Библиографическое описание:

Приписнова В. В. К вопросу о развитии самосознания подростков // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 336-338.

В статье рассмотрен вопрос развития самосознания подростков как важной составляющей их личности, которая определяет их деятельность, представлены результаты диагностического исследования таких его составляющих как самоотношение и самооценка.

Ключевые слова: самосознание, подростковый возраст, самоотношение, самооценка.

In the article the question of the development of consciousness of teenagers as an important component of their identity, this defines their activities, the results of the diagnostic study of its components as a self-attitude and self-esteem.

Key words: consciousness, adolescence, self-attitude, self-esteem.

 

В один из главных переходных периодов онтогенеза, подростковый возраст, происходит качественное изменение самосознания человека, что является определяющим фактором развития его социальной и интеллектуальной активности. Именно в данный период происходит изменение характера деятельности у подростка, развивается сознательное поведение, что является характеристикой зрелой личности, что позволяет ребенку приблизиться к категории «взрослый». Самосознание как «ядро личности», регулирующее все виды жизнедеятельности человека, является предметом психолого-педагогических исследований.

По мнению Г. А. Урунтаевой, «самосознание — это осознанное отношение человека к своим индивидуальным и личностным свойствам, переживаниям и мыслям» [2]. Оно позволяет человеку оценить себя как социального индивида, чьи возможности и способности могут, как соответствовать, так и нет, предъявляемым к нему требованиям.

А. Г. Спиркин определяет самосознание как оценку человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, и в целом, самого себя и своего места в жизни [4]. Данный автор утверждает, что в формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений и действий, реализуемых во взаимодействии с другими людьми, миром через общение и практическую деятельность. Общественная обусловленность развития данного компонента личности заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру [4].

Анализ психолого-педагогической литературы (И. И. Чеснокова, Л. Д. Столяренко, В. С. Мухина, Б. Д. Эльконин, В. С. Мерлин, Г. А. Урунтаева и др.) позволяет сделать вывод о том, что самосознание — это понимание, осознание и оценивание самого себя, своих ценностей, личностных черт, своих поступков.

В структуре самосознания Л. Д. Олейник выделяет шесть компонентов: самочувствие, самопознание, самооценка, самоконтроль, самокритичность и саморегуляция [3]. Л. Д. Столяренко выделяет четыре уровня развития самосознания: непосредственно-чувственный (уровень простейшего самопознания, обеспечивающего самоощущение процессов в организме, психических состояний); личностный (уровень переживаний о себе как личности, которой присущи сильные и слабые стороны); интеллектуально-аналитический (уровень осознания содержания собственных мыслительных процессов через самонаблюдение и самоанализ); целенаправленно-деятельный (симбиоз предыдущих уровней с выходом на мотивированное поведение через самооценку, самоконтроль, самокритику, самовыражение) [5].

И. И. Чеснокова отмечает, что «самосознание в психической деятельности личности выступает как особо сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование — в понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов. Многоступенчатый и сложный процесс самопознания сопряжен с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем также обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе» [8, с. 122]. При этом существует два уровня самосознания, первый уровень предполагает, что самосознание проявляется в ситуации сравнения своего «Я« с другим человеком, когда качества другого человека воспринимаются, оцениваются, а после переносятся на самого себя. При этом проявляются такие составляющие самосознания как самооценка, самовосприятие, самокритичность и самонаблюдение. Второй уровень самосознания подразумевает под собой оценку непосредственно своих качеств, ценностей, своего достоинства то есть «Я и Я». Здесь поведение человека строится под действием мотивации, он использует готовые знания о самом себе, накопленные, полученные в разное время, в разных жизненных ситуациях, на данном уровне можно говорить о действии таких процессов, как самоанализ и самоосмысление, самоинтерес, самопринятие.

На развитие самосознания подростков влияют многие факторы, в первую очередь психологические особенности данного возрастного периода. Одним из них является негативизм, он оказывает влияние на поиск подростком собственного «Я« среди сверстников и в семье, при этом он стремится обособиться от своей семьи, показать свою уникальность, однако отвечать за себя и свои поступки подросток еще не может. По мнению подростка, в семье его позиций не понимают и он стремиться быть с теми, кто разделяет их. Сверстники играют огромную роль в развитии самосознания подростка, поддержка в группе способствует повышению самооценки и самоуважению, отсутствие же таковой ведет к обратному результату. Еще один фактор — это та социальная среда, в которой воспитывается подросток. Нормальные, здоровые психически, любящие родители стремятся решать возникающие проблемы со своими подросшими детьми. Они всеми силами стараются обеспечить подростку чувство защищенности, создать условия для нормального существования и развития. Он начинает накапливать опыт и учится пониманию и компромиссам. Подростки, живущие в дисфункциональных семьях, обычно «заражаются» недугами родителей еще в детстве.

Для исследования особенностей развития самосознания подростков 13–14 лет (19 учеников) 8 класса, мы использовали тест-опросник самоотношения, разработанный В. В. Столиным и С. Р. Пантилеевым [6]. Мы выявили, что у 12 человек проявляется глобальное присутствие самоотношения (64 %) это говорит о том, что данные дети осознают и принимают себя такими, какими они есть, а так же стремятся к развитию своих способностей и познанию себя. 11 человек относятся к тем, у кого значительно выражено самоуважение (58 %), что проявляется в наличии веры в собственные силы, способности, энергию, самостоятельность, в положительной оценке своих возможностей, понимание самого себя. У 10 подростков выражена аутосимпатия (52 %), что отражает наличие дружественности к собственному «Я». 13 человек имеют значительное присутствие ожидаемого отношение от других (68 %), что проявляется в стремлении соответствовать требованиям окружающих. У 12 школьников выражен самоинтерес (64 %), проявляющийся в погруженности в собственные мысли и чувства. У 10 учащихся присутствует самоуверенность (52 %), что отражает веру в силы собственного «Я«, высокую смелость в общении. 13 подростков относятся к группе тех детей, у которых значительно выражена самопринятие (68 %), это свидетельствует о том, что человек часто ощущает симпатию к себе, ко всем качествам своей личности. У 15 школьников значительно выражено саморуководство (78 %), что характерно для тех, кто основным источником развития своей личности, регулятором достижений и успехов считает себя. У 7 человек присутствует самообвинение (36 %), это говорит о готовности поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. 10 человек имеют значительное присутствие самопонимания (52 %), что свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям. Таким образом, анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что особенностями развития самосознания подростка является интерес к внутренним состояниям и переживаниям, обусловленным взаимодействием с окружающими людьми.

Самооценка — обязательный компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков, Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн, (модификация А. М. Прихожан) позволила нам изучить данную составляющую личности [1]. Мы выявили, что низкие показатели самооценки присутствуют в следующих шкалах: ум, способности — 4 ученика (21 %), характер — 3 человека (16 %), авторитет у сверстников — 2 человека (11 %), умение — 4 школьника (21 %), внешность — 3 ученика (16 %), уверенность в себе — 3 школьника (16 %). За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т. п. позволяет не прилагать никаких усилий. Высокий показатель самооценки, присутствует в шкалах: ум, способности — 2 человека (11 %), характер — 4 человек (21 %), авторитет у сверстников — 6 человек (32 %), умение –7 человек (37 %), внешность — 7 человек (37 %), уверенность в себе — 4 человека (21 %), что проявляется в уверенности в себе, в постановке перед собой сложных и трудновыполнимых целей, быстрой адаптации к новым условиям. Очень высокий показатель самооценки присутствует в шкалах: ум, способности — 3 ученика (16 %), характер — 3 подростка (16 %), авторитет у сверстников — 4 школьника (21 %), умение — 3 ученика (16 %), внешность — 2 подростка (11 %), уверенность в себе — 3 школьника (16 %), что свидетельствует о завышенной самооценке. Данный уровень может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих, данной категории важно быть всегда идеальными и никогда не допускать ошибок и промахов, собственные интересы и увлечения всегда предпочитают ставить на первое место, подвержены чрезмерному эгоизму.

Тест «Кто Я?" (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т. В. Румянцевой) [7] позволил нам выявить у 12 подростков адекватную самооценку (63 %), проявляющуюся в их способности реалистично осознавать и оценивать свои достоинства и недостатки, позитивном отношении к себе, самоуважении, принятии себя, ощущении собственной полноценности, способности к жизненной самореализации. У 21 % (4 чел.) подростков выявлена неадекватно завышенная самооценка, что свидетельствует о нереалистичной оценке человеком самого себя, снижении критичности по отношению к своим действиям, словам, при этом часто мнение о себе у человека расходится с мнением о нем окружающих, отличается высокомерным отношением к людям, конфликтностью, постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, эгоцентризмом. У 16 % (3 чел.) подростков неустойчивая самооценка, данная группа обычно ставит перед собой более низкие цели, чем те, которых они могут достигнуть, преувеличивая значение неудач, также у них наблюдается неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности, которое обусловлено недооценкой своих успехов и достоинств, смирением, пассивностью и неуверенностью в себе.

Анализ результатов диагностического исследования позволяет сделать вывод о том, что изученным компонентам самосознания подростков следует уделять особое внимание, в частности, низкому уровню самоотношения, неадекватно завышенной и заниженной самооценке. Исходя из чего, возникает необходимость грамотной организации психолого-педагогической работы в образовательном учреждении по развитию самосознания в подростковом возрасте.

Данную деятельность необходимо осуществлять по следующим направлениям: благоприятный климат в группе учащихся, формирование адекватной самооценки подростка, развитие навыков самостоятельной деятельности, создание ситуации успеха в учебной и во внеклассной деятельности, развитие у педагогов понимания зависимости эмоций подростка и его продуктивной деятельности, повышение статуса ученика в коллективе, организация совместной деятельности в группе сверстников и взрослых, формирование положительного отношения к окружающим людям и самому себе, развитие способности к рефлексии.

Таким образом, самосознание является важным компонентом в становление личности подростка, благодаря которому происходит формирование самоощущения и мировосприятия.

 

Литература:

 

1.      Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А. М. Прихожан). URL: http://www.psychologos.ru (дата обращения: 02.09.15).

2.      Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. URL: http://www.ozhegov.org (дата обращения: 02.09.15).

3.      Олейник Л. Д. Индивидуальное самосознание и пути его формирования: автореф. дис. … канд. философ. наук. — Л., 1975. — 25 с.

4.      Спиркин А. Г. Философия. Учеб. пособие 2-е изд. — М., 2006. — 736 с.

5.      Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону. — М.: Феникс, 2000. — 672 с.

6.      Тест-опросник самоотношения разработанный в В. В. Столиным и С. Р. Пантилеевым. URL: www.psylab.info (дата обращения: 02.09.15).

7.      Тест М. Куна «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т. В. Румянцевой). URL: http://vsetesti.ru (дата обращения: 02.09.15).

8.      Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. — М.: Изд. Наука, 1977. –144 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle