Библиографическое описание:

Попова В. Ф., Потапова Г. Я., Сорока А. Г., Гугуман Т. В. Игрушки для сюжетных игр // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 607-609.

Игра — самая естественная деятельность ребёнка. С раннего возраста игра становится и самой любимой его деятельностью.

Цель игры: развивать игровой опыт каждого ребёнка; помогать детям в осваивании окружающего мира; побуждать детей к первым творческим проявлениям; воспитывать у ребёнка стремление к игровому общению со сверстниками.

Игрушкам и игровой деятельности детей уделялось большое внимание ещё в древности.

Изготавливали игрушки из любых подручных материалов: сначала из кости, дерева, глины растений, позднее из ткани, стекла кожи и железа. Помимо выполнения игровых функций, игрушки были связаны с различными формами религий в качестве оберегов, а также как часть различных ритуалов.

С древних времен известны погремушки, трещотки, фигурки животных (коров, собак, кошечек и др., куклы, мячи, волчки). В древнем Египте впервые встречаются игрушки с несложным механизмом движения «Крокодил», «Тигр», «Месильщик текста». Популярными игрушками того времени, особенно в Древней Греции были фигурки коня. в археологических раскопках находят так же кони — каталки, сделанные в V в. до н. э.

По свидетельству греческого философа Плутарха, среди игрушек тех времен были игрушки с заводными механизации, что говорит о высоком профессионализме мастеров.

Известно так же и о различиях в выборе игрушек у детей разного пола. Мальчики играли деревянными мячами, щитами и лошадками. Девочки предпочитали кукол. Сложность изготовления кукол была различной — от простого чурбанчика без рук, без ног, до кукол с плечевыми, локтевыми и коленными суставами причёской и сложно вырезанным туловищем. С тех времён существуют и куклы-марионетки. В ходе раскопок часто находили миниатюрные наборы посуды, которые, вероятно, предназначались для игр с куклами.

Куклы были традиционными и в русских семьях. Причём играли тряпичными куклами и девочки, и мальчики до 7–8 лет и только потом их игры начинали строго разделять.

Игры и игрушки, перетерпев ряд изменений, сохранили популярность и в наши дни, оказывая влияние на детское развития.

В современных детских садах и школах игра выступает как средство приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков.

По мере взросления ребёнка игра видоизменяется и усложняется. От рождения до 2–3 лет преобладают игры — манипуляции. В них дети совершают с предметами и игрушками различные действия — манипуляции, например трогают, двигают, качают, трясут, кидают предметы, стучат ими.

В игровом наборе у детей этого возраста должны быть мячи, пирамидки, вкладывающиеся друг в друга листочки разных размеров, разноцветные кубики разных размеров, разноцветные кубики, юла, игрушки — неваляшки.

Такие игрушки развивают моторику и мышление ребёнка. Игрушки должны быть яркими и разной формы. Хорошо если в игровом наборе будут присутствовать игрушки, издающие звуки (погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др.)

К концу третьего года у детей развивается сюжетно — ролевая (творческая) игра. Первые такие игры представляют собой многократно повторяющийся простые сюжетные цепочки из 2–3 действий (например мальчик катает машинку, девочка моет куклу). Дети 2–4 лет в играх ситуациях лечат, кормят, укладывают спать кукол и зверей, готовят еду, совершают поездки на транспорте. Для детей 4–5 лет характерны игры в «Магазин», «Больницу», «Аптеку», «Стройку» и т. д.

Важная роль в становление игры принадлежит сюжетно-образным игрушкам, которые являются как бы вспомогательными и вместе с тем необходимыми средствами изображения. Дети охотно включаются в игру, если наряду с предметами-заместителями представляется возможность использовать реальные предметы: зонты, сумки, одежду, посуду, условные знаки. Так отделы магазина могут быть обозначены соответствующими вывесками (фрукты, овощи, одежда и др.) в качестве изобразительных средств используются и театральные костюмы.

Для осуществления сюжетно-ролевых игр детям необходим следующий набор игрушек.

1.         Кукольное семейство: куклы разного пола и возраста. Куклы нужны как девочкам, так и мальчикам, играя и идентифицируя себя с ними, ребёнок усваивает мир человеческих отношений и представлений, строит и создаёт самого себя. Посредствам таких игр дети учатся правильно вести себя в тех или иных ситуациях, у них формируются матрицы поведения, необходимые для правильной социализации и адаптации в обществе. Важно поощрять такие игры, играть вместе с детьми, вести диалог от лица игрушек, создавая различные ситуации.

2.         Кукольные принадлежности: кукольная одежда по сезону, домик, мебель, посуда, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доски, счёты, строительные инструменты, телефоны и т. д. Различные застёжки, молнии, пуговицы помогают развитию мелкой моторики. Необходимо помнить, что большое количество излишне детализированных игрушек не оставляет места для детских придумок, сотворения недостающего и развития воображения.

3.         Фигурки животных (домашних и диких) кошка, собака, волк, лиса, зайчик, лошадь, медведь и др. Желательно, чтобы они соотносились по размеру между собой и с человеческими персонажами. для формирования правильной картины мира у ребёнка важно, чтобы фигуры животных отражали их реальный облик, а не очеловеченный (на задних лапах, в штанах и рубахах) юмористические и очеловеченные образы понятны позже.

4.         Транспортные средства — машины, самолёты, поезда, лодки, вертолёты, автобусы и т. д. Важным моментом при выборе этих игрушек является возможность размещать в них водителя, пассажиров, строительных материалов. А возможность конструирования из обычной машины такой, которая отвечает замыслу игры, развивает гибкость ума, творческие способности, моторные навыки, образное мышление.

5.         Материалы для различных сооружений (горка, дома, машины, корабли, больницы и т. д.) — столы, стулья, доски, покрывала и подушки. Хорошо подходят для такого строительства крупноблочные деревянные конструкторы. Сооружения таких конструкций позволяет формировать крупную и мелкую моторику, пространственные представления и волевые качества ребёнка.

6.         Подручные средства (тряпочки, камушки, веточки, шишки, жёлуди), которые с помощью детской фантазии могут быть превращены в любые необходимые для игры материалы.

Театральные, пальчиковые игры помогут ребёнку понять и прочувствовать литературные произведения, развивать речь, мелкую моторику и творческие способности детей. Для таких игр подойдут наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, театральные персонажи, куклы — марионетки, куклы для пальчиковых игр, костюмы, элементы декораций, маски и др.

В особую группу входят игрушки — самоделки, стимулирующие развитие творчества, формирующие умение воплощать замысел. Создание таких игрушек дает возможность самовыражения и способствует повышению самооценки у ребёнка.

В старшем дошкольном возрасте проявляется интерес к игрушкам — забавам, которые развивают чувство юмора и любознательность, вызывают у детей положительные эмоции. Они побуждают детей к изучению их устройства, принципы действия.

Куклы барби надо использовать с большой осторожностью. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание ребёнка не на красоте, а в первую очередь на чувствах заботы. По отношениям к куклам девочки должны чувствовать себя мамами, взрослыми. Куклы необходимы для того, чтобы их кормить, лечить, одевать, мыть и т. д. Через барби же транслируется образ жизни, связанной с бесконечными нарядами и развлечениями. Известно так же, что пропорции барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой — комплекс неполноценности приводящий к нервозу.

Игры детей с оружием (солдатики, ружья, автоматы, пистолеты, танки, мечи и т. д.) способствуют выходу внутренней агрессии, скрытой в каждом человеке. Если она выплёскивается через «военные игры», то в реальной жизни ребёнок становится более спокойным и уравновешенным. Однако такие игры обязательно должны сопровождаться комментариями взрослых и иметь определённый сюжет.

Технические оснащенные, электронные и интерактивные игрушки, которые сами двигаются, говорят и поют, служат больше для развлечения, чем для развития.

Игрушки не должны быть работающими копиями взрослых предметов, чтобы оттачивать какие — то полезные навыки из взрослой жизни. Поэтому специфические предметы ему нужны лишь как атрибуты, помогающие войти в роль. В этом случае лучше всего подходят условные обозначения предметов. В руках ребёнка любая палочка может стать и билетиком на поезд и ложкой, и саблей. В этом и проявляется фантазия и свободное творчество ребёнка.

Для ребёнка важно разнообразие, а не количество игрушек. Для того, чтобы игрушки служили инструментом развития ребёнка, необходимо научить детей играть с ними. А активное участие родителей в играх с детьми вообще благоприятно влияет на отношения в семье и на детское развитие.

 

Литература:

 

1.      Журнал Современное дошкольное образование № 1, 2010 г.

2.      Журнал Современное дошкольное образование № 8 (50), 2014 г.

3.      Современное дошкольное образование.

4.      Современное дошкольное образование № 4 (30), 2012 г.

5.      Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду, составитель Н. В. Нищево.

6.      Образовательная область. Социализация. Игра. О. В. Акулова, О. В. Солнцева.

7.      Сюжетно-ролевые игры для детей, Издание № 7, Н. В. Краснощёкова.

8.      Современное дошкольное образование теория и практика, 6 (48), 2014 г.

9.      Журнал Современное Дошкольное образование теория и практика, 3 (45), 2014 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle