Библиографическое описание:

Карпова Н. П., Королев В. О. Аутсорсинг и его роль в логистике // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 379-381.

Проводится исследование по выявлению значимости аутсорсинга в сфере логистики. Особое внимание уделяется классификации логистических аутсорсеров и преимуществам использования их услуг. Выделены основные факторы, влияющие на выбор аутсорсинговой компании.

Ключевые слова:аутсорсинг, логистика, аутсорсер, логистический провайдер.

 

Аутсорсинг предполагает передачу внешним организациям на основе контракта функций, которые раньше выполнялись собственными силами. Передача функций влечет изменения в материальных и человеческих ресурсах, также перераспределяется право принятия решений. Помимо вопросов, которые могут быть оговорены в контракте (уровень сервиса, качество, цена услуг), провайдер самостоятельно выбирает технологии, ресурсы и т. д., с помощью которых будет выполнять свои функции [4 c. 66]. Также аутсорсинг означает найм сторонних сотрудников либо компаний, которые оказывают услуги по обеспечению выполнения этих дополнительных процессов. Сейчас этими услугами пользуются миллионы компаний по всему миру в самых различных сферах деятельности. Особенно часто аутсорсинг применяется в логистике, так как эффективное ее использование позволяет многократно повысить конкурентоспособность предприятия.

Использование аутсорсинга позволяет снизить издержки компании в процессе осуществления логистической деятельности благодаря привлечению профессиональных сотрудников. В настоящее время становится ясно, что успех бизнеса напрямую зависит от качества взаимодействия всех подразделений предприятия и квалификации специалистов. В основном компании разделяются на две категории — те, которые пользуются аутсорсингом и считают его использование наиболее рациональным решением множества проблем, связанных с логистикой, и те, которые тратят большие средства для создания и подготовки огромного штата персонала, который будет отвечать за осуществление и контроль логистических процессов. Во втором случае так же присутствует опасность того, что реализация такого рода проектов окажется не эффективной в дополнение к большому количеству затраченного времени и денежных средств.

Аутсорсинг в логистике, принимая на себя часть или полную реализацию функций, позволяет повысить рентабельность предприятия за счет снижения себестоимости продукции и общих затрат. Руководство компании, в свою очередь, может использовать полученную экономию времени для более сосредоточенного регулирования и контроля управленческой деятельности. Это так же позволяет увеличить концентрацию усилий персонала на повышении качества своей профессиональной деятельности, что благоприятно скажется на прибыли. Существует еще несколько причин использования аутсорсинга:

1)Недостаточная квалификация персонала для осуществления логистического вида деятельности. Аутсорсеры позволяют решить эту проблему с помощью предоставления высококвалифицированных специалистов. В дополнение к этому личный персонал заказчика получит возможность быстрого набора необходимых знаний, которые повысят их компетентность.

2)Руководство компании осознает необходимость внедрения изменений в собственную деятельность, точное определение которых можно выявить только с помощью аутсорсинга.

3)Улучшение показателей работы логистического отдела без использования существенных затрат на подготовку персонала.

4)Реализация новых идей, для осуществления которых требуется оставить только основную деятельность и избавиться от дополнительной [1].

Так как аутсорсинг в логистике стал очень популярным, увеличилось количество компаний, которые организовали свой бизнес по оказанию логистических услуг. Появилась необходимость классификации этих провайдеров в связи с широкой вариацией технологических уровней и спектра оказываемых услуг. На данный момент существует 5 уровней логистического сервиса.

1PL — полностью независимая автономная логистика. Этот уровень подразумевает, что вся логистическая деятельность компании планируется и выполняется самим грузовладельцем. Он самостоятельно выполняет все необходимые операции с помощью собственных транспортных средств и персонала.

2PL — частичный логистический аутсорсинг. Логистическая компания только предоставляет машины для транспортировки грузов и оказывает традиционные услуги по управлению складами.

3PL — комплексный логистический аутсорсинг. Планирование логистической деятельности предприятия все еще осуществляется самим заказчиком, однако транспортная компания предоставляет более широкий спектр услуг по сравнению с предыдущим уровнем и выполняет большинство логистических функций самостоятельно.

4PL — интегрированный логистический аутсорсинг. Компании такого уровня полностью вовлечены в логистическую деятельность предприятия-заказчика. Аутсорсер самостоятельно разрабатывает и реализует все бизнес-процессы и цепи поставок. Использование услуг компании такого уровня позволяет расширить бизнес заказчика и достигнуть долгосрочных логистических целей. По приблизительным оценкам экспертов, суммарный объем мирового рынка контрактной логистики такого рода составляет более $200 миллиардов.

Данный тип услуг пользуется большой популярностью, так как в настоящее время компании осуществляют диверсификацию производства. Это означает, что нужно контролировать значительное количество складских запасов, что является очень затратным. Поэтому в большинстве случаев компании прибегают к помощи нескольких предприятий, оказывающих логистические услуги. Основные преимущества 4PL подхода заключаются в оптимизации расходов предприятия и повышении его эффективности путем сокращения операционных затрат, трудовых ресурсов, оборотного и основного капитала. Проведенные исследования показывают, что внедрение квалифицированного логистического провайдера в компанию позволяет сократить 15 % операционных затрат, а так же 30 % материальных ресурсов. В связи с этим можно сказать, что логистический аутсорсинг имеет большой потенциал для своего будущего развития.

5PL — «виртуальная» логистика. Логистическая компания оказывает весь спектр услуг за счет использования информационных технологий. Партнер такого уровня имеет всю необходимую информацию по состоянию рынка заказчика и способен организовать самые оптимальные варианты транспортировки материальных, трудовых, финансовых и иных потоков, даже не смотря на то, что он может и не иметь собственных ресурсов, непосредственно используемых при этой реализации [2]. При этом важно отметить, что Виртуальное предприятие представляет собой логистическую систему, сформированную посредством использования информационной сети, в рамках логистического соглашения. Цель виртуализации — сократить трансакционные издержки, соответственно возможности программного обеспечения должны включать программу поиска участников виртуального предприятия и определения оптимального их состава [3 c.40].

Аутсорсеры 4 и 5 уровней являются компаниями, предоставляющими самый широкий спектр логистических услуг самого высокого качества. В скором будущем их услуги будут пользоваться еще большим спросом. Конкуренции на таких уровнях почти не бывает, однако и дойти до них не просто. Те компании, которые первыми достигнут такого уровня, станут лидерами и будут управлять рынком логистического аутсорсинга. Остальные предприятия, скорее всего, станут их подрядчиками [7].

Так или иначе, будущее логистики заключается в IT технологиях. Это подразумевает не только усовершенствование существующих технологических функций, но и создание абсолютно новых, например, полностью автоматизированных способов прокладки оптимальных маршрутов перевозок. Другими словами, компании, которые будут постоянно внедрять и совершенствовать IT технологии — первыми достигнут 4PL и 5PL уровней.

Когда возникает необходимость выбора логистического оператора, в большинстве случаев клиенты ориентируются на ценовую политику логистической компании и выбирают наиболее приемлемую для них. Однако такой подход не является оптимальным, так как цены напрямую зависят от величины груза, характеристики и свойств товаров, структуры поставок, качества оказываемых услуг и множества других различных факторов. Учитывать стоимость предоставляемых услуг и снижать ее конечно важно, однако следует понимать, что чем ниже цена, тем хуже качество. В свою очередь это может привести к затратам, уровень которых будет многократно выше чем количество сэкономленных денег.

Вторым важным критерием для большинства клиентов является скорость исполнения работ. Здесь так же следует понимать, что скорость зависит от размеров груза, а так же от тары, в которую он упакован. Гораздо быстрее и легче разгрузить товар, если он находится в больших паллетах, чем грузовик с огромным количеством мелких коробок. В связи с этим, следует ориентироваться на нормативы логистических компаний по доставке и выгрузке в зависимости от типа груза и его упаковки.

Третьим критерием является точность составления заказа. При учете этого критерия следует ориентироваться на потребности клиентов. В зависимости от типа производства меняются требования к точности подбора. К примеру, для одних компаний 80 % точности является хорошим показателем, а для других даже 95 % может быть губительной величиной [5 c. 28].

Другими словами, только после тщательного и комплексного анализа можно выбирать аутсорсера.

Практика показывает, что фирмы, которые предоставляют услуги по аутсорсингу, являются более мотивированными в увеличении качества обслуживания, чем собственные отделы компании, так как исполнитель несет полную финансовую ответственность за оказываемый сервис.

Использование аутсорсинга в логистической деятельности дает следующие преимущества:

1)Сосредоточение внимания на основных процессах в связи с передачей второстепенных в руки профессионалов.

2)Значительная экономия денежных средств. Она складывается из того, что минимизируются издержки связанные с транспортировкой и складской деятельностью; остается объективное количество персонала, необходимое для решения требуемых задач; частично или полностью сокращаются инвестиционные затраты.

3)Улучшается квалификация собственного персонала предприятия при осуществлении логистических операций.

4)Снижаются риски, которые связанны с реализацией логистических процессов в связи с передачей этой формы деятельности аутсорсеру.

5)Происходит улучшение операционного контроля.

6)Качество предоставляемых услуг улучшается, потому что привлеченные специалисты постоянно развиваются и используют новейшие технологии [6 c. 35].

Конечно, наряду с положительными имеются и негативные стороны:

1)Появляется вероятность увеличения расходов, если компания передаст слишком много процессов на аутсорсинг.

2)Возможна потеря контроля над выполнением переданных процессов, что в свою очередь снижает управленческую гибкость.

3)Отсутствует четкая законодательная база аутсорсинга. Многие компании опасаются передавать бизнес-процессы на аутсорсинг из-за вероятности утечки информации.

Однако, при грамотном использовании аутсорсинга и тщательном выборе компании которая возьмет на себя обязательства по осуществлению логистической деятельности, можно существенно сократить издержки и получить значительное конкурентное преимущество.

Аутсорсинг в современном мире набирает популярность невероятно быстрыми темпами. Все больше и больше компаний осознают преимущества его использования. Данный вид деятельности имеет большие перспективы развития в будущем.

 

Литература:

 

1.          Аутсорсинг в логистике [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.autsorsing.net/autsorsing-v-logistike-das

2.          Аутсорсинг в логистике [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://cargolink.ru/ls/blog/538.html

3.          Карпова Н. П., Федечкина И. В. Концепции взаимодействия контрагентов в цепях поставок // Вестник Самарского государственного экономического университета. — Самара, 2013. — № 4 (102). — С. 39–43.

4.          Карпова Н. П. Мировые тенденции развития логистического аутсорсинга // Zbiуr raportуw naukowych. „Nauka dziś: teoria, metodologia, praktyka„.(28.09.2013–30.09.2013) — Wrocław: Wydawca: Sp. z o. o. «Diamond trading tour», 2013. — С. 65–70.

5.          Кузнецов В. М. Аутсорсинг: новое слово в управлении// Эко.- 2005 — С. 27–29.

6.          Михайлов Д. М. Аутсорсинг: новая система организации бизнеса: учебное пособие. -М.: КНОРУС. 2006- С. 34–36.

7.          Стратегия логистического аутсорсинга [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://nauchforum.ru/ru/node/4288.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle