Библиографическое описание:

Хертек Л. В. Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации (из опыта работы МАДОУ детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла) // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 502-507.

Современное образование является сложнейшей формой общественной практики, его место и роль на данном историческом этапе исключительны и уникальны. Сегодня образование оказывается самым масштабным и может быть — единственным социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов, именно образование позволяет осуществить адаптацию к новым жизненным формам, поддержать процесс воспроизводства социального опыта, закрепить в общественном сознании и практике новые политические реалии и новые ориентиры развития. Ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами, обеспечение доступности и эффективности, рост социальной мобильности и активности молодёжи, её включённости в различные образовательные среды, что делает систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния её граждан.

Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления образовательных организаций, а также организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами. В сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологии.

В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование. Возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а также выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Как отметила директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова, «с одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой — повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы приоритетами государственной политики выделены: обеспечение доступности дошкольного образования и повышение качества образования.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 все образовательные учреждения переименованы в организации. В дошкольных образовательных организациях создаются условия, обеспечивающие безопасность и комфорт детей, использование новых технологий обучения, а также — современная прозрачная для потребителей информационная среда управления и оценки качества образования, развиваются вариативные формы предоставления услуг. Достижение нового качества дошкольного образования детей предполагает в качестве приоритетной задачи обновление состава и компетенций педагогических кадров.

Впервые в российской истории разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в соответствии с требованиями, вступившего в силу с 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Образовательные организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут сделаны опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

1)        структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2)        условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3)        результатам освоения основных образовательных программ.

На современном этапе развития образования в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Закона «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012, развитие инновационной деятельности — одно из стратегических направлений в дошкольном образовании. В сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение. Инновационные преобразования приобретают системный характер. Рассматривая инновационные процессы в системе образования, следует отметить, что современные трактовки понятия «инновации в образовании» чаще связывают с разработкой и внедрением новых средств, методов и технологий воспитания и обучения. Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности. Жизнь современного дошкольного учреждения немыслима без серьезной опоры на научные достижения в области педагогики, без внедрения новых технологий, ведения экспериментальной деятельности. Это обуславливается тем, что, независимо от вида образовательного учреждения, деятельность педагогического коллектива всегда направлена на поиск качества образования.

Содержательная структура инновационного процесса предполагает рождение, разработку и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации образовательного процесса, в управлении дошкольным образовательным учреждением и т. д. В свою очередь каждый компонент этой структуры имеет своё сложное строение. Остановимся на управлении дошкольным образовательным учреждением в инновационном процессе.

Развитие образовательного учреждения не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, через инновационный процесс. Перемены не происходят только потому, что один человек или даже несколько руководителей пожелали этих перемен. Нововведения любого типа обычно затрагивают значительное количество работников учреждения. Для успешного внедрения нововведений крайне важно знать преимущественную установку персонала на нововведение, что дает возможность прогнозировать поддержку или отвержение планируемой инновации.

Согласно Приказу Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Тыва от 24.07.08г. № 586/д, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению — детскому саду № 34 «Светлячок» г. Кызыла, был присвоен статус республиканской экспериментальной площадки по теме «Национально-региональный компонент в содержании образовательной программы». С 2010 года по рекомендации Института развития национальной школы тема была изменена: «Этнокультурная составляющая в содержании образовательной программы по окружающему миру дошкольного образования».

Целью данного эксперимента было формирование основ этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательной среде дошкольного образовательного учреждения через разработку, апробацию и внедрение учебно-методического комплекса с национально-региональным компонентом в содержание дошкольной образовательной программы по окружающему миру.

Задачи, которые ставили перед собой:

-          проанализировать и обобщить теоретические положения и практические предпосылки формирования основ этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста;

-          выявить особенности воспитательно-образовательной среды дошкольного образовательного учреждения как фактора формирования основ этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста;

-          выявить и обосновать содержание и компоненты модели формирования основ этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса путем внедрения этнокультурной составляющей в образовательную программу ДОУ и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность;

-          разработать и внедрить учебно-методический комплекс по окружающему миру с этнокультурной составляющей в содержании образовательной программы.

В соответствии с Положением по опытно-экспериментальной и проектной деятельности в инновационной системе образования Республики Тыва, эксперимент был рассчитан на пятилетний срок выполнения с 2008 по 2013 годы.

Субъектная структура инновационного процесса включает инновационную деятельность всех субъектов развития дошкольного образовательного учреждения: директора МАДОУ, научного руководителя, заместителя директора по УВР, педагога-психолога, воспитателя по изобразительной деятельности, воспитателя по экологии, учителя тувинского языка, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и 10 воспитателей. Эта структура учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса. Готовность всех субъектов инновационного процесса к инновационной деятельности является одним из важнейших условий её реализации.

В режиме эксперимента педагогический коллектив работал над изменением содержания организационно-педагогических основ, методов обучения и воспитания, внедрения новых педагогических технологий, разработкой, апробацией и внедрением учебно-методического комплекса по окружающему миру с национально-региональным компонентом в содержание дошкольного образования.

За период работы детского сада в экспериментальном режиме с 2008 по 2013 годы специалистами МАДОУ опубликована 1 программа для воспитателей дошкольных учреждений «Окружающий мир «Хурээлэл» Деменковой Н. И., выпущены 6 методических пособий, 1 сборник методических разработок (вошли 12 методических разработок), опубликовано 20 статей в сборниках конференций и фестивалей всероссийского и республиканского масштабов.

Экспериментальная деятельность усиливается за счет положительного настроя, атмосферы доверия, уважения, сопереживания между взрослыми и детьми при общении с разными видами национального искусства, родной природой.

Экспериментальная работа в ДОУ получила поддержку со стороны родителей, которые положительно оценивают работу коллектива детского сада, а также активно включены в процесс обогащения предметно-пространственной образовательной среды. По новым федеральным государственным требованиям, родители являются непосредственно участниками образовательного процесса. Согласно данным требованиям, при реализации непосредственной образовательной деятельности программного материала «Окружающий мир», в сетку включены различные формы взаимодействия с родителями. Это: родительские гостиные, экскурсии, организация и проведение различных праздников, краеведческая деятельность, мастер-классы, консультирование, конкурсы, приготовление национальных блюд, составление роликов, альбомов, опросы, анкетирование и т. д. Такая совместная работа с родителями необходима для каждого ребенка для обеспечения эмоционального благополучия и развития детей, совершенствования детско-родительского взаимодействия в семье, а также вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры.

Собран и систематизирован материал для старшей и подготовительной группы, где представлена интеграция образовательных областей программы «Окружающий мир. Хурээлел» в деятельности участников образовательного процесса. Для формирования основ этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в детском саду создана воспитательно-образовательная среда, методические и дидактические материалы, которые позволяют в доступной и наглядной форме объяснить детям особенности культуры различных национальностей. В дошкольном образовательном учреждении конструируется предметно-пространственная среда за счет насыщения этнокультурными объектами, что является активным инструментом приобщения ребенка к культуре своего народа.

В МАДОУ действует эколого-краеведческий музей, где в настоящее время функционируют две тематические экспозиции: «Природа нашего края» и «Быт наших предков» (Юрта и Русская горница)

За 5 лет в деятельности экспериментальной площадки приняло участие 286 детей старшего дошкольного возраста (старшей группы и подготовительной группы).

Направления экспериментальной работы способствовали созданию в детском саду Центров, помогающих внедрить в воспитательно-образовательное пространство детского сада национально-региональный компонент. Работа Центров МАДОУ была направлена на комплексную реализацию программы «Окружающий мир. Хурээлел», соответствует современным подходам и требованиям работы в дошкольных образовательных учреждениях. Центры решают задачу внедрения учебно-методического комплекса с национально — региональным компонентом, в содержание дошкольной образовательной программы по окружающему миру с учетом современных требований.

Деятельность Центров придали социально-культурную насыщенность и практическую направленность в содержание программы по окружающему миру. Благодаря их комплексной работе над одной темой, дети лучше усваивают материал, доработанные приемы и рекомендации по ведению образовательного воздействия на детей в старшей группе и подготовительной группах улучшили качество образовательного процесса, что отражается на результатах сравнительной диагностики в выпускных подготовительных группах.

Анализ образовательного поля эксперимента показал, что применяемые педагогические технологии способствуют положительной динамики результатов внедрения образовательной программы «Окружающий мир. Хурээлел» и формирования основ этнокультурной компетентности дошкольников. Через реализацию образовательной программы у детей формируются представления о полиэтнической действительности (дети способны сравнивать, обобщать, находить общее и специфическое в культуре разных народов); прослеживается сформированность у старших дошкольников элементов национального самосознания, где основными показателями выступают национальная идентификация, эталоны поведения, национальные ценности; развиваются социальные способности и навыки поведения (дети способны регулировать своё поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, участвует в совместных мероприятиях, общаются с людьми разных национальностей, успешно использует полученные сведения о культурно-духовных, национальных ценностях).

Результаты проведенной экспериментальной работы показали эффективность созданных педагогических условий образовательной среды, обеспечивающих воспитание и образование детей дошкольного возраста в поликультурном пространстве.

Анализ образовательного поля эксперимента показал, что применяемые педагогические технологии способствуют положительной динамике результатов внедрения образовательной программы «Окружающий мир. Хурээлел».

По итогам эксперимента в соответствии с Порядком создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования Республики Тыва, утвержденного на коллегии Министерства образования и науки Республики Тыва от 09 июня 2011 года № 5/4, на основании экспертного заключения Совета по республиканским инновационным площадкам и проектной деятельности Министерства образования и науки Республики Тыва и на основании приказа Министерства Образования и науки Республики Тыва от 07.06.2013г. «О присвоении статуса республиканского учебно-методического центра» с 1 сентября 2013 года на базе МАДОУ- детском саду № 34 «Светлячок» создан Республиканский учебно-методический центр (далее РУМЦ) по направлению «Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования (окружающий мир)» (далее ЭСОМ).

Целью РУМЦ является организационное и научно-методическое сопровождение направления ЭСОМ дошкольного образования.

Основными задачами РУМЦ являются:

1.         Распространение инновационного опыта по ЭСОМ.

2.         Формирование республиканской образовательной сети, обеспечивающей высокое качество обучения по направлению ЭСОМ дошкольного образования.

3.         Создания современной системы оценки качества обучения по направлению ЭСОМ.

4.         Создания постоянно действующей республиканской системы подготовки педагогических кадров дошкольного образования по направлению ЭСОМ путем формирования банка данных и реализации образовательной программы.

Работа в РУМЦ проводится на основе направлений:

-          аналитического:

1.         Разработка положения республиканского учебно-методического центра по направлению «Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования (окружающий мир)».

2.         Создание нормативно-правовой базы РУМЦ.

3.         Составление плана работы учебно-методического центра по данному направлению.

4.         Создание учебно-методического совета РУМЦ.

-          консультативного:

1.                  Консультирование педагогов по структуре и содержанию программы окружающий мир «Хурээлел» Деменковой Н. И.

2.                  Консультирование по применению дополнительной методической литературы для реализации программы «Окружающий мир. «Хурээлел» Деменковой Н. И.

3.                  Консультирование по диагностике к программе «Окружающий мир «Хурээлел».

4.                  Консультирование по планированию в образовательную программу данного направления.

-          организационно-методического:

1.      Заседание учебно-методического совета РУМЦ проводится 1 раз в квартал.

2.      Открытые мероприятия воспитателей — инноваторов:

-          праздник Шагаа, праздник чая,

-          «Прогулка к Енисею» старшая группа, «В гости к бабушке на зимнюю стоянку» старшая группа.

3.      Проведение семинара для педагогов МАДОУ, города Кызыла.

«Организация воспитательно-образовательной среды по образовательной программе «Окружающий мир. Хурээлел». Деменковой Н. И.

4.                  Обучающий семинар по образовательной программе «Окружающий мир. Хурээлел» Деменковой Н. И. по двум модулям (по 36 ч)

5.                  Участие педагогов на научно-практической конференции по внедрению программы «Окружающий мир. Хурээлел».

Поскольку, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса, предполагает объединение различных видов детской деятельности вокруг одной темы. В РУМЦ были разработаны темы календарно-перспективного планирования, связанные практически со всеми образовательными направлениями в образовательной программе старшей и подготовительной группы в основе окружающего мира.

Таким образом, интегрированная деятельность по окружающему миру позволила расширить познавательный материал и дала возможность сочетать различные виды деятельности в рамках одной темы. Данный материал готовится к печатному изданию. Особое внимание было уделено использованию игровых технологий в работе с детьми в образовательных направлениях по окружающему миру. Совместно с педагогами были пересмотрены все мероприятия с детьми старшей группы и внесены изменения.

Таким образом, в профессиональной деятельности специалистов дошкольного учреждения гармонично сочетаются и интегрируются традиционные формы взаимодействия с инновационными.

Особое внимание уделяется осуществлению воспитательно-образовательной деятельности на основе активного взаимодействия с социумом.

Вся система воспитательно-образовательной деятельности специалистов дошкольного учреждения носит системный характер, отражает выраженный инновационный курс, направленный на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование базовой культуры личности, всесторонне развитие личностных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальнымии этнокультурными особенностями, подготовку ребёнка к жизни в современном обществе.

Характер инновационной деятельности наших педагогов можно определить как комбинаторный: традиционные формы и методы воспитательно-образовательной деятельности сочетаются с изменённым содержанием, с внедрением новых образовательных технологий. Инновационная деятельность педагогов выполняет роль пускового механизма ДОУ, становится условием его развития.      

 

Литература:

 

1.                  Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание./Пер с англ. Под ред. Петрова А. Н. — СПб.: Питер, 2009. — 344.: ил. — (Серия «Теория менеджмента»)

2.                                                   Бармин Н. Ю. Нормативное финансирование и качество образования//Педагогическое обозрение № 2–3. Н. Новгород.: Нижегородский гуманитарный центр, 2008. с. 31

3.                  Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие. — М.: Сфера, 2004

4.                  Белоусова Р. Ю. Управление инновационным процессом в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. — 88 с. — (Школа педагога — менеджера)

5.                  Белоусова Р. Ю. Основные аспекты управления инновационным процессом//Педагогическое обозрение № 3. Н. Новгород.: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. с. 144

6.                  Белоусова Р. Ю. База данных как условие управления инновационным процессом в дошкольном образовательном учреждении // Педагогическое обозрение № 4. Н. Новгород.: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. — с. 72

7.                  Боровиков Л. И. Научный руководитель в инновационном учреждении дополнительного образования детей. — Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2004. — 80 с.

8.                  Базилевич А. И. Инновационный менеджмент предприятия: учеб. пособие / А. И. Базилевич; ред. В. Я. Горфинкель. — М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2009. — 231 с.

9.                  Бирман Л. А. Общий менеджмент: [учеб. пособие] / Л. А. Бир- ман; Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации, Ин-т бизнеса и делового администрирования. — М.: Дело, 2008. — 334 с. — Библиогр.: с. 326.

10.              Бовин А. А. Управление инновациями в организации: учеб. пособие / А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович. — 3-е изд., стер. — М.: Изд-во «Омега — Л«, 2009. — 415 с. — (Высшая школа менеджмента).

11.              Веснин В. Р. Основы менеджмента: учебник / В. Р. Веснин. — М.: Проспект, 2009. — 320 с.

12.              . Виханский О. С. Стратегическое управление: учебник — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономисть, 2008. — 296 с.: ил.

13.              8. Васильев Ю. В., Парахина В. Н., Ушвицкий Л. И. и др. Теория управления. Учебник. — М.: «Финансы и статистика», 2005.

14.              9. Езопова С. А. Менеджмент в дошкольном образовании: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.

15.              10. Загвязинский, В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В. И. Загвязинский. — Тюмень, 1993.

16.              Голобокова Г. М. Управление инновационной деятельно- стью: учеб. пособие / Г. М. Голобокова, Н. Н. Жумаева; Сев.-Вост. гос. ун-т. — Магадан: СВГУ, 2007. — 220 с. — Библиогр.: с. 215–220.

17.              Деменкова Н. И. Окружающий мир. Хурээлел. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. — Кызыл: Издательство ИРНШ МОНиМП РТ, 2008. — 47 с.

18.              Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. — СПб.: Акцент, 1996. — 224 с.

19.              Игнатьева Г. А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования: монография. — Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. — 344 с.

20.              Игнатьева, Г. А. Экспертная деятельность в образовании / Г. А. Игнатьева, М. Н. Крайникова. — Н. Новгород: НГЦ, 2003.

21.              Колодяжная, Т. 77. Управление современным дошкольным образовательным учреждением / Т. П. Колодяжная. — Ростов н/Д: Учитель, 2002.

22.              Контратьева Е. Ю. Управление инновациями / Е. Ю. Кондратьева // Актуальные проблемы стратегического и тактического менеджмента: материалы Всерос. конф. студентов и молодых ученых (Гатчина, 12–14 нояб. 2007 г.). — Гатчина, 2007. — С. 47–49.

23.              Менеджмент инновационных процессов: материалы стажировки / ред.: В. С. Акопов, И. Н. Омельченко. — М.: Изд-во МГТУ, 2007. — 184 с.

24.              Моисеев A. M., Моисеева О. М. Основы стратегического управления школой. Учебное пособие.-М., Центр педагогического образования, 2008–256 с.

25.              Морозова Г. А. Маркетинговые технологии в регионе. — Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2003. — 140 с.

26.              Поздняк, Л. В. Управление дошкольным образованием / Л. В. Поздняк, Н. Н. Лященко. — М.: Академия, 2000.

27.              Поташник, М. М. Управление современной школой / М. М. Поташник, А. М. Моисеев. — М.: Новая школа, 1997.

28.              Пастюк О. В., Фролова А. Н. Организация экспериментальной площадки в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 128 с.

29.              Поволяева М. Н., Булова Л. Н. Теория и практика развития экспериментальной работы в дополнительном образовании детей. — М.: ООО «ДОД», 2008. — 120 с.

30.              Сафонова, О. А. Программно-целевое управление развитием дошкольного учреждения / О. А. Сафонова. — Н. Новгород: НГЦ, 2001.

31.              Слободчиков, В. И. Основания и система инновационной деятельности в образовании / В. И. Слободчиков // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. — М.: ИПЦ РАО, 1994.

32.              Сидоров Д. А. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / Д. А. Сидоров, А. Т. Сидоров; Федер. агентство воздуш. трансп., Моск. гос. техн. ун-т гражд. авиации, каф. менеджмента. — М.: МГТУГА, 2008. — 104 с. — Библиогр.: с. 101–102 (30 назв.)

33.              Сурин А. В. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов / А. В. Сурин, О. П. Молчанова; фак. гос. упр. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 367 с. — (Учебники факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова). — Библиогр.: с. 351–363.

34.              Третъяков, 77. И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. — М.: Новая школа, 2001.

35.              Управление инновациями 2009: материалы Междунар. науч.- практ. конф. (30 нояб. — 2 дек. 2009 г.) / ред. Р. М. Нижегородцев. — М.: ЛЕ- НАНД, 2009. — 400 с.

36.              Чернышев В. А. Организация инновационного менеджмента: учеб. пособие / В. А. Чернышев; Ин-т повышения квалификации руководящих работников и специалистов Росстроя, каф. «Упр. инновациями». — Н. Новгород: Гладкова О. В., 2007. — 207 с. — - Библиогр.: с. 207. — (Профессиональная переподготовка).

37.              Шамова, Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. — М.: ВЛАДОС, 2002.

38.              Ягулин С. Ю. Менеджмент инноваций: теория и практика / С. Ю. Ягудин, А. И. Митюшкин; Междунар. консорциум «Электрон. ун-т» [и др.]. — М.: ЕАОИ, 2008. — 132 с. — Библиогр.: с. 124–129 (80 назв.)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle