Библиографическое описание:

Ситникова К. В., Королёва Э. В. Муниципальный служащий: понятие, статус, профессиональная подготовка (на примере администрации Находкинского городского округа, г. Находка) // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 518-520.

Административная комиссия Находкинского городского округа является коллегиальным органом административной юрисдикции при администрации.

До последнего времени вопрос о статусе административных комиссий оставался неясным, что порождало немало сложностей в ходе применения регионального законодательства об административных правонарушениях. В недалеком прошлом эти органы включались в систему органов государственного управления.

Это было связано с тем, что они действовали на протяжении многих лет при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов, которые имели статус местных органов государственного управления [5, с.11]. После разделения органов публичной власти на органы государственной власти и органы местного самоуправления природа административных комиссий изменилась. Многие ученые стали обращать внимание на их двойственный характер. С одной стороны, по их мнению, большинство административных комиссий, действующих при исполнительных органах местного самоуправления, — это негосударственные органы. С другой стороны — административные комиссии могут образовываться также при органах исполнительной власти субъектов РФ, что позволяет говорить о них как о государственных органах [6, с.43].

В КоАП РФ административные комиссии упоминаются лишь в ст. 22.1, согласно которой они являются одним из коллегиальных органов административной юрисдикции [1]. При этом они не включены в перечень органов, которые рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, и могут разрешать только дела о правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ. В связи с этим законодательное регулирование деятельности административных комиссий в полном объеме отнесено к компетенции органов законодательной власти субъектов Федерации. Данное положение не противоречит ст. 72 Конституции РФ, которая закрепляет административное и административно-процессуальное законодательство в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В развитие данного конституционного положения в п. 2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» вопросы установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта.

Федеральное законодательство ограничивается определением лишь места административных комиссий в системе органов административной юрисдикции. Уточнение их полномочий и организационной структуры происходит на региональном уровне. К сожалению, в настоящее время ни федеральное законодательство, ни законы субъектов РФ четко не определяют природу административных комиссий [4, с.16].

Анализ правовой природы статуса муниципального служащего административных комиссий показывает, что в основе него лежит, прежде всего, правоохранительная функция, реализуемая путем осуществления определеннных полномочий.

Административная комиссия Находкинского городского округа формируется в составе:

-        председателя комиссии;

-        одного или двух заместителей председателя комиссии;

-        ответственного секретаря;

-        членов комиссии.

Таким образом, службу в административной комиссии Находкинского городского округа можно обозначить как один из видов социальной общеполезной деятельности. Она состоит в управлении, обслуживании обслуживании людей [5].

Воздействие муниципального служащего административной комиссии Находкинского городского округа на других людей не всегда осуществляется напрямую. Так, например, муниципальный служащий административной комиссии города может заниматься обработкой поступивших обращений граждан, однако непосредственно с гражданами при этом не общаться. Поэтому можно сказать, что еще одним признаком муниципального служащего административной комиссии Находкинского городского округа является то, что в большинстве случаев он работает с информацией, которая одновременно выступает средством воздействия на людей. Информация является особым предметом труда муниципальных служащих и выступает средством их воздействия на управляемых (обслуживаемых).

Некоторые ученые считают, что процесс труда служащего регулируется не только профессионально-технологическими правилами, но и нормами социальных взаимоотношений, многие из которых есть правовые нормы. Наличие правовых отношений в самом процессе труда служащего является характерной особенностью и обязательным элементом всей его трудовой деятельности. Статус муниципального служащего обязывает его вступать в социальные, в т. ч. правовые, отношения с теми субъектами, которым он служит или которых обслуживает.

Муниципальную служебную деятельность в административной комиссии Находкинского городского округа можно отнести к категории «социальное управление», которая рассматривается как процесс целенаправленного воздействия особой группы работников — управляющих на социальные процессы, коллективы, классы для достижения поставленных целей.

В ст. 10 Закона «О муниципальной службе в РФ» определение понятия «муниципальный служащий» дается путем перечисления трех обязательных признаков, наличие которых, по мнению законодателя, позволяет точно определить муниципального служащего: во-первых, муниципальный служащий является гражданином; во-вторых, исполняет обязанности по должности муниципальной службы; в-третьих, получает денежное содержание за счет средств местного бюджета [3]. Все приведенные признаки так же относятся к работникам административной комиссии при Находкинском городском округе.

Опираясь на вышеперечисленные признаки, сформулированы ограничения и запреты к муниципальному служащему.

Таким образом, один из обязательных признаков муниципального служащего административной комиссии Находкинского городского округа — это наличие гражданства.

Как следует из ст. 3, 5 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданин Российской Федерации — это физическое лицо, имеющее устойчивую правовую связь с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей [2, ст.3].

Лицо может занимать муниципальную должность и в том случае, если оно является гражданином иностранного государства — участника международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе. В соответствии со ст. 3 Закона о гражданстве иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Однозначно муниципальным служащим административной комиссии Находкинского городского округа не может быть апатрид, то есть лицо без гражданства.

Из этого признака муниципального служащего вытекают такие требования, как необходимость предоставления паспорта при поступлении на муниципальную службу в административную комиссию Находкинского городского округа (п. 3 ч. 3 ст. 16 Закона о муниципальной службе), обязанность покинуть муниципальную службу в случае утраты гражданства Российской Федерации или гражданства страны — участницы соответствующего международного договора (п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона о муниципальной службе) [3].

В Законе о муниципальной службе заложен принцип достаточности денежного содержания муниципального служащего — предполагается, что муниципальный служащий обеспечивается денежным содержанием в достаточном объеме, чтобы не искать дополнительных доходов. Поэтому законодателем установлен запрет на занятие муниципальным служащим административной комиссии Находкинского городского округа предпринимательской деятельностью, на участие в органах управления коммерческих организаций и другие ограничения на извлечение доходов. Единственным возможным источником доходов для муниципального служащего административной комиссии Находкинского городского округа допускается работа по совместительству, однако, учитывая факт полной занятости муниципального служащего на основной работе, данная возможность имеет скорее статусную (например, чтение лекций), чем финансовую составляющую. При этом уровень денежного содержания муниципального служащего предполагается законодателем достаточным и для того, чтобы обеспечить подбор высококвалифицированных кадров.

Несмотря на то, что установление уровня оплаты труда муниципальных служащих — полномочие органов местного самоуправления Находкиснкого городского округа, федеральный законодатель установил и некоторые ограничения по уровню оплаты труда для тех муниципальных образований, которые имеют недостаточную бюджетную обеспеченность [7].

Так, в соответствии с п. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

В целом можно сделать вывод, что статусу муниципальному служащему административной комиссии Находкинского городского округа присуще три основных признака; муниципальный служащий является гражданином; исполняет обязанности по должности муниципальной службы; получает денежное содержание за счет средств местного бюджета.

 

Литература:

 

1.         Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ в ред. от 30.03.2015 (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.04.2015) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — ст. 1.

2.         Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ в ред. от 31.12.2014 // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 22. — ст. 2031.

3.         Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изм. от 30 марта 2015 г. N 63-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 10 ст. 1152

4.         Макарцев А. А. Административные комиссии в системе органов административной юрисдикции: правовой статус и проблемы повышения эффективности деятельности / А. А. Макарцев // Административное право и процесс. — 2010. -№ 1. — С. 16–19.

5.         Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник. Часть общая / Д. Н. Бахрах. — М.: Проспект, 2013. — 628 с.

6.         Суменков Г. Н. О некоторых проблемах правового регулирования вопросов создания и организации деятельности административных комиссий в муниципальных образованиях / Г. Н. Суменков // Государственная власть и местное самоуправление. — 2012. -№ 4. — С. 11.

7.         Хорьков В. Н. Законодательство субъектов Российской Федерации об административных комиссиях: нужны коррективы / В. Н. Хорьков // Административное право и процесс. — 2013. -№ 3. — С. 43.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle