Библиографическое описание:

Лисовая Е. Н. Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасности поведения на дорогах // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 466-469.

Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время. А дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Особенно ситуация на дорогах ухудшается в период летних каникул. Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего является незнание детьми элементарных основ правил дорожного движения. Избежать этих происшествий можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и последовательным.

Прежде всего, обучение должно происходить на личном примере. Как бы часто мы не повторили ребенку о том, что переходить дорогу необходимо только по пешеходному переходу и на зеленый свет светофора, наши слова не принесут пользы в том случае, если мы сами, идем на красный сигнал светофора, да еще и в неположенном месте, держа при этом кроху за руку.

Известно, что дети очень хотят быть взрослыми и начинают подражать нам уже в раннем детстве. Свои сведения об эталонах поведения взрослого человека дети черпают из наблюдений за реальным поведением представителей взрослого мира, и прежде всего за поведением самых близких им людей, а со временем — воспитателей и учителей. И что бы ни говорили родители, но если они сами перебегают улицу на красный свет светофора, а ребенку это делать запрещает, то в этом случае именно поведение родителей становится притягательным знаком взрослости, тем самым запретным плодом, который хочется скорее попробовать.

Инспектора дорожного движения однажды провели рейд по диагностике безопасности детей на дороге. Они задерживали школьников, переходивших проезжую часть в опасном месте, лишенном знаков, в нескольких десятках метров от пешеходного перехода со светофором. Всем нарушителям задавали один и тот же вопрос:

— Почему ты решил пренебречь правилами дорожного движения?

Ответы были практически одинаковыми:

— А мы с мамой всегда здесь переходим: тут магазин ближе…

— Я увидел, что вон тот дядя здесь стал переходить, и пошел за ним…

Во время рейда были задержаны и несколько взрослых, которые переходили опасный участок, ведя за руку детей-дошкольников. Признавали, что неправы, что осознают опасность, но все равно идут там, где привычнее.

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка — это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по правилам дорожного движения обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма — работа с родителями. Исследования показали, что подавляющее большинство родителей, не знают правил дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде, основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей. Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах. Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с воспитанниками, воспитатель должен обеспечить и работу с родителями. Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них.

Задача обучить дошкольников правилам дорожного движения лежит также на педагогах дошкольных учебных заведений. Она заключается в обеспечении базовых знаний и качественной подготовки детей к школе, ведь очень часто первоклассникам приходится самостоятельно ходить в школу. Правила дорожного движения для дошкольников должны преподноситься детям по системе, которая включает в себя занятия, прогулки, экскурсии и наблюдения. Все знания должны сообщаться детям с учетом их возраста и окружающих условий. Постепенно они должны дополняться, усложняться и уточняться. С целью закрепления получаемых знаний должна организовываться игровая деятельность детей, в процессе которой они учатся применять полученные знания на практике. В 2014 году проводился окружной семинар, на котором мы показывали среднюю группу детей с задержкой психического развития.

«ЗАО-Территория мира, здоровья, успеха»

Окружной семинар:

«Здоровьесберегающие технологии в театральной деятельности как источник развития личности ребёнка»

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с правилами дорожного движения «Всем ребятам нужно знать, как по улице шагать» (средняя группа)

Приоритетная образовательная область: «Познание», «Социализация», «Безопасность».

Цель: Знакомство с правилами дорожного движения;

Оборудование: карточки с дорожными знаками, макет светофора, макет улицы, рули, коляски, куклы.

Задачи:

Образовательный аспект: познакомить детей с основными дорожными знаками, светофором, пешеходным переходом и работой постового. Закрепить основные цвета (красный, желтый, зеленый), закреплять знания об основных видах транспорта, активизировать в речи детей слова на дорожную тематику, закреплять умение действовать по сигналу взрослого.

Коррекционный аспект Развитие эмоционально-волевой сферы. Развитие воображения, фантазии. Развивать память, внимание и координацию движений.

Воспитательный аспект: поощрять желание участвовать в играх, воспитывать активность, развивать внимание и сосредоточенность, формировать умение и навыки вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, воспитывать навыки выполнения основных правил дорожного движения и безопасном поведении на дорогах.

Методические приемы: чтение художественной литературы, беседа, рассматривание картин, отгадывание загадок, сюрпризные моменты.

Предварительная работа: чтение произведения С.Михалкова «Дядя Степа — милиционер», изготовление вместе с детьми макета светофора, рассматривание карточек с информационно-указательными знаками.

Ход занятия:

Играет музыка, дети рассаживаются на стульчики…

Воспитатель: Рассаживайтесь поудобней,

Места занимайте скорей

Дорожные приключения

Ожидают наших детей.

Что важней всего на свете

Для родителей и нас

Безопасность ваша дети

Мы в ответе все за вас

Сегодня мы с вами познакомимся с правилами дорожного движения для вашей безопасности на дорогах.

Ребята, расскажите, а как вы сегодня утром добирались в детский сад?

Дети (хором): на метро, пешком, на машине.

 

 

Воспитатель: А кто сможет отгадать загадки:

Понарыто много нор

И по ним туда-сюда

Под землею с давних пор

Быстро ездят поезда

(метро)

Я важная машина

Есть кузов и кабина

(грузовик)

Пассажиров мы катаем

По дорогам тут и там

Едем в садик дружно все

По дорогам и шоссе

(автобус)

Днем и ночью я стою

Всем сигналы подаю

Есть три цвета у меня –

Как зовут меня друзья?

(светофор)

Звучит музыка и заходит светофор.

 

Светофор: Мое имя светофорчик

Я в полиции служу

Я о правилах дорожных,

Всем ребятам расскажу.

Дети, а вы знаете цвета светофора?

Дети (хором): Красный, желтый, зеленый.

Светофор: Молодцы, ребята! А давайте поиграем с вами в игру!

Игра-забава «Весёлый светофорчик».

Дети встают, воспитатель делит их на две группы («пешеходы» и «машины») и раздает соответствующие атрибуты. Звучит музыка. «Машины» едут по дороге, а «Пешеходы» стоят у пешеходного перехода — Светофор регулирует движение. Вдруг у Светофора включаются сразу все лампочки — дети начинают путаться и останавливаются

Воспитатель: Ой, что это случилось с нашим светофором?

Светофор: Я, кажется, поломался!

Воспитатель: А что же мы будем делать без светофора?

Дети стоят в растерянности.

Звучит музыка и выходит постовой

.

Постовой: Здравствуйте! Я — постовой! Я регулирую движение, когда светофор сломан.

Вновь играет музыка, постовой начинает регулировать движение и игра продолжается.

Постовой: А посмотрите, ребята, что еще я вам приготовил.

Подводит детей к макету улицы, дети рассматривают макет, а постовой показывает (на макете) дорожные знаки, пешеходный переход, светофоры; рассказывает о правилах поведения на дороге. Дети рассаживаются на стульчики…

Постовой: А давайте-ка, ребята,

В гости знаки позовем

И приятное знакомство

С ними дружно заведем

.

 

Рассказывает про дорожные знаки и основные правила дорожного движения.

Постовой: Что-то мы с вами засиделись, давайте-ка поиграем! Светофор наш уже заработал.

Малоподвижная игра «Зеленый, желтый, красный»

(игру проводит Светофор)

Зеленый флажок — дети шагают на месте, желтый — стоят, красный — приседают

Постовой: Какие вы все молодцы! Вы меня очень порадовали! Мы со светофором хотим вас всех наградить медалями.

Раздают всем медали и наклейки.

Постовой и светофор: До новых встреч, ребята!

Дети: До свидания!

Постовой и светофор уходят.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle