Библиографическое описание:

Проскурякова М. А. Формирование локальных представлений учащихся в основной школе // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 609-612.

Формирование локальных представлений учащихся в основной школе является важной задачей, стоящей перед учителем истории. Пространственные представления неразрывно связаны с историческими фактами, и понять историю цивилизаций, эпох, государств без сформированной географической компетенции невозможно. Поэтому учителю истории необходимо найти такие методы и приемы обучения, чтобы карта стала для учащихся источником исторической информации, интересным помощником в изучении самой загадочной науки — истории. Следует отметить, что литературы, посвященной формированию локальных представлений, не так много. Если говорить об обобщающей литературе, то можно выделить работы Студеникина М. Т. [1], Вяземского Е. Е. [2], Стреловой О. Ю. [3], Вагина А. А. [4], посвященные методике преподавания истории в школе. В контексте данной учебной литературы имеются небольшие параграфы, в которых рассматриваются вопросы формирования локальных представлений, методика работа с картой и система результатов.

Для более углубленного изучения методики работы с картой на уроках истории, необходимо обратиться к специальной литературе, например, Галковича Б. Д. [5], Коротковой М. В. [6], Никифорова Д. Н. [7]. Также в этом могут помочь статьи Алексашкиной Л. Н. [8] и Ворожейкиной Н. И. [9].

Данная литература поможет учителю овладеть компетенцией в методике формирования пространственных (локальных) представлений учащихся. Однако, в ней рассматриваются общие способы работы с исторической картой и недостаточно конкретно представлены некоторые методы и приемы. В данной статье будут представлены такие приемы, которые уже имели практическое применение, что и обуславливает ее актуальность. Система описываемых методов и приемов неоднократно использовались автором на уроках истории в течение практики, проходившей в 7 классе общеобразовательной школы. Прежде чем начать их анализ важно определить специфику исторической карты как средства обучения.

Целью использования исторической карты является представление с помощью условных обозначений и знаков исторические событий, явлений, процессов в определенные временные периоды, границ государств, территорий расселения народов и т. д. в их динамике. Условно можно выделить три уровня использования карт на уроках истории: эпизодический, систематический и синхронный. При этом, на наш взгляд, эти уровни должны варьироваться в зависимости от темы урока. На эпизодическом уровне исторические карты используются учителем от случая к случаю. Такой уровень вполне подходит для тем по истории культуры, внутренней политики, но даже в этом случае должна использоваться настенная карта, для привязки отдельных событий к конкретным местам. Систематический уровень позволяет продуманно и последовательно включить исторические карты в процесс преподавания. Использоваться этой уровень должен при изучении таких аспектов общественного развития, как: политическая, социально-экономическая жизнь государства, логично сочетаясь с другими средствами обучения. Синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала применением настенной исторической карты или карт атласа на протяжении всего занятия или значительной его части. Такой уровень подходит для изучения тем, посвященных внешней политике, народным движениям, географическим открытиям, когда доминирующим средством обучения на уроке истории становится именно карта.

Чтобы создать представление о пространстве и местоположении изучаемой страны на карте земного шара, применяют одновременно историческую и географическую карты или общую и тематическую. На них помещен один и тот же объект, но он изображен в разных масштабах. Обучение может идти от единичного к общему или от общего к единичному. Менее целесообразным является выделение для карты только маленького, соответствующего теме района. Нужно отметить, что в работе с картой очень важен и приём выделения части из целого и приём включения части в целое.

Е. Е. Вяземский и О. Ю. Стрелова отмечают, что каждый тип исторической карты сочетается с адекватным ему приёмом изложения учебного материала: тематические — с картинным описанием местности, сюжетным рассказом и образным повествованием; общие и обзорные — с аналитическим описанием, обобщающей характеристикой, объяснением, рассуждением и проблемным изложением [5, с. 268–269]. Представления школьников об историческом пространстве углубляются при одновременном использовании изобразительных наглядных пособий: картин-пейзажей, фотографий, макетов местности и т. п., а также образных фрагментов из художественной и научно-популярной литературе.

При оценивании уровня усвоения локальных представлений на уроке истории, важно учитывать следующие критерии:

1.                  Оценивание знаний географических объектов (физических объектов, государств, городов).

2.                  Экономических объектов (источники сырья, заводы, промышленные предприятия).

3.                  Знание легенды карты.

4.                  Умение читать историческую карту в процессе (военные действия, процесс образования или распада государств, появления промышленных или культурных объектов).

5.                  Умение видеть причинно-следственные связи, закономерности экономического и культурного факторов от геополитических.

Для эффективной работы с исторической картой целесообразно сочетать два основных метода:

-        аналитический, который отталкивается от целостности карты, способ заключается в анализе и разборе готовой заполненной исторической карты. В этом случае учащиеся рассматривают различные элементы карты в совокупности и в смысловой взаимосвязи;

-        синтетический, когда учащиеся получают чистую контурную карту, накладывают на нее географический фон, превращают ее в тематическую карту, наносят необходимые объекты и надписи.

Но если вернуться к уровням использования исторической карты на уроках, то можно привести следующие конкретные примеры, которые реализовывали автором в течение практики. Так эпизодические задания использовались на уроке при изучении темы «Власть и церковь. Церковный раскол» [10]. Учащиеся должны были проследить путь ссылки протопопа Аввакума, показать город, в который его сослали Никона, а также его путь из ссылки. Таким образом, на данном уроке карта не была основным средством обучения.

Систематически карта использовалась на уроках, посвященных экономики России в XVII, XVIII вв. [11], где учащиеся выполняли следующие задания:

1.      Назовите и покажите на карте наиболее плодородные районы страны?

2.      Если бы вы были купцом, в какие города вы бы повезли свои товары, чтобы быстрее сбыть их за границу?

3.      Показать города, в которых появились мануфактуры. Определить по карте, сколько мануфактур производило текстиль, оружие и т. п.

4.      Определить и показать ремесленные центры. Определить, какие из них стали промышленными центрами России.

5.      Показать районы с преобладанием дворянского землевладения (в т. ч. — районы с преобладанием оброчного, барщинного хозяйства), районы с наибольшим количеством податного населения.

Также систематическое применение карты использовалось на уроках, посвященных Смутному времени, в процессе которых учащиеся делились на группы и становились участниками событий того времени, при этом задания включали в себя анализ военного столкновения, прогнозирование хода исторических событий в результате выполнения предлагаемых заданий по карте,

Синхронный уровень предполагает изучение соответствующих тем, поэтому он использовался на уроках, посвященных внешней политике. Так при изучении Северной войны [12], использовались следующие задания:

1.                  Петр I искал удобные пути в Европу. До сих пор Московское государство пользовалось Архангельском как выходом на европейские пути. В чем было неудобство этого пути? Ответ на этот вопрос дается на основе анализа карты: Архангельск на берегу Белого моря; отсюда далекий путь в главные европейские государства; этот путь открыт для навигации лишь несколько месяцев в году; к тому же Архангельск расположен очень далеко от центра Московского государства. Петр I хочет открыть путь через Балтийское море. В чем удобство этого пути? И на этот вопрос дает ответ анализ карты.

2.                  Проследите путь шведской армии к Нарве (из Карльскруна по Балтийскому морю, в Пернов, Таллин, Нарва). Составьте рассказ от имени шведтского солдата.

3.                  Проследите путь русской армии на Полтаву (Смоленск-Горки-Почеп-Глухов-Сумы-Полтава). Составьте рассказ от имени русского офицера.

4.                  По карте определите даты важнейших битв русского и шведского флотов (1713, 1714, 1720)

5.                  Найдите место заключения мира России и Швеции, как был назван этот мир? (Ништадский)

6.                  Назовите земли, присоединенные после 1721 г (Лифляндия, Эстляндия, города Выборг, Кексгольм.

На данном уроке настенная карта, карта в атласе и схемы военных столкновений были доминирующим средством обучения. Учащиеся с помощью данных средств оказались участниками Северной войны, они планировали ход наступления, объясняли причины выбора следования войск неприятеля, использовали карту как исторический источник.

В результате выделения уровней использования исторической карты на уроках в зависимости от содержания темы урока, педагогический проект, реализованный нами во время практики, положительно повлиял на формирование локальных представлений учащихся 7 класса. Так учащиеся стали лучше ориентироваться в легенде карты, научились показывать и описывать местоположение географических и исторических объектов. Учащиеся научились анализировать карту для выявления закономерностей геополитического, экономического и культурного характера. Кроме того, повысился общий уровень познавательного интереса класса к выполнению заданий такого характера и в целом к урокам истории.

Таким образом, для того чтобы учащиеся овладели картографической грамотностью, необходима систематическая работа с указанными пособиями под руководством и контролем учителя, при этом степень самостоятельности учащихся возрастает постепенно. Учащиеся должны усвоить, что историческая карта — это важный источник знаний о прошлом. При обучении локализации исторических событий на карте необходимо, чтобы учащиеся понимали, что исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Лишь в связи с определёнными пространственными условиями могут быть поняты многие исторические события. Сегодня работе с картой должно быть уделено значительное место, так как карта — это не только источник знаний, но и средство развития критического мышления учащихся. Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории.

 

Литература:

 

1.                  Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений.- М.: ВЛАДОС,2003.- 240 С.

2.                  Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе: практ. пособие — М.: ВЛАДОС, 2005.- 176 с.

3.                  Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории: учебник для студ. высш. учеб. заведений.- М.: ВЛАДОС, 2003. — 384 С.

4.                  Вагин А. А. Методика обучения истории. — М., 2006

5.                  Галкович Б. Д. К вопросу об историко-картографическом методе исследования. — М., 2007.

6.                  Короткова М. В. Наглядность на уроках истории: практ. пособие для учителей. — М.: ВЛАДОС, 2000.- 176 с.

7.                  Никифоров Д. Н. Наглядность в преподавании истории, — М.,2006.

8.                  Алексашкина Л. Н., Ворожейкина Н. И. Использование познавательного потенциала исторической карты при изучении школьниками истории // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2011, № 9. — С.

9.                  Ворожейкина Н. И. Формирование пространственных представлений учащихся в основной школе // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2004, № 9.- С. 30–36.

10.              Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России конец XVI — XVIII вв., М.: Просвещение, 2012 г. C. 56–61

11.              Там же. С. 33–42, 122–131.

12.              Там же. С. 105–115.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle