перепродавались другим игрокам.

Стоимость активов перестала определяться их реальной ценой, теперь она стала определяться спросом и предложением ценных бумаг на рынке. И если ранее финансовые пузыри сдерживались в виду функционирования золотого стандарта, а затем благодаря системе фиксированных валютных курсов, то с отменой Бреттон-Вудской системы финансовые операции перестали коррелировать сначала с металлическим обеспечением денег, а затем и с денежной массой в целом, т. к. на сегодняшний день большинство сделок происходит в безналичной форме. Финансиализация мирового финансового рынка была постепенным процессом, затронув сначала лишь валютный рынок, затем рынок кредитов и фондовый рынок.

Появились инструменты срочного характера, такие как фьючерсы и опционы. Перераспределение капиталов, раньше обеспечивающее более эффективное функционирование реального сектора, перетекание средств от кредиторов заёмщикам, теперь стало неконтролируемым. Средства могли сосредотачиваться в руках финансовых групп или отдельных акторов рынка. Количество игроков на рынке стремительно увеличивалось, кроме ранее существовавших инвестиционных фондов, традиционных бирж и брокеров на рынок вышли страховые компании, пенсионные фонды, трасты, паевые инвестиционные фонды, хедж фонды. Управлять подобными компаниями стало выгоднее, чем возглавлять производственные компании. По оценке экспертов, доходы председателей советов директоров финансовых компаний в несколько раз превышали суммарный доход компаний реального сектора в Соединенных Штатах Америки [1].

Одним из основных направлений критики финансового рынка является его волатильность и негативный эффект на реальный сектор экономики, а с ним и на социальную ситуацию в странах мира. Данный эффект получил своё развитие с финансиализацией товарных сырьевых рынков [6]. Цена на основные виды топлива — нефть, газ, уголь — определяется на финансовом рынке, на неё влияют данные о запасах, политическая ситуация в странах, где добываются эти ископаемые, прогнозы потребления. В свою очередь, эти цены напрямую влияют на себестоимость продукции промышленного сектора. И поскольку промышленность не может быть достаточно гибкой для приспособления к ежедневным колебаниям цен, при наличии высокой волатильности производители могут нести значительные издержки, которые они зачастую перекладывают на конечного потребителя. Однако если говорить о рынках долговых обязательств, стоит отметить тот факт, что изменение их стоимости чаще всего является следствием объективных факторов таких как изменение финансового положения заемщика, общая рыночная конъюнктура, ситуация в смежных отраслях, опубликованная информация о структурных изменениях и так далее. В таких случаях финансовый рынок не отличается от рынка реальных товаров, где цена на благо отражает его качество и репутацию продавца.

Проблемы на финансовом рынке возникают тогда, когда имеют место спекуляции различного характера. В настоящем контексте под спекуляцией понимается не просто сделка купли-продажи с целью извлечения прибыли, а намеренное воздействие на стоимость финансовых активов посредством самых разных методов: стимулирование паники на рынке, вброс значительного количества ценных бумаг, инсайдерство и т. п. Вследствие спекуляций финансовые активы становятся либо недооцененными, либо переоцененными. В последнем случае угроза для глобальной экономики наиболее велика. Ведь в тот момент, когда на рынок приходит осознание о переоцененности активов, либо работа какого-то звена в спекулятивной цепочке нарушается, происходит мгновенное падение стоимости, как самих активов, так и их других активов держателей, становятся неподконтрольными цены на реальные активы и т. д. Подобную ситуацию можно было наблюдать во время финансового кризиса в 2008–2009 гг., одной из причин которого стал ипотечный кризис в США. Пулы ипотечных кредитов под залог имущества перепродавались банкам и обеспечивали высокие доходы. Стремясь выдать всё больше ипотечных кредитов банки снижали требования к заёмщикам, что, в конечном счете, привело к массовым невыплатам по ипотечным кредитам, сопровождающимся резким падением цен на заложенное жилье [5].

Актуальным примером спекуляций для нашей страны может являться недавняя паника на валютном рынке в декабре 2014 года. Валютные спекуляции — это один из наиболее негативно влияющих на потребителей видов спекуляции. Валютные спекуляции могут привести к существенному обесценению национальной валюты, что в свою очередь делает потребительские товары, имеющие импортную составляющую, или привозимые из-за рубежа, более дорогими.

По мнению Джорджа Сороса, «свободно колеблющимся валютным курсам внутренне присуща нестабильность в результате спекуляций с учетом тенденции на рынке» [8]. Это значит, что при возникновении тех или иных тенденций, спекулянты вносят дополнительный вклад в резкое развитие таких трендов, не имеющее реальной основы, и провоцируют нестабильность. Считается, что именно спекулянты могли спровоцировать резкое падение курса рубля в середине декабря 2014 года. Галопирующие темпы его девальвации не имели под собой реальных оснований — падение цены на нефть и нестабильность в Украине, безусловно, способствовали снижению курса рубля, но развитие этих событий было не таким скоростным как ежедневное обесценивание национальной российской валюты на 10 и более процентов.

Остановить или затормозить развитие финансового рынка и его проникновение во все сферы экономики на сегодняшний день невозможно. Более того, финансовый рынок, как уже упоминалось ранее, является источником финансирования для реального сектора. Среди других показателей важности финансового рынка значительное количество занятых (в ряде стран на финансовом рынке занято больше людей, нежели в сельском хозяйстве) и его информационная функция. Финансиализация глобальной экономики — объективный процесс, его развитие связано с интенсификацией экономических связей [4], с необходимостью оперативно получать доступ к новым источникам капитала и т. д. Двигателями финансиализации являются как бизнес, так и сами государства, увеличивая заимствования и участвуя в управлении финансовым капиталом. Тем не менее, за последние годы стало очевидным, что финансовый рынок не является саморегулируемым, а кризисы, зарождающиеся на финансовом рынке, наносят слишком большой ущерб не только самим акторам этого рынка. Последствия кризисов на финансовом рынке многочисленны и разнонаправленны. Провалы финансового рынка (в их число входят и спекуляции, и кризисы) могут иметь существенные негативные социальные последствия, а также могут оказывать дестабилизирующее влияние на работу ключевых государственных институтов. Глубина негативных воздействий увеличивалась с постепенным дерегулированием финансового рынка в конце 20-ого века. Рядом законопроектов (таких как отмена Акта Гласса-Стигалла и др.) существенно уменьшился контроль за финансовыми операциями и финансовыми институтами. По мере того как финансовый рынок становится более волатильным, количество игроков растет, инструменты становятся всё более сложным, критически необходимо внедрение дополнительных мер контроля.

Россия на сегодняшний день относится к группе стран, наиболее подверженных спекуляциям, что характерно для большинства государств-экспортёров сырья, доходы бюджетов в которых определяются размером валютной выручки. Именно такие страны являются своего рода «жертвами» финансиализации глобальной экономики и поэтому должны принимать меры для снижения зависимости от мировой финансовой конъюнктуры, развивать собственный финансовый рынок и контролировать деятельность экспортных компаний.

Набор эффективных мер по регулированию финансового рынка был предложен экономистом Э. Эккехардом [2]. Основная мысль ученого — необходимость переориентации поиска источников финансового обеспечения на внутренние ресурсы страны. Данное решение является как никогда актуальным для развивающихся стран и особенно применимо к сегодняшнему российскому рынку. Финансиализация как объективный процесс связана, в том числе, и с ростом участия страны в международной торговле. И так как данная тенденция на настоящее время необратима, страны не могут отказаться от участия в глобальном финансовом рынке. Альтернативно они могут обратиться к политике торгового протекционизма, но ввиду недостаточности внутренних ресурсов для полного самообеспечения, данная опция не представляется возможной. Чтобы национальные экономики, несмотря на растущие межнациональные экономические связи, по-прежнему могли оставаться устойчивыми даже в условиях мировых кризисов необходимо постепенно снижать зависимость участников финансового рынка в стране от внешних кредиторов, от валютных колебаний, а также ограничивать деятельность спекулянтов на внутреннем рынке. В России частично проблемы растущей зависимости помогают решить санкции ЕС и США, коснувшиеся кредитования российских банков в этих странах. Возможности внешних заимствований были ограничены, что стимулировало банки искать внутренние источники финансирования в стране. Тем не менее, внутренних ресурсов, которые могли бы обеспечить долгосрочное кредитование в России сегодня недостаточно. Малоразвита система страхования, отстает в развитии даже от показателей других развивающихся стран система негосударственных пенсионных фондов. Средства стабилизационного фонда, призванные в кризисных ситуациях, в том числе, поддерживать социальную систему страны, растрачиваются на дотации государственным компаниям. В результате российские банки объективно ограничены в возможностях внутренних заимствований на долгосрочной основе. Это в свою очередь означает отсутствие возможности привлекать внутренние средства для реализации инфраструктурных проектов, т. к. именно такие проекты, как правило, обеспечиваются долгосрочными займами. Таким образом, если государство не примет системные меры по стимулированию создания «длинных денег» в стране, то простое ограничение во внешних займах может привести к острому дефициту ликвидности для реализации приоритетных долгосрочных проектов. Для России важным шагом должен стать отказ от политики замораживания пенсионных накоплений для финансирования текущих дефицитов. Это позволит не только использовать эти средства по назначению в длинном цикле, но так же и сбережет имидж всей пенсионной системы. Критическое значение также приобретает воздействие на инвестиционный портфель пенсионных фондов, который зачастую ограничивается вложением в акции и ПИФы. С целью стимуляции долгосрочных вложений (например, в инфраструктурные проекты) государство может предоставлять гарантии на такие инвестиции с целью повышения их привлекательности для пенсионных фондов. Взаимодействие с пенсионными фондами должно строиться подобно проектам частно-государственного партнерства, где риски балансируются между государством и частными инвесторами.

Среди существующих в экспертном сообществе предложений по поддержке устойчивости российского финансового рынка популярна также идея о создании российской товарной биржи. Данная идея, возможно, чересчур оптимистична, и однозначно нереализуема без принятия системных мер, описанных выше. Эффективная работа биржи возможна исключительно в условиях высокой ликвидности и доступности денежных средств, а также при наличии значительного интереса иностранных инвесторов к местному рынку. На такой интерес кроме вышеназванных структурных факторов влияет и нестабильность финансовой системы России даже на фоне относительной стабильности глобальной финансовой системы.

Важным элементом государственного контроля в странах с экономикой, где определяющую долю в экспорте имеют минеральные ресурсы (таких как Россия), может стать регулирование деятельности корпораций, непосредственно получающих валютную выручку. В условиях валютных спекуляций такие корпорации могут сыграть критическую роль на финансовом рынке и оказать существенное влияние на курс национальной валюты. Наблюдая девальвацию на национальном рынке, они удерживают валютную выручку, тем самым занижают её предложение на рынке и только подстегивают дальнейшее обесценение национальной валюты. В подобных случаях может быть оправдано государственное вмешательство (особенно с учетом того, что зачастую такие корпорации имеют прямое или косвенное государственное участие), в рамках которого регуляторы могут обязать компании продавать валюту на открытом рынке либо капитализировать выручку.

Все вышеупомянутые меры не будут действенны без создания эффективной и прозрачной нормативно-правовой базы для регулирования финансового рынка. Четкое определение правил и требований к участникам финансового рынка является залогом его здорового функционирования. Регулирование финансового рынка в России пока развивается, важным шагом стала передача функций контроля за финансовыми рынками Банку России, который стал мегарегулятором. На данный момент существует ряд «белых пятен» в российском законодательстве, скорейшее устранение которых актуально для повышения доверия инвесторов к рынку и восстановления экономики. Наиболее остро, на наш взгляд, стоит вопрос регулирования инсайдерства. Ужесточение наказания за участие в инсайдерских сделках, стимуляция деятельности саморегулируемых организаций на финансовом рынке, а также организация контроля, в том числе и на внебиржевом рынке — вот только некоторые из мер, которые можно реализовать на пути к решению данной проблемы.

Подведем итоги. Финансиализация глобальной экономики — объективный процесс, катализаторами которого является развитие мировой торговли, растущая взаимозависимость государств, развитие компьютерных технологий, повышение финансовой грамотности население, развитие банковской системы, дерегуляция финансовой системы и многие другие. Финансиализация также является противоречивым процессом, она обладает как положительными сторонами, так и провоцирует ряд проблем для глобальной экономики. К положительным последствиям финансиализации мировой экономики относятся расширение возможностей для финансирования реального сектора экономики, стимулирование потребления, повышение доступности товаров, увеличение мобильности капитала. Финансовая система стала своего рода кровеносной системой, как для производственного сектора, так и для сферы потребления. С другой стороны, одним из основных компонентов финансиализации является рост взаимозависимости финансовых систем стран мира, что, в свою очередь, означает снижение устойчивости национальных экономик, особенно их реальных секторов. Негативно влияет и тот факт, что на настоящий момент цены на сырьевые ресурсы формируются также на финансовых рынках и являются результатом торговли срочными финансовыми инструментами. Высокая волатильность цен на сырье также оказывает дестабилизирующее воздействие нареальный сектор. Третье направление негативного влияния финансиализации на реальный сектор состоит в фактическом перетягивании капитала из него. На сегодняшний момент формирование дополнительных доходов посредством вложения в финансовые активы стало гораздо более привлекательным по сравнению с вложением в реальный сектор. Происходит утечка капитала, трудовых ресурсов, знаний. Но наибольшую угрозу скорее представляют спекуляции на финансовом рынке, представляющие из себя однонаправленное воздействие на цену финансовых активов. Спекуляции провоцируют возникновение дисбалансов между реальной и рыночной стоимостью активов, форсируют необеспеченный рост цен, способствуют формированию финансовых пузырей. Зачастую масштабы этих спекуляций и их последствия становятся достаточно большими для дестабилизации целых национальных финансовых систем, а вслед за ними и потребительского сектора экономики. Национальные банки, интегрированные в мировую систему, не имеют возможности защититься, государственные институты также теряют контроль над управлением экономикой. Наибольшее негативное влияние финансиализация оказывает на те страны, экономики которых подвержены внешним шокам, т. е. развивающиеся страны и нетто-экспортеры ресурсов. Приоритетной задачей для этих стран, где проблема неустойчивости национальных финансовых систем вследствие зависимости от глобальной системы стоит наиболее остро, должно стать принятие ряда мер по снижению данной зависимости и стабилизации ситуации. Системной проблемой является общая зависимость от внешних колебаний, которая может быть снижена с помощью переориентации на внутренние ресурсы. Стимулировать такую переориентацию может поддержка системы длинной ликвидности и развитие регулирования финансовых рынков. Основным объектом воздействия для развития «длинных денег» должны стать НПФ. В частности, государствам необходимо стимулировать диверсификацию их портфелей через предоставление государственных гарантий на инвестиции в инфраструктурные проекты. Регулирование финансовых рынков должно быть направлено как на системных участников рынка — таких как компании-экспортеры, так и на отдельных игроков. В рамках развития законодательства наиболее актуальными направлениями, на наш взгляд, являются контроль использования валютной выручки, а также ужесточение контроля за инсайдерством. Описанные выше системные меры позволят таким странам, как Россия, стать более устойчивыми игроками в мировой финансовой системе и уменьшить негативное воздействие финансиализации глобальной экономики вместо этого извлекая выгоды из такого явления.

 

Литература:

 

1.      Dore R., Financialization of the global economy, Industrial and Corporate Change, Volume 17, Issue 6, 2008

2.      Ekkehard E., The end of era: What comes after financialization? Global Labour Column, 2010

3.      Epstein G., Financializastion and the Global Economy, Edward Elgar Publishing, 2005

4.      Sheng A., The End of Financialization, Institute for New Economic Thinking, 2013

5.      Буквич Р., Осич C., Финансиализация и экономические кризисы, Вестник НГИЭИ № 3(22), 2013

6.      Маркин Я. М., Российские финансы, мировые цены на сырье и курс доллара США. «Финансиализация» товарных рынков, Финансовое будущее России, 2014

7.      Осич Ю., Деглобализация мировой экономики как следствие ее финансиализации, Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, № 1, 2014

8.      Сорос Дж, Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1999

9.      Статистические ресурсы WorldBank DataBank worldbank.org

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle