Библиографическое описание:

Базаева О. Н. Проблемы речевых нарушений у детей города Шатуры и Шатурского района Московской области // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 439-441.

Речь — это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д.), формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает согласно онтогенезу.

В настоящее время, отмечается тенденция к увеличению речевых нарушений у детей разного генеза, в том числе и в Шатурском районе. Мы проследили эту тенденцию за последние три года на базе детского поликлинического отделения г. Шатуры. Выявлены речевые нарушения у 44 % детей в 2012 году, в 2013 году — 53 % детей, а в 2014 году — 57 % детей. Зафиксирована патология разной степени выраженности. Наиболее распространенное речевое нарушение — дислалия, которая встречается в дошкольном и школьном возрасте. В 2012 году наблюдалась дислалия у 38 % детей, в 2013 году — 48 %, а в 2014–50 % детей. В структуре дислалии преобладают полиморфные нарушения звукопроизношения разного генеза: связанные со строением артикуляционного аппарата и под влиянием социального и биологического фактора. К числу неблагоприятных социальных факторов относится подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»); выполнение взрослым просьб ребенка, уменьшая мотивацию к речи; случаи билигвизма в семье; неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности детей, нарушениям их эмоционально-волевой сферы и дефициту речевого общения. К факторам биологической природы, относятся дети с общей физической ослабленностью, частоболеющие, у них наблюдается запаздывание речевого развития, несформированность фонематического слуха, речевых укладов и их переключение. Также была выявлена и другая речевая патология разной степени выраженности: дизартрия, ринолалия, тугоухость, дисграфия, дислексия, заикание, задержка речевого развития. В 2012 году были обследованы дети с тяжелой патологией 5 %, в 2013–6,1 %детей, в 2014–6,4 % детей. Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин. Одним из них являются недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения вследствие нейроинфекции, инсульта, ЧМТ. При внутриутробных поражениях мозга отмечаются наиболее тяжелые речевые нарушения, сочетающиеся, как правило, с другими полиморфными дефектами развития (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта). Они могут наблюдаться при заболевании беременной женщины разными вирусными инфекциями. При этом тяжесть речевых нарушений и других дефектов развития во многом зависит от времени поражения мозга во внутриутробном периоде. Наиболее тяжелые повреждения отмечаются на сроке от 4 недель до 4 месяцев беременности и во время родов. Патологические воздействия на поздних стадиях беременности обычно не вызывают тяжелых пороков развития, а ведут к задержке созревания нервной системы. Инфекционные и соматические заболевания матери во время беременности могут приводить к нарушениям маточно-плацентарного кровообращения, к расстройствам питания и к кислородному голоданию плода (гипоксия). Данный процесс может возникнуть вследствие длительного безводного промежутка во время родов, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору, токсикоз, различные стрессовые ситуации, в результате которых ребенок не получал кислород, неблагоприятная экологическая обстановка в районе.

Поводом для волнений может стать родовая травма и асфиксия во время родов, патологическое течение родов, различные заболевания в первые три года жизни ребёнка (частые ОРВИ, падения с высоты, сопровождающиеся сотрясением мозга, и т. д.). Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток. Внутричерепные кровоизлияния могут захватывать и речевые зоны коры головного мозга, что влечет за собой различные нарушения речи. В таких случаях можно констатировать афазию или алалию. Афазия — это распад уже сформировавшейся речи, при котором частично или полностью утрачивается способность говорить или понимать обращенную речь. Недоразвитие или отсутствие речевой функции при нормальном слухе и интеллекте, в клинической классификации называют алалией. Для распределения в детские дошкольные учреждения, используют другую терминологию: общее недоразвитие речи 1,2,3 уровней.

Логопедическая помощь в городе Шатуре и Шатурском районе оказывается на базе: детского поликлинического отделения, МБОУ Центра «Гармония», детских дошкольных учреждений. В 2012 году посещали детские сады с логопедическими группами 83 человека, в 2013году — 84 человека, а в 2014 году — 100 человек. В МБОУ Центре «Гармония» восстановлению речи подлежало в 2012 году — 25 детей, в 2013 году — 28 детей, в 2014году — 34 детей. На базе детского поликлинического отделения восстановлению речи подлежало с сентября 2012 году — 9 детей, в 2013 году — 34 детей, а в 2014 году — 49 детей.

Наш город и Шатурский район окружен большим количеством торфяников, наличие которых приводит к пожарам в летний период. Особенно сильные торфяные пожары отмечались в 1972, 1981, 1992, 2002 и 2010 годах. Удушливый смог, возникающий при пожаре, приводит к сильному задымлению воздуха и недостатку кислорода у беременной женщины, тем самым является причиной гипоксии плода и способствует неблагоприятному развитию ребенка в дальнейшем. В июле 2010 года концентрация углекислого газа в 2 раза превышала допустимые нормы, а в зоне пожара — в 10 раз. Поэтому, дети, рожденные в этом году, имели в дальнейшем различные речевые нарушения и процент их увеличился. В 2012 году детей с общим недоразвитем речи составлял 3.7 %, а дизартрией 1 %, в 2013году ОНР — 4 %детей, дизартрией — 1 %детей, в 2014году ОНР — 5,4 %детей, дизартрией -2 %детей.

В зависимости от продолжительности воздействия неблагоприятных факторов и от того, какой участок мозга повреждён, возникают речевые дефекты различного типа. Проблемы с речью могут быть лишь одним из проявлений общего нарушения деятельности нервной системы и сопровождаться интеллектуальной и двигательной недостаточностью. В настоящее время расстройства речи изучены очень хорошо и многие из них успешно исправляются. Главное — надо вовремя обратиться к специалисту чтобы своевременно диагностировать их и понять: нарушение речи является единственной проблемой или это следствие других серьёзных заболеваний (аутизма, нарушения слуха, работы центральной нервной системы, отклонения в интеллектуальном развитии и т. д.). Родителям, обеспокоенным задержкой речи у ребёнка или её нарушением, очень трудно понять, насколько серьёзна проблема у их малыша, что надо делать. Как правило, они надеются, что всё пройдёт само, и упускают драгоценное время. Родителям необходимо знать основные этапы нормального речевого развития ребенка, для того, чтобы во время заметить какие-то проблемы.

Одним из первых проявлений доречевого развития считается рефлекторный крик ребёнка. Уже по первому крику в родильном зале специалисты могут диагностировать будущие речевые нарушения. Их может насторожить задержка крика ребенка после рождения, характер крика- сиплый, хриплый или малыш захлебывался криком. Рефлекторные крики, возникают у ребенка самостоятельно, без побуждения со стороны взрослого и сохраняются до восьми недель. При нормальном развитии в процессе эмоционального общения с мамой и другими близкими крики у ребенка постепенно «затухают» и к 2–4 месяцам младенец начинает произносить короткие звуки — появляется гуканье, а затем и гуление, которое не несёт смыслового содержания: агу, уги, ага и т. д. Необходимо отметить, что гуление наблюдается у всех детей, как у здоровых, так и имеющих серьезные нарушения, ведущие к речевой патологии (например, при аутизме, нейросенсорной тугоухости и др.). В таких случаях отмечается угасание гуления, отсутствие его усложнения и перехода его в лепет. С 5месяцев ребёнок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать взрослым. В возрасте 7–9месяцев ребёнок начинает повторять за взрослым всё более разнообразные сочетания звуков. Лепет, пение слогов в 9 месяцев является предпосылкой нормального развития речи в будущем. Во время лепета вырабатывается обратная связь между работой речевых органов и восприятием внешней речи по слуховым каналам, что способствует развитию голоса. Именно поэтому речь мамы и других близких должна быть очень эмоциональной, богато интонированной, выразительной. В этом помогает детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанры — песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы и т. д. Литературный материал можно найти в книге Н. Н. Яковлева «Использование фольклора в развитии дошкольника». Под текст потешек дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь. А если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость. В 12 месяцев заканчивается подготовительный этап в развитии речи, словарный запас малыша в этом возрасте обычно составляет от 5–7 до 9–12 слов. Усвоены гласные а, у, о, и; согласные м, п, б, к, г. Ребёнок целенаправленно использует для общения жесты, владеет способностью соотносить слово с предметом, например, поднимает собачку и говорит: «Ав-ав», берёт игрушечную кошечку, подносит ее к миске и произносит: «Ням-ням» и т. д.

К полутора годам словарный запас малыша может достигать 50слов. На этом этапе важно добиться у ребёнка соотнесения слова и действия, он должен правильно понимать простые просьбы: сядь, пей спи, мой, беги и т. д. В этот же период необходимо стимулировать потребность использовать однословные предложения (дай, пить) несколько позже — двухсловную фразу (в процессе обыгрывания игрушек, показов, рассматривания картинок, изображающих простые действия, вовлекайте малыша в разговор: «Я несу куклу, мою куклу, даю куклу. Что ты делаешь? Куклу несешь? Скажи: «Несу куклу», «Я ем, я играю, я пою…А что ты делаешь? Скажи… и т. п»..

В 2 года многие дети говорят простыми предложениями. Малыш уже может достаточно долго общаться с близкими на своем языке (автономная речь), но при условии, что они его понимают; показывает части тела, которые называет взрослый. Малыш усваивает уже звуки п, б, м, в, т, д, н, к, г, х. Ничего страшного, если ребенок пропускает в словах отдельные слоги (до свидания — до данья), вставляет лишние звуки (стаканчик — таньканчик), а при стечении согласных опускает один звук (стол — тол). Даже если его понимают только близкие, это соответствует нормальному речевому развитию. Развитие речи происходит индивидуально: кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже, но к 3годам словарный запас ребенка составляет в среднем от 300 до 800 слов. Малыш уже говорит предложениями из 3–4 слов, его речь понятна не только близким, но и чужим людям. В этом возрасте допустимы нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слов, состоящих более чем из 3 слогов. В 4 года словарный запас составляет 1500 -2000 слов. Исчезает смягченное произношение согласных. В словах отсутствуют пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). Малыш усваивает свистящие звуки (с,з,ц).Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, со стороны произношения еще недостаточно чиста и правильна. К 5 годам увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов) создает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений; для определения цвета, кроме основных, называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка), слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны. Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, из-за, около..). Отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи детей, они усваивают шипящие звуки (ш, ж, щ, ч), а у некоторых из них заканчивается процесс овладения звуками. Дети начинают овладевать монологической речью. К концу 6 года ребенок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, и правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становятся его высказывания.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что необходимо обращать внимание на проблемы, которые могут появляться уже на ранних этапах развития ребенка. Если вашему малышу второй год, а он не лепечет, малоактивен, плохо идет на контакт, мало эмоционален,- все это должно насторожить родителей. Такого ребенка надо показать неврологу, отоларингологу, логопеду, сделать ЭЭГ — электроэнцефалографию головного мозга, если необходимо — аудиограмму для проверки слуха. Лучше предупредить те проблемы, которые могут возникнуть впоследствии, чем с ними столкнуться на более позднем этапе.

 

Литература:

 

1.      Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период. — М., 1989.

2.      Буянов М. И. Нервный ребенок. — М., 1997.

3.      Мурза С. Ю. Ульянович-Волкова С. В. Малыш, когда же ты заговоришь? — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle