Библиографическое описание:

Петрова И. Ю. Мастер-класс. Занятие в подготовительной речевой группе. Дифференциация звуков т — ть, д — дь в слогах, словах, предложениях // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 490-491.

Цель:

1.         Закреплять знания о согласных звуках «Т-Ть, «Д-Дь», умение давать характеристику этим звукам, используя символы.

2.         Развивать фонематический слух, определять заданный звук среди слогов и слов.

3.         Закреплять умение составлять и умение анализировать звуковую схему к словам.

4.         Развивать звукобуквенный синтез слов.

5.         Развивать психические процессы

Материал:

Демонстрационный материал:

-          символы звуков (кружки зелёного и синего цвета);

-          предметные картинки: Бабочка, Утка, Рыба, Автобус, Танк, Игла, Носки, Очки;

-          мяч

Раздаточный материал:

-          предметные картинки;

-          пеналы с цветными фишками;

-          кассы с буквами

Ход занятия:

1. В гости к Тане и Данилу пришли друзья Дима и Тина. Они решили поиграть с картинками, надо разделить их между собой. Надо помочь детям поделить картинки, определить кому какая достанется (Тане со звуком «Т», Данилу со звуком «Д», Диме со звуком «Дь», Тине со звуком «Ть»).

Логопед закрепляет характеристику этих звуков: «Т» — согласный, твёрдый, глухой, обозначается кружком синего цвета; «Д» — согласный, твёрдый, звонкий, обозначается кружком синего цвета; «Ть» — согласный, мягкий, глухой, обозначается кружком зелёного цвета; «Дь» — согласный, мягкий, звонкий, обозначается кружком зелёного цвета.

Дети выбирают картинку и определяют заданный звук.

Логопед использует символы звуков (кружки синего и зелёного цвета).

2. Игра на развитие фонематического слуха «Хлопни в ладоши», если в словах услышишь звук «Т — Д» и «Топни ногой», если звук «Ть — ДЬ».

Логопед называет слова, а дети выполняют указания: молоток, тело, дятел, дочка, буратино, дом, тигр, телефон, туча, точка, девочка, диван, лопата, дудочка и т. д.

3. Игра «Скажи наоборот» слоги. Игра проводиться с мячом в форме физминутке:

Логопед называет слог со звуком «Т» и «Ть», а дети ловят и называют слог наоборот со звуком «Д» и «Дь».

4. Найди лишнее слово в ряду по наличию звуков «Т и Д» и «Ть и Дь»:

5. Составь звуковую схему к словам и проанализируй их:

Сколько всего звуков в слове?

Назови гласные звуки?

Назови согласные твёрдые и мягкие звуки?

Сколько в слове слогов?

Используются пеналы с цветными фишками для составления звуковой схемы.

6. Выучить скороговорки и проговори в разном темпе (медленно, с ускорением, быстро).

На дворе трава, на траве дрова,

Не руби дрова на траве двора.

Мои тетеревята — здоровые ребята,

Твоим тетеревятам от них привет!

Физминутка: Речь с движением.

«Дождик»

Капля раз,

Капля два,

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы свои зонты открыли,

От дождя себя укрыли

7. Закончи предложения нужным по смыслу словом:

Гвозди забивают …(молоток).

Дрова рубят…(топор).

На лугу растёт сочная…(трава).

Рыбу ловят…(удочка).

Дети рисуют…(карандаши).

На опушке леса растут…(деревья).

К нам домой пришли…(гости).

8. Исправь ошибку. Повтори, как правильно должно быть. Замени на нужный звук.

Дедушка уточкой ловит рыбу (удочкой)

Дрова рубят мотором (топором)

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку (точку)

Рыбу ловят дудочкой (удочкой)

9. Деление слов на слоги. Какую картинку задумала, если я хлопнула

1 раз, 2 раза, 3 раза, 4 раза?

Логопед предлагает предметные картинки: ка-ран-да-ши, ло-па-та, дро-ва, дым.

Дети самостоятельно определяют количество слогов в словах, прохлопав в ладоши.

10. «Назови зашифрованное слово». Предложить предметные картинки.

(выделять первый звук в словах и прочитать новое слово слева-направо).

Картинки:

Логопед предлагает кассы с буквами.

Итог занятия.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle