Библиографическое описание:

Лисовая Е. Н. Интегрированное занятие по музыкальной и изобразительной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 469-471.

Цель: Использование интеграции непосредственно образовательной деятельности в области изобразительного искусства, поэзии, музыки как средство развития творческих способностей детей.

Образовательные задачи:

1.         Закреплять и расширять представления детей об осени, используя пейзажи с межсезонными состояниями природы (начало осени, золотая осень, поздняя осень).

2.         Закреплять знания детей о цвете (красный, желтый, зеленый, золотой), названии листьев (березовый, дубовый) и соответствующих деревьев.

3.         Активизация словаря по теме: «деревья».

4.         Учиться рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, дуб).

5.         Уметь передавать через движение характер музыки. Ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения. Менять движение в соответствии с изменениями в музыке (темповыми, регистровыми, жанровыми).

6.         Развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка.

7.         Подвести к пониманию того, что живопись, поэзия и музыка могут изображать и рассказывать об одних и тех же явлениях и вызывать соответствующие настроение.

Коррекционные задачи:

1.                  Способствовать снятию психологического напряжения.

2.                  Развить психические процессы: зрительное, слуховое восприятие.

3.                  Развитие мелкой моторики.

4.                  Развивать память, внимание, связанную речь и координацию движений.

5.                  Развитие воображения, фантазии, детского музыкально-игрового творчества.

6.                  Развитие эмоционально — волевой сферы.

Воспитательные задачи:

1.                  Воспитывать глубину и многогранность восприятия природы и её изображения в произведениях искусства, способствовать к сопереживанию художественного образа пейзажа.

2.                  Воспитывать эстетический вкус детей, музыкальную культуру, устойчивый интерес к поэзии, изобразительному искусству.

3.                  Воспитывать умение контролировать свое поведение, развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой, воспитывать умение общаться через песню и танец.

Предварительная работа: чтение произведений об осени, беседа и слушание П. И. Чайковского «Осенняя песнь», разучивание песни «Листопад», слова и музыка М. Сидоренко, разучивание выразительных движений для танцевального творчества, рассматривание деревьев на прогулке, наблюдение за погодой.

Материал и оборудование: мультимедиа ОЭР, CD, аудиокассеты, музыкальный центр, осенние веточки, дубовые и березовые листья, презентации: с пейзажами русских художников, с иллюстрациями деревьев, с музыкально-дидактическим материалом, листы бумаги голубого и серого цвета, гуашевые краски, кисточки мягкие и жесткие, баночки с водой, бумажные салфетки.

Конспект интегрированной образовательной деятельности по изобразительному искусству, развитию речи и музыке «Осенняя сказка»

Группа — старшая

Звучат русские народные мелодии лирического характера в исполнении ансамбля «Русские узоры». Дети идут друг за другом, садятся на стульчики.

Воспитатель: Дорогие ребята! Посмотрите, как красиво, нарядно сегодня в нашем зале!

Сколько кругом разноцветных листьев! Сегодня мы с вами попадем в волшебный мир музыки, красок стихов, созданных осенью. Для этого сядем поудобнее, и музыка унесет нас далеко-далеко, в незабываемый прекрасный мир чудес и волшебства. Слушайте и смотрите!

(Дети садятся, зажигаются свечи, звучит «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского)

Тихо-тихо рядом сядем,

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

В разноцветном, расписном!

И раздвинутся вдруг стены –

Вся земля видна вокруг:

Плывут звуки речкой пенной,

Тихо дремлет лес и луг...

Вдаль бегут лесные тропки,

Тают в дымке голубой...

Это музыка торопит и

Зовет нас за собой!

Вслед за нею можем сразу

В дальний путь пуститься мы,

Побывать в гостях у сказок,

У весны среди зимы...

Тихо-тихо рядом сядем,

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

В разноцветном, расписном!

Не правда ли, прекрасная музыка и прекрасные стихи?! Стихи помогают нам понять музыку, услышать, о чем она рассказывает. Осень — очень красивое время года, все кругом словно золотое, как в сказке! И сегодня к нам спешит сама волшебница Осень.

Звучит лирическая музыка, в зал входит Осень с осенними веточками.

Осень (воспитатель): здравствуйте, ребята! Как я рада быть в у вас в гостях! Потанцуем с осенними веточками!

Для вас прозвучала музыка замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского. А теперь послушайте уже знакомое вам произведение этого композитора.

(Звучит «Осенняя песнь» П. И. Чайковского).

Кто помнит, как называется это произведение? («Осенняя песнь»).

А о чем нам рассказала музыка? Что вы услышали в ней? (об осени, шум дождя, порывы ветра, шелест облетающей листвы).

Какая по характеру музыка? (задумчивая, мягкая, задушевная, певучая, ласковая, напевная, добрая, плавная, красивая, спокойная).

(Зажигается свет, тухнут свечи)

Осень: «Унылая пора! Очей очарованье.

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса»...

Поэты тоже воспевают осень в своих произведениях. Может, кто-то вспомнит стихотворение об осени?

(Дети читают стихи об осени)

Осень, обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются,

Там на дне долин.

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Как славно осенью в лесу! А хотите поиграть со мной? Подходите ко мне!

Игра «Лети, листок». Дети танцуют под музыку с листьями березы, дуба. С окончанием музыки дети с березовыми листочками бегут к Осени по её просьбе, затем дети с дубовыми листочками.

Осень предлагает поиграть: (рассказывает стихотворение, задевая каждого ребенка кистью, дети садятся).

«Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень — не жалейте лето!

Посмотрите — роща золотом одета!»

Осень — самое выразительное время года!

Осень: Полюбуйтесь, ребята, какое разноцветье красок! Как воспевали осень художники. Осень золотая, нарядная, еще солнце светит ярко и рядом с зелеными листьями разноцветными фонариками вспыхивают желтые, оранжевые, багряные.

Осень отличается самой переменчивой погодой: только что стояла солнечная, прекрасная пора, названная народом «бабье лето» или «золотая осень» и вдруг на небе появились серые тяжелые тучи, сделавшие все вокруг мрачным и неприглядным. Как вы думаете, что хотели сказать художники, создавая эти картины? Что вы можете сказать о цветовых сочетаниях красок? Какие чувства у вас возникают? Какое настроение у вас вызывает эта картина?

Осень с детьми рассматривает и анализирует картину И. Левитана «Золотая осень» и предлагает нарисовать осенние пейзажи.

Осень проводит рисование. Звучат народные мелодии лирического характера в исполнении ансамбля солистов им. Осипова.

Осень: Вы сегодня славно потрудились! Подойдите к своим работам и возьмите их (дети кладут свои работы на столики в центре зала).

Какие замечательные рисунки, сегодня вы мне доставили огромную радость и удовольствие (проводится анализ работ).

Осень:

Видишь, лист кленовый кружится,

Тихо кружится под музыку.

Видишь, тучка в небе кружится,

Будет музыка дождя.

И у ветра, и у солнышка,

И у тучки, и у дождика,

И у маленького зёрнышка

Тоже музыка своя.

Осень: Мы еще раз убедились в том, что музыка может сочетаться со стихами, стихи — с картинами, и все это связано между собой, выражает один образ, подчинено одному настроению. И все это искусство! Искусство звуков, стихов, красок! Это все прекрасное, что нас окружает!

Осень: А я приготовила для вас вкусные и полезные подарки. И как напоминание о нашей встрече вывесим ваши работы в группе на самом видном месте.

 

Литература:

 

1.      Тарасова К. В., Рубан Т. Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. — М.: Мозаика-Синтез. 2001. — 128 с.

2.      Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. М.,1997

3.      Радынова О. П. Музыкальные шедевры. М.,1997

4.      Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — М.: Педагогика, 1985.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle