Библиографическое описание:

Требунских М. С. Военная тематика в плакатном искусстве России первой половины XX века // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 429-432.

Искусство плаката актуально во все времена. В повседневной жизни нас окружают разные плакаты, которые играют большую роль в формировании облика современного города. Несмотря на развитие более современных средств массовой агитации и пропаганды, интерес к использованию плакатов не перестает возрастать.

Над историей развития плакатного искусства работали — Джимбинов С. Б., Каган М. С., Бабурина Н. И., известная к тому же, как составитель нескольких альбомов с образцами данного вида творчества. Истории развития плаката в Первой мировой войне посвящены работы Березовой Л. Г., Красикова С. И.. Плакатам времен Гражданской войны посвятил работы Карпенко С. В.. Жанровым разновидностям, композиции, языку плакатов времен Второй мировой войны принадлежат работы Спешиловой А. Ю.. Игошина Т. С. рассматривает особенности плаката 20 века, опираясь на функции, лозунги и метафоры. Борьев Ю. Б. анализирует становление и общую роль плаката в искусстве. Б. Ф. Ломов, А. А. Митъкин, П. А. Кудин объединили результаты исследований ученых-психологов, которые изучают законы искусства, с профессиональным композиционным анализом конкретных плакатов. Тему развития плакатного искусства в Сибири рассматривал Шурик М. Г..Исследованием творчества алтайских художников в период партизанского движения и войн занималась Снитко Л.

Плакат — броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. [4.] Плакат — это массовая форма изобразительного искусства, выполняющая функцию наглядной политической агитации или служащий средством информации, рекламы, инструктажа, нацеленная на решение конкретных социальных задач. Особую популярность плакат получил во время великой отечественной войны так как, по своему духу, по способности мобильного отклика на события сегодняшнего дня плакат оказался одним из самых эффективных средств для выражения чувств всего населения, для призыва к действию, к защите Родины, для оповещения срочных новостей фронта и тыла.

Красочные, образные плакаты несли призыв для борьбы с врагом, помогали противодействовать пропаганде противника, обличали трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла. Его основная идея должна быть выражена ясно, доходчиво, непротиворечиво. Особенностью является то, что подаваемая в художественной форме экспресс-информация, в большинстве случаев рассчитана на весьма ограниченное время непосредственного воздействия на зрителя. Широко известно, что в годы войны плакату отводилась одна из самых значительных ролей наряду с другими средствами массовой коммуникации. Плакат военного периода, без сомнений, является оружием воздействия на массовое сознание, и этим эффективно пользовались воюющие стороны.

В период кризисных ситуаций (в том числе и войн) создаются условия, при которых есть возможность проверить действенность тех или иных агитационных приемов на практике в сжатые сроки. Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.

В настоящий момент достаточно остро ощущается потребность в расширении и углублении социологических и психологических исследований, нацеленных на анализ механизмов воздействия плаката на зрителя и эффективности такого воздействия.

Плакат призван сыграть ответственную роль при решении актуальных задач современного градостроительства и организации всей среды обитания человека. На этом пока еще мало испытанном пути перед художником-плакатистом открываются новые горизонты и неограниченные возможности для приложения творческих сил.

При всем многообразии плакаты можно разделить на две группы по типу целевой аудитории «фронт» и «тыл». В первой группе выделяются две разновидности — героическая и сатирическая. Вторую группу можно подразделить на: героические, социальные и рекламные. Заставить зрителя сопереживать, является главной задачей художника. Для выявления цели работы необходимо рассмотреть ретроспективу плаката в России.

В конце Х1Х — начале ХХ веков в России был развит рекламно-промышленный плакат. С Первой мировой войной наступает новый этап в развитии плаката. Колоссальное распространение получил агитационный плакат.

В России издается большая серия плакатов «Военного займа», листы, зовущие собирать деньги в помощь госпиталям и жертвам войны.

Многие известные художники так же посвятили свое творчество Первой мировой войне. Усилилось тяготение батальной живописи к плакатному формату, академизм уступал место экспрессивной сюжетности.

С первых дней войны в самые популярные герои попал казак Козьма Крючков. Образ храброго казака оказался самым популярным символом русского воинства как в России, так и за рубежом.

«Казачью» серию продолжали аналогичные картинки-отчеты о подвигах на фронте. Среди них выделялся плакат, посвящённый первому в истории авиации воздушному тарану 1914 года, летчик П. Н. Нестеров. Плакатный характер «картинки» усиливал пропагандистский эффект его подвига. Пропагандистские задачи военного времени требовали ярких, лозунговых и доступных изображений. Решительность текста, также соответствовала состоянию умов.

В России плакаты и открытки выпускала Община св. Евгении при Российском обществе Красного Креста, Скобелевский, Александровский и Алексеевский комитеты заботы о раненых, а также многочисленные общественные организации. Качественную продукцию печатала открыточная фабрика А. Ф. Постнова в Москве. Плакаты размещались в журналах, расклеивались на заборах, репродуцировались на открытках и марках, на папиросных и спичечных коробках, этикетках. По тематике и стилистике русские плакаты мало отличались от тех, что выпускали союзники и противники. Все участники прибегали к сходным приёмам. Враг или умалялся до несмышленого ребенка, или демонизировался до свирепого дикаря и Антихриста. Апеллируя к патриотическим чувствам, русский плакат предлагал мифологические образы богатырей, воительниц, отсылал к историческим образам Ермака, Дмитрия Донского. Религиозный мотив подчёркивался очень популярным изображением св. Георгия, поражающего змея, иконописным стилем изображения, православным крестом. Один из самых знаменитых плакатов этой тематики принадлежит К. А. Коровину (1914): монументальная фигура Дмитрия Донского дополнена вполне деловым текстом.

Весь первый период войны батальная живопись и плакат находились в поиске своего языка. Искусство двигалось от академизма к экспрессивным пропагандистским формам, плакат — от мифологизма к иллюстративности. К финалу Первой мировой произошли радикальные изменения тематики и образов.

Во время Гражданской войны — периода острых классовых противостояний, создание образа врага было так же одной из основных задач любого пропагандиста. Так, среди солдат белых армий красные распространяли плакаты и листовки с напоминанием о том, что следом за белыми придут и помещики, которые снова отберут землю. Но помимо этого красные обещали новый мир — мир свободы и труда, который они противопоставляли миру старому, за который воевали белые. Свои обещания красные смогли донести до неграмотного человека в более лаконичном, доходчивом виде. Они приняли на вооружение привычную для простого народа идею лубка: простой, понятной картинки и краткого текста. Так родился жанр советского плаката. Ранний советский плакат, в первую очередь был военным плакатом. Он объяснял, что надо делать, и указывал на врага.

А вот белая пропаганда в основном сосредоточилась на создании образа врага, мало уделяя внимания тому, за что именно солдаты их армий проливают кровь. Положительный образ «заграницы» прослеживался на белогвардейских плакатах — Антанта за нас! А вот нужна ли Антанте единая и неделимая Россия? Такой логичный вопрос оставался «за кадром». Наиболее известными художниками-плакатистами в то время были Д. Моор, Н. Кочергин, В. Фридман, А. Апсит, В. Дени, В.Маяковский.

Во время Великой Отечественной Войны руководству СССР было, как никогда важно взыскать в сердцах народа патриотические чувства. Инструментом взыскания был советский агитационный плакат. Плакаты не оставляли равнодушными ни простого рабочего, ни солдата, ни остальные слои населения страны. Каждый старался на благо общей победы.

На фронте художники между боями успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В тылу художники были пропагандистами, устраивали выставки, они превратили искусство в оружие против врага — не менее опасное, чем настоящее.

В это время в развитии плаката прослеживаются два этапа. В первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Уже 22 июня появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Широко использовались отечественные традиции. Так, «Родина-мать зовет!» И. Тоидзе (1941) и по композиции, и по цвету (красное, черное, белое) перекликается с мооровским «Ты записался добровольцем?». Призывом к мщению звучал плакат В. Г. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942), в котором также использованы традиции революционных лет — фотомонтаж, как это делал А. Родченко. Нередко художники прибегали к образам наших героических предков (Кукрыниксы «Бьемся мы здорово, колем отчаянно, внуки Суворова, дети Чапаева», 1941). «Освободи», «Отомсти!»– взывают с плакатных листов изображения детей и стариков.

На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется и настроение, и образ плаката. B. C. Иванов изображает солдата на фоне переправы через Днепр, пьющего воду из каски: «Пьем воду родного Днепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943). Оптимизмом, народным юмором проникнут плакат Л. Голованова «Дойдем до Берлина!» (1944), образ героя которого близок Василию Теркину.

Советские пропагандисты использовали лики древних богатырей и вождей первого народного ополчения, в дело пошли и кумиры гражданской войны.

Благодаря плакату государства стали олицетворяться с обликом своих вождей. Плакаты советских художников, особенно Кукрыниксов, позволяют дополнить теоретические знания, создать образное представление о главных событиях второй мировой войны. Например, плакат «Клещи в клещи». На плакате «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось «Гитлер изображен в виде тигра, попавшим в капкан — Курскую дугу. Лозунг «Все для фронта, все для победы!" определил характер плакатов на тыловые темы.

Призыв все отдать фронту, ярко выражен в советском плакате И. Мора «Ты чем помог фронту?"

В первые годы войны для плакатов были характерны: монументальность, целостный монолитный силуэт, психологическое содержание. Во многих карикатурах советские художники изображают гитлеровцев в виде животных, враг изображается либо поверженным, либо нереально страшным и уродливым.

Символ Матери является символом самых светлых ассоциаций в мире насилия и крови. В советском плакате мужественная жертвенность женщины вытесняет все остальные признаки.

Безусловно, плакаты СССР и Германии второй мировой войны имеют много общих черт, так как оба государства были тоталитарными. Различия объясняются различными культурными традициями, менталитетом, художественными школами.

В настоящее время развитие плакатного искусства не стоит на месте. Большое влияние на современное плакатное искусство оказала компьютерная графика и компьютерные технологии. Современные плакаты создаются средствами растровой и векторной графики. Художники работая в растровом графическом редакторе, используют технику коллажа, данная техника позволяет совмещать старые военные фотографии, письма с современными снимками, таким образом, плакат становится более эмоциональным и помогает более образно представить историю второй мировой войны, детализируют её, переносят в атмосферу тех дней. Компьютерные технологии при создании коллажа минимализируют, с одной стороны, рукотворность, а с другой, напротив, расширяют возможности, придавая новое качество коллажному произведению. Коллажная техника, и ее инструмент позволяют создавать картины парадоксального баланса живого, органического, конкретного физического действия и механики, механизма, рассекающего, разделяющего живую реальность [8].

Плакаты помогают привлечь внимание, сохранить в памяти, дополнить теоретические знания яркими наглядными образами.

История плакатного искусства наглядно показывает: один хороший плакат по своей действенности и долговечности стоит десятков и сотен посредственных. Эта историческая реальность дополнительный раз подтверждает, насколько важно, и в то же время непросто, воплотить в плакате впечатляющую гармонию идейной глубины, художественного совершенства и конкретности психологического воздействия.

 

Литература:

 

1.      Бабурина Н. И. Русский плакат второй половины XIX — начала ХХ века.- Л., 1988.

2.      Брискина В. Опыт работы над агитплакатом.-М.:Сов.художник, 1959.

3.      Иванов В. С. Как создается плакат?.- М.: Академии Художеств СССР,1963.

4.      Кононенко Б. И. Культурология. Большой толковый словарь.-М.:Вече-АСТ,2003.

5.      Кудин П. А. Психология восприятия и искусство плаката/ Кудин П. А., Ломов Б. Ф., Митькин А. А..-М.: Плакат, 1987.- 208 с.

6.      Кукрыниксы. Втроем., М., 1975, 208 с.

7.      Спешилова А. Ю. Культурологическое осмысление жанров советских плакатов времен Отечественной войны // Омский научный вестник № 9 (47), декабрь 2006

8.      Турлюн Л. Н. Компьютерная графика как особый вид современного искусства/ Турлюн Л. Н.,Барнаул 2014. -100 с.

9.      Турлюн Л. Н. Коллаж в компьютерном искусстве //Мир науки, культуры, образования № 2 2011

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle