Библиографическое описание:

Полевщиков И. С. Особенности изучения способа тестирования ветвей и операций отношений студентами бакалавриата в рамках дисциплины «Тестирование программного обеспечения» // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 15-18.

Дисциплина «Тестирование программного обеспечения», изучаемая студентами бакалавриата, обучающимися по направлению «Программная инженерия», является весьма актуальной, поскольку тестирование представляет собой один из этапов жизненного цикла разработки программного обеспечения и важнейшую составляющую обеспечения качества программного обеспечения [1, 2].

В ходе одной из лабораторных работ студент должен научиться производить тестирование программного обеспечения способом тестирования ветвей и операций отношений [1, 3], являющимся одним из способов тестирования условий.

Рассмотрим некоторые особенности разработанного методического пособия по данной теме. В разделе «Краткие теоретические сведения» методического пособия представлена необходимая теория, посвященная данному способу тестирования, сопровождаемая примерами. Далее приведем фрагмент содержания этого раздела, а именно детальный пример тестирования программы.

Пользователь вводит два числа,  и . Необходимо вычислить и вывести на экран значение  по следующему принципу:

1) Если одновременно  и , тогда  вычисляется как сумма  и .

2) Иначе, если , то  вычисляется как разность  и .

3) Иначе  вычисляется как произведение  и .

Программа написана на языке Pascal в системе «Pascal ABC» (рис. 1).

Рис. 1. Пример программы на языке Pascal

 

Шаг 1. Строится ограничение  для каждого условия.

Для составного условия : .

Для простого условия : .

Шаг 2. Выявляются ограничения результата по каждому простому условию.

Ограничения на результат простых условий: ; ; .

Шаг 3. Строится ограничивающее множество  для каждого условия. Построение выполняется путем подстановки в константную формулу  выявленных ограничений результата.

Константная формула выглядит следующим образом:

.

Следовательно:

.

.

Шаг 4. Для каждого элемента  разрабатывается тестовый вариант.

Для создания тестовых вариантов последовательно просматриваем созданные множества.

Тестовые варианты для элементов множества :

Тестовый вариант ТВ1:

ИД: Пользователь ввел значения  и .

ОЖ.РЕЗ.:  вычисляется как произведение  и .

Тестовый вариант ТВ2:

ИД: Пользователь ввел значения  и .

ОЖ.РЕЗ.:  вычисляется как произведение  и .

Тестовый вариант ТВ3:

ИД: Пользователь ввел значения  и .

ОЖ.РЕЗ.:  вычисляется как произведение  и .

Тестовый вариант ТВ4:

ИД: Пользователь ввел значения  и .

ОЖ.РЕЗ.:  вычисляется как произведение  и .

Тестовый вариант ТВ5:

ИД: Пользователь ввел значения  и .

ОЖ.РЕЗ.:  вычисляется как разность  и .

Тестовый вариант ТВ6:

ИД: Пользователь ввел значения  и .

ОЖ.РЕЗ.:  вычисляется как сумма  и .

Тестовый вариант ТВ7:

ИД: Пользователь ввел значения  и .

ОЖ.РЕЗ.:  вычисляется как сумма  и .

Тестовые варианты для элементов множества :

Тестовый вариант ТВ8:

ИД: Пользователь ввел значение .

ОЖ.РЕЗ.:  вычисляется как произведение  и .

Примечание: Данный тестовый вариант поглощается ТВ3 при  и ТВ4 при . Самостоятельное значение имеет при .

Тестовый вариант ТВ9:

ИД: Пользователь ввел значение .

ОЖ.РЕЗ.:  вычисляется как произведение  и .

Примечание: Данный тестовый вариант поглощается ТВ1 при  и ТВ2 при . Самостоятельное значение имеет при .

Тестовый вариант ТВ10:

ИД: Пользователь ввел значение .

ОЖ.РЕЗ.:  вычисляется либо как сумма  и  (при ), либо как разность  и  (при ).

Примечание: Данный тестовый вариант поглощается ТВ5 при , ТВ6 при  и ТВ7 при .

Шаг 5. Реальные результаты каждого тестового варианта сравниваются с ожидаемыми результатами.

Сравнение реальных результатов с ожидаемыми для ТВ1:

Пользователь ввел значения  и .

a=-7

b=5

c=-35

Результат удовлетворяет ожидаемому.

Сравнение реальных результатов с ожидаемыми для ТВ2:

Пользователь ввел значения  и .

a=-10

b=6

c=-60

Результат удовлетворяет ожидаемому.

Сравнение реальных результатов с ожидаемыми для ТВ3:

Пользователь ввел значения  и .

a=-5

b=-1

c=5

Результат удовлетворяет ожидаемому.

Сравнение реальных результатов с ожидаемыми для ТВ4:

Пользователь ввел значения  и .

a=-5

b=6

c=-30

Результат удовлетворяет ожидаемому.

Сравнение реальных результатов с ожидаемыми для ТВ5:

Пользователь ввел значения  и .

a=20

b=10

c=10

Результат удовлетворяет ожидаемому.

Сравнение реальных результатов с ожидаемыми для ТВ6:

Пользователь ввел значения  и .

a=30

b=-5

c=25

Результат удовлетворяет ожидаемому.

Сравнение реальных результатов с ожидаемыми для ТВ7:

Пользователь ввел значения  и .

a=2

b=6

c=8

Результат удовлетворяет ожидаемому.

Сравнение реальных результатов с ожидаемыми для ТВ8:

Пользователь ввел значения  и  (рассматривается случай, когда данный тестовый вариант имеет самостоятельное значение).

a=-5

b=9

c=-45

Результат удовлетворяет ожидаемому.

Сравнение реальных результатов с ожидаемыми для ТВ9:

Пользователь ввел значения  и  (рассматривается случай, когда данный тестовый вариант имеет самостоятельное значение).

a=-6

b=8

c=-48

Результат удовлетворяет ожидаемому.

Для тестового варианта ТВ10 сравнение реальных и ожидаемых результатов не производится, поскольку он поглощается другими тестовыми вариантами.

При использовании способа тестирования ветвей и операций отношений следует иметь в виду, что некоторые тестовые варианты могут быть исключены как нереализуемые.

Таким образом, в разработанном методическом пособии в компактном виде изложена необходимая теория, посвященная основным понятиям и формулам, связанным со способом тестирования базового пути, снабженная достаточным количеством примеров. Изучив «Краткие теоретические сведения» методического пособия, студенты приступают к самостоятельному решению подобных задач.

 

Литература:

 

1.         Орлов С. А., Цилькер Б. Я. Технологии разработки программного обеспечения: Учебник для вузов. 4-е изд. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2012. 608 с.

2.         Файзрахманов Р. А., Мурзакаев Р. Т., Брюханова А. А. Командная разработка и непрерывная интеграция в системах автоматизированного проектирования фигурного раскроя // Научное обозрение. 2015. № 1. С. 95–101.

3.         Полевщиков И. С., Байков В. С., Швецов М. Д. Разработка методического пособия на тему «Тестирование условий» (для студентов и магистрантов направления «Информатика и вычислительная техника») // Педагогика и современность. 2012. № 2. С. 84–90.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle