Библиографическое описание:

Толмачева Е. С. Современная картина сформированности толерантного сознания школьников и ее влияние на идентификационные процессы подростков в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 618-620.

Современная система образования, согласно ФГОС, призвана обеспечить всестороннее развитие детей и молодёжи, их творческих способностей, включение в общественную деятельность. Именно в школьном возрасте происходит развитие личности и формирование ее основных черт, которое в основном зависит от социальной среды коллектива, в которой находится ребенок. На сегодняшний день важным условием оптимального развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного психологического климата. Понятие «климат» характеризует особенную психологическую сторону коммуникации, представляющую собой взаимосвязи и взаимовлияния между людьми.

В современной психологии под психологическим климатом понимается «качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе» [1].

Формирование и совершенствование социально-психологического климата через воспитание толерантности — важнейшая практическая задача педагогов школы. Создание благоприятного климата в детском или подростковом коллективе — ответственный и творческий процесс, требующий знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата невозможно без понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, отношений друг с другом.

Задача воспитания толерантности, на наш взгляд, должна охватывать деятельность всех социальных институтов, в первую очередь тех, кто непосредственно воздействует на формирование личности ребёнка. Перед образовательным учреждением должна стоять задача не только обеспечить своих воспитанников достаточным уровнем знаний, умений, навыков, но и развить в них самостоятельность и толерантность как основу своей жизненной позиции. Любое образовательное учреждение должно задаться целью: приобщать детей к общечеловеческим ценностям, а также сформировать толерантность как одну из черт высокого уровня духовного и интеллектуального развития детского коллектива в целом и личности ребёнка в частности.

Воспитание толерантной личности — процесс сложный, осуществляется посредством всех социальных слоев, окружающих ребёнка: общества, общения со сверстниками и окружающими людьми. Для того, чтобы сделать этот процесс целенаправленным, на наш взгляд, необходима организованная работа педагогов. На сегодняшний день, когда зачастую общество характеризуется нарушением семейных связей, отчуждением взрослых и детей, повышенной конфликтностью в их взаимоотношениях, ситуацию недостаточной социализации, в которой оказываются многие дети, способна заполнить работа педагогов школы. Современный ребёнок должен правильно принимать и уважать права и обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Вместе с тем нужно учитывать, что воспитание толерантности будет эффективным только в том случае, если оно происходит в эмоционально благополучной обстановке. Этому способствуют игры и беседы на сплочение детского коллектива, формирование доброжелательного отношения друг к другу, сочувствия и сопереживания через различные общешкольные мероприятия. При правильной и грамотно выстроенной работе педагога у детей появляется потребность в общении со сверстниками, они учатся применять полученные знания и навыки в различных жизненных ситуациях.

Также стоит отметить, что формирование толерантности предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность при помощи совместных усилий преодолевать трудности. Мы считаем, что в результате целенаправленной работы по формированию толерантности в условиях образовательного учреждения могут быть достигнуты следующие результаты:

-          участники детского коллектива начинают осознавать свои характерные особенности как личности, понимать, что каждый человек уникален, но только сообща можно достичь более высоких результатов, чем поодиночке;

-          каждый ребёнок учится общаться с разными людьми, приобретая коллективный дух;

-          учащиеся осознают, что они могут совершенствоваться, самовыражаться и развиваться внутри коллектива;

-          каждый член коллектива чувствует постоянную поддержку от своих товарищей в разных ситуациях (как успеха, так и неудач);

-          школьники учатся правильно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей;

-          среди членов детского коллектива формируются коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций;

-          учащиеся знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.

Таким образом, при системной и отлаженной работе педагогов по формированию толерантных взаимоотношений внутри коллектива учащиеся начинают понимать, как легко может возникнуть ссора, но в то же время учащиеся осознают и то, что при грамотном ведении диалога, при умении слушать и понимать собеседника любого конфликта можно избежать. Следовательно, воспитание толерантности в детском коллективе способствуют осознанию причин конфликтов и приёмов их самостоятельного разрешения. Поэтому работа по формированию толерантности в коллективе является неотъемлемой частью воспитательного процесса, и начинать эту работу следует как можно раньше, так формирование толерантности на ранней стадии детского развития определяется впоследствии более высокими результатами в воспитании детей. Также одним из аспектов является то, что работа должна быть систематической и планомерной, строиться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а материал, который преподносится детям — интересным и разнообразным, с использованием инновационных технологий и методик. Работа по формированию толерантности должна естественно и органично входить в целостный педагогический процесс и создавать в коллективе спокойную, благоприятную, доброжелательную обстановку.

При системной, методически грамотно выстроенной работе по воспитанию толерантности детский коллектив обретает благоприятный социально-психологический климат, который характеризуется:

-          бодрым, жизнерадостным тоном взаимоотношений между учащимися, оптимизмом, построением отношений на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности;

-          существованием норм справедливого и уважительного отношения ко всем членам коллектива;

-          ценностью таких черт личности, как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие;

-          активностью и энергичностью, способностью быстро откликаться на выполнение поставленных целей и задач;

-          способностью к сотрудничеству, стремлением добиваться высоких показателей в учебной и досуговой деятельности;

-          умением сопереживать и поддерживать других членов коллектива.

Создание благоприятного психологического климата, на наш взгляд, должно утвердиться сегодня во всех образовательных процессах. Особую роль в данном направлении играет формирование толерантного поведения среди учащихся. Учитель же должен построить свою работу в русле создания психологического климата, опираясь на знание психологических особенностей учеников. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников и их психологию личности, так как личность является своеобразным законом устройства человеком собственного бытия, поведения и отношений с миром. Постановка целей толерантного развития учащихся обладает важной спецификой в том смысле, что в традиционной педагогике развитие ученика выступало не как самоцель, а как средство достижения каких-то других целей — усвоения, дисциплинирования, приобщения и взаимодействия. При воспитании толерантности должна присутствовать педагогическая поддержка, которая выражает гуманистическую позицию педагога по отношению к детям. Предметом воспитания толерантности становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Учитель совершенно иным образом организует процесс обучения и воспитания детей по сравнению с традиционной системой. Результатом работы педагога по воспитанию толерантной личности становится развитый детский коллектив, который представляет собой необходимые условия для самоутверждения личности. Такому коллективу присущи общность целей и адекватность мотивов совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей — все то, что сегодня предполагает ФГОС. Таким образом, психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и имеет важнейшее значение для личностного развития ребенка, так как способствует лучшему усвоению учебного материала школьником, полноценному развитию его личности. Следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди, воспитанные в духе толерантности, представляют особую ценность для современного общества.

 

Литература:

 

1.      Райгородский Д. Я. Хрестоматия по психологии / Д. Я. Райгородский // М.: Наука, 2002. — 698 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle