Библиографическое описание:

Хохлова Н. В. Модель проектирования индивидуального плана обучения // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 627-631.

Прошло уже несколько лет с тех пор, как российская образовательная система перешла к активному внедрению и реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) практически на всех ступенях образования, в том числе и в высшей образовательной школе.

На начальных этапах внедрения новых стандартов возник ряд проблем, которые создали некоторые трудности по их реализации. Это проблемы связанные с управлением образовательным процессом, с разработкой учебно-методических комплексов и контрольно-оценочных средств, с организацией самостоятельной работы студентов, с выбором средств и методов формирования профессиональных компетенций. Тем не менее, некоторые из обозначенных проблем и сегодня не потеряли свою актуальность. До сих пор встают проблемы управленческого, оценочного и организационного характера, которые в совокупности влекут за собой проблему качественного формирования профессиональных компетенций будущих специалистов.

Для того чтобы сформировать у специалистов профессиональные компетенции отвечающие требованиям современного общества, необходимо обеспечить адекватные условия их формирования. В содержание ФГОС ВО такие условия заложены изначально, а с 1 сентября 2013 года они были подкреплены новым Федеральным законом об образовании от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ. Однако даже при законодательной поддержке не все требования стандартов реализуются в полном объеме или же реализуются формально.

ФГОС ВО предоставляет обучаемым возможность в каждом цикле дисциплин учебного плана выбирать факультативные и вариативные дисциплины. Считается, что своим выбором обучаемые принимают непосредственное участие в формировании содержания собственного профессионального образования и тем самым создают для себя индивидуальный план обучения, как это и предусмотрено в Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ. На первый взгляд данное право выбора реализуется и казалось бы обучаемые действительно осуществляют формирование содержания своего образования, однако, индивидуальный выбор на деле оказывается совсем не индивидуальным. При выборе факультативных и вариативных дисциплин чаще всего учитывается либо предпочтение самого учебного заведения, и это предпочтение навязывается обучаемым, либо, в лучшем случае, предпочтение большинства обучаемых. В результате, та часть обучаемых, которая осталась в меньшинстве, вынуждена подчиниться предпочтению большинства. Таким образом, план обучения, который создают для себя обучаемые, индивидуальным являться не может.

В связи с тем, что на уровне общего учебного плана того или иного профиля обучения возникают некоторые затруднения с формированием индивидуальных планов обучения студентов, необходимо на наш взгляд сместить акцент с учебного плана до уровня содержания конкретных дисциплин. Рассмотреть возможность создания индивидуальных планов обучения в рамках той или иной дисциплины, а лучше комплекса дисциплин. Для этого, по некоторым базовым и профильным дисциплинам учебного плана, на наш взгляд, необходимо разработать набор краткосрочных элективных курсов, которые будут более углубленно рассматривать некоторые разделы этих дисциплин. Таким образом, каждый обучаемый сможет самостоятельно расширять базовое содержание той или иной дисциплины, дополняя его с помощью элективных курсов. При этом каждый обучаемый будет формировать свое собственное содержание в рамках предоставленного выбора, создавать индивидуальный план обучения.

В данном случае, проанализировав работы некоторых исследователей (П. С. Лернер, Г. А. Рогова, А. А. Колесников, Т. И. Рыбкина, Д. С. Ермаков, В. А. Далингер) под элективными курсами будем понимать обязательные для изучения курсы по выбору обучаемых, которые за счет дифференциации и индивидуализации образования предоставляют обучаемым возможность принять непосредственное участие в формировании содержания собственного образования, самостоятельно создавать пространство индивидуальной познавательной деятельности.

Для того чтобы более точно определить механизм формирования индивидуальных планов обучения, необходимо определиться с тем, что такое индивидуализация обучения, индивидуальная образовательная траектория и сам индивидуальный план обучения каковы его особенности и условия формирования.

В педагогическом словаре под индивидуализацией обучения понимается организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Такое обучение осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения [1, с. 99]. Таким образом, для каждого обучаемого должны быть созданы соответствующие условия и предоставлены средства освоения учебного материала с учетом его индивидуальности и познавательных возможностей.

Трактовка понятия индивидуальной образовательной траектории не однозначна. Многие ученые в своих работах дают, казалось бы, однотипные по смыслу, но разные по формулировке понятия, такие как «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальный учебный план». Для того чтобы как-то разграничить эти понятия и определиться с тем, что такое индивидуальная образовательная траектория необходимо проанализировать все эти понятия.

Например, В. В. Гарднер под индивидуальной образовательной траекторией понимает целенаправленный процесс поэтапной реализации обучаемым индивидуальной образовательной программы, в позиции субъекта выбора, разработки и реализации при осуществлении учителем тьюторского сопровождения [2, с. 12]. При этом она же под индивидуальной образовательной программой понимает «зафиксированные на бумажном или электронном носителе представления субъекта об изучаемом содержании, о собственных действиях, конкретизированных по времени, месту, способу, взаимодействиях для решения личностно-значимых образовательных задач, составленная с учетом требований времени, образовательных запросов и познавательных возможностей обучающегося, конкретных условий образовательного процесса в учебном заведении» [2, с. 12]. Данный автор позиционирует индивидуальную образовательную траекторию и индивидуальную образовательную программу как два самостоятельных, но в то же время взаимно дополняющих понятия. Получается, что индивидуальная образовательная траектория это процесс движения к намеченной образовательной цели, путем поэтапного освоения учебного материала, при этом данный процесс движения органичен временем и местом его осуществления и реализуется под тьюторским руководством преподавателя с учетом познавательных запросов и возможностей обучаемого.

Согласно А. В. Хуторскому, И. С. Якиманской, Е. П. Носовой индивидуальная образовательная траектория это «персональный путь реализации личностного потенциала каждого в образовании» [4, с. 139; 8, с. 92]. Подходы данных исследователей к созданию индивидуальной образовательной траектории носят ярко выраженный личностно-ориентированный характер. Обучаемые следуя данной траектории не просто осваивают некоторый учебный материал, но осваивают его с учетом личностных особенностей и предпочтений.

Индивидуальный образовательный маршрут, по М. Б. Утепову и Г. В. Рындак, это замыслы обучаемого относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им в содействии с педагогами, готовые к реализации в педагогических технологиях и в учебной деятельности обучаемого, т. е. это продукт совместного творчества педагога и обучаемого [5, с. 40]. В то же время другие исследователи (С. В. Воробьева и А. П. Тряпицына) под индивидуальным образовательным маршрутом понимают целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу [1, с. 4].

С. В. Соловьева определяет индивидуальную образовательную программу как документ, являющийся материальным выражением индивидуального образовательного маршрута обучаемого, содержащий в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей обучаемого с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования [6].

В Федеральном законе об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ под индивидуальным учебным планом понимается учебный план обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося [7].

Таким образом, индивидуальный учебный план можно квалифицировать как составную часть индивидуальной образовательной программы, который представляет собой индивидуальный план освоения образовательной программы (индивидуальный план обучения), зафиксированный в виде некоторого документа. В данном документе отражаются учебные курсы, разделы программы, формы и способы их освоения, которые обучаемый совместно с преподавателем определил для себя, чтобы удовлетворить свои личностные и образовательные потребности.

Индивидуальная образовательная траектория и индивидуальный образовательный маршрут, на наш взгляд являются смежными понятиями, которые определяются как направление, индивидуальный процесс продвижения к намеченной образовательной цели, путем поэтапного освоения учебного материала с учетом индивидуальных познавательных потребностей обучаемого. В ходе такого поступательного движения у обучаемого имеется возможность реализовать свой личностный потенциал, за счет формирования и освоения индивидуального плана обучения.

На основе проведенного анализа мы пришли к выводу, что индивидуальная образовательная программа и индивидуальный план обучения являются основой для осуществления индивидуального образовательного маршрута (траектории).

Каким образом можно спроектировать индивидуальный план обучения рассмотрим на примере дисциплины «Информатика» для профиля подготовки «Информатика и вычислительная техника» в ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (рисунок 1).

Рис. 1. Модель формирования индивидуального плана обучения

 

Для данного профиля подготовки «Информатика» входит в математический и естественнонаучный цикл дисциплин, базовую часть ФГОС ВО и изучается в течение двух семестров. Общая трудоемкость дисциплины составляет 216 часов или 6 зачетных единиц, из них на аудиторную работу отводится 102 часа, в том числе 18 часов на лекции и 84 часа на лабораторные работы. Остальные 114 часов отводятся на самостоятельную работу студентов. Получается, что за 102 аудиторных часа в течение двух семестров обучаемым необходимо освоить 7 теоретических разделов дисциплины, а так же лабораторный практикум, включающий в себя несколько практических разделов.

На наш взгляд, качественно сформировать компетенции или хотя бы их элементы, которые прописаны в ФГОС, за такое ограниченное время сложно, практически невозможно. В связи с этим краткосрочные элективные курсы вполне могут стать предметом самостоятельной работы студентов. Однако, если сделать это бессистемно, просто выдать студентам список тем, которые они должны освоить самостоятельно и при этом не организовать никакого контроля усвоения данного учебного материала, то результат такого обучения будет стремиться к нулю, так как мотивация студентов будет очень низкой. Кроме того, необходимо учесть тот факт, что студенты поступают в вуз с разным уровнем подготовки, то, что знакомо одному, может быть незнакомо другому. Если в этом случае пытаться всех уровнять и заставить изучать один материал, то это также сведется к низкому уровню мотивации студентов и как следствие, низкой эффективности освоения материала. В решении этого вопроса могут помочь элективные курсы.

Чаще всего, обучаясь в общеобразовательной школе, учащиеся уже знакомятся с работой в текстовых редакторах, табличных процессорах и системах управления базами данных. В некоторых школах в рамках предмета «Информатика» они могут уже освоить основы алгоритмизации и программирования. Придя в вуз, студенты уже имеют некоторое представление о работе с программными продуктами, и каждый имеет свой уровень подготовленности. Этот уровень поможет определить входной контроль. Следовательно лабораторный практикум вузовской дисциплины «Информатика» необходимо полностью вынести на элективные курсы, но с одним ограничением. В первом семестре изучения дисциплины «Информатика» студент должен выбрать и освоить два практических элективных курса. Один курс он должен будет освоить в часы самостоятельной работы, а второй в аудиторное рабочее время. Во втором семестре студенту необходимо выбрать и освоить один элективный курс из общего перечня, предложенного в лабораторном практикуме. Кроме того, во втором семестре помимо элективного курса, каждому студенту необходимо освоить базовый лабораторный практикум, который включает в себя работу с системами управления базами данных. Все элективные курсы, из общего перечня, сопровождаются текущим и промежуточным контролем. Длительность каждого такого курса варьируется от 12 до 20 часов.

Итоговый контроль будет осуществляться с учетом рейтинговой системы, которая введена на всех этапах аудиторного и самостоятельного обучения. Таким образом, в рамках дисциплины «Информатика» каждый обучаемый имеет возможность реализовать свой индивидуальный план обучения с учетом своих интересов и уровнем имеющихся знаний.

В заключении хотелось бы отметить, что сочетание дисциплин учебного плана с элективными курсами, позволит реализовать те академические права обучающихся, которые прописаны в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», что даст возможность подготовить конкурентно способных специалистов, адаптированных к изменяющимся условиям внешней среды и современным требованиям работодателей.

 

Литература:

 

1.                  Воробьева С. В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ [Текст]: дис. … доктора пед. Наук: 13.00.01 / Воробьева Светлана Викторовна. — СПб., 1999. — 460 с.

2.                  Гарднер В. В. Подготовка учителя к проектированию и тьюторскому сопровождению индивидуальной образовательной траектории сельского школьника [Текст] Автореф. дис. … кандидата пед. наук: 13.00.08 / Гарднер Валерия Валерьевна. — Чита, 2012. — 24 с.

3.                  Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: ИКЦ «МарТ», 2005. — 448 с.

4.                  Носова Е. П. Индивидуальная образовательная траектория: сущность и механизмы проявления [Текст] / Е. П. Носова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 91. — С. 138–144.

5.                  Рындак Г. В. К вопросу о проектировании индивидуального образовательного маршрута как средстве становления личностных достижений старшего школьника [Текст] / Г. В. Рындак, М. Б. Утепов // Вестник ОГУ. — 2003. — № 7. — С. 39–44.

6.                  Соловьева С. В. Некоторые аспекты проектирования индивидуальных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ [Электронный ресурс] / Сайт окружного методического объединения специальных (коррекционных) школ северного округа. — Режим доступа: http://kmosewer.ru/index.php?option=com_content&view= article&id=60:2010–12–19–09–21–11&catid=35:2010–12–19–09–10–16&Itemid=73 (дата обращения: 23.10.2013).

7.                  Федеральный закон об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n= 149753 (дата обращения: 24.09.2013).

8.                  Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? [Текст]: Пособие для учителя / А. В. Хуторской. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 383 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle