Библиографическое описание:

Полевщиков И. С. Методика контроля знаний студентов бакалавриата по дисциплине «Тестирование программного обеспечения» // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 18-21.

Одной из наиболее важных [1, 2] дисциплин, изучаемых студентами бакалавриата направления «Программная инженерия», является дисциплина «Тестирование программного обеспечения». Актуальной является задача, связанная с поиском подходов, обеспечивающих качественный контроль знаний студентов технического вуза в рамках освоения обучаемыми профессиональных компетенций [3]. Рассмотрим особенности контроля знаний в рамках дисциплины «Тестирование программного обеспечения».

По каждой лабораторной работе в соответствующем методическом пособии предусмотрен перечень заданий для самоконтроля. При проведении контрольных работ по соответствующим темам студентам будут предоставлены аналогичные задания. Рассмотрим основные формы и примеры разработанных заданий для самоконтроля.

В тестовых заданиях закрытой формы студенты выбирают правильные ответы из данного набора готовых вариантов ответа к тексту задания. Как правило, необходимо выбрать один правильный ответ из четырех предложенных. Следует отметить, что преимущества заданий закрытой формы связаны с быстротой тестирования, с простотой подсчета итоговых баллов обучаемых. Такая форма тестовых заданий наиболее близка к ежедневно решаемой человеком проблеме выбора [3, 4, 5].

Примерами заданий закрытой формы по теме «Тестирование базового пути» являются:

1) Тестирование базового пути — это способ тестирования, который основан на принципе …

А. «черного ящика»

Б. «красного ящика»

В. «белого ящика»

Г. «зеленого ящика»

2) Дуги потокового графа …

А. соответствуют линейным участкам программы, включают один оператор программы

Б. соответствуют линейным участкам программы, включают несколько операторов программы

В. соответствуют линейным участкам программы, включают один или несколько операторов программы

Г. отображают поток управления в программе (передачи управления между операторами)

3) В потоковом графе регионом является …

А. окружающая граф среда

Б. замкнутая область, образованная дугами и операторными узлами

В. замкнутая область, образованная дугами и предикатными узлами

Г. замкнутая область, образованная дугами и узлами, а также окружающая граф среда

4) Независимым путем в потоковом графе, представленном на рис. 1, не является …

Рис. 1. Потоковый граф

 

А. 1–2-6

Б. 1–4-6

В. 1–4-5

Г. 1–2-3–6

Примерами заданий закрытой формы по теме «Тестирование условий» являются:

1) Если  и  — булевы переменные, а  и  — арифметические выражения, то примером составного условия (с точки зрения терминологии, используемой при тестировании условий) является …

А.

Б.

В.

Г.

2) Если -e простое условие является выражением отношения, то его ограничение на результат имеет следующий вид …

А.

Б.

В.

Г.

3) Для условия типа  ограничивающее множество имеет вид …

А.

Б.

В.

Г.

Примерами заданий закрытой формы по теме «Разбиение по эквивалентности и анализ граничных значений» являются:

1) Разбиение по эквивалентности основано на принципе тестирования, при котором …

А. известна внутренняя структура программы, а исследуются внутренние элементы программы и связи между ними

Б. известна внутренняя структура программы, а исследуется работа каждой функции программы на всей области определения

В. известны функции программы, а исследуется работа каждой функции на всей области определения

Г. известны функции программы, а исследуются внутренние элементы программы и связи между ними

2) Если условие ввода задает булево значение , то недопустимым классом эквивалентности является …

А.

Б.

В.

Г.

3) Если условие ввода задает множество значений , то допустимым классом эквивалентности является …

А.

Б.

В.

Г.

4) Дано дерево разбиений области исходных данных (рис. 2). Тестовые варианты будут соответствовать вершинам дерева с номерами …

Рис. 2. Дерево разбиений области исходных данных

 

А. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

Б. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

В. 4, 5, 7, 8, 9, 10

Г. 1, 2, 3, 6

Тестовые задания открытой формы требуют от обучаемого самостоятельно сформулировать ответ. Варианты ответа в таких заданиях не предусмотрены. В общем случае недостатком заданий открытой формы является их нетехнологичность, затрудняющая компьютерную обработку [3]. Однако данный недостаток таких заданий преодолевается за счет того, что по дисциплине «Тестирование программного обеспечения» используются только задачи, в которых ответом является какое-либо число. Тем самым исключается неоднозначность и облегчается компьютерная обработка.

Рассмотрим примеры заданий открытой формы по теме «Тестирование базового пути».

1)        Количество вершин в потоковом графе, представленном на рис. 3, равно …

2)        Количество дуг в потоковом графе, представленном на рис. 3, равно …

3)        Количество предикатных узлов в потоковом графе, представленном на рис. 3, равно …

4)        Количество регионов в потоковом графе, представленном на рис. 3, равно …

5)        Цикломатическая сложность потокового графа, представленного на рис. 3, равна …

Рис. 3. Потоковый граф

 

Также могут быть предусмотрены задания, требующие развернутого решения. Примером такого задания по теме «Тестирование условий» является:

Пусть где  — булево выражение, а ,  — арифметические выражения. Постройте ограничивающие множества для следующих составных условий:

а) ;

б) ;

в) .

Таким образом, были рассмотрены примеры различных видов заданий, предусмотренных при проведении контрольных работ по дисциплине «Тестирование программного обеспечения». По мере накопления опыта преподавания данной дисциплины методика контроля знаний будет совершенствоваться.

 

Литература:

 

1.         Орлов С. А., Цилькер Б. Я. Технологии разработки программного обеспечения: Учебник для вузов. 4-е изд. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2012. 608 с.

2.         Файзрахманов Р. А., Мурзакаев Р. Т., Брюханова А. А. Командная разработка и непрерывная интеграция в системах автоматизированного проектирования фигурного раскроя // Научное обозрение. 2015. № 1. С. 95–101.

3.         Кузнецов Д. Б., Полевщиков И. С., Лясин В. Н. Методика автоматизированного контроля знаний студентов по дисциплине «Теория вычислительных процессов» // Инженерный вестник Дона. 2013. № 4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/2041.

4.         Файзрахманов Р. А., Полевщиков И. С. Моделирование и автоматизация процесса управления формированием профессиональных знаний оператора производственно-технологической системы // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: science-education.ru/120–16653.

5.         Файзрахманов Р. А., Полевщиков И. С. Модели и алгоритмы автоматизированного управления формированием профессиональных знаний оператора перегрузочной машины // Фундаментальные исследования. 2015. № 6. С. 73–78.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle