Библиографическое описание:

Батаев А. В. Анализ использования облачных технологий в сфере e-learning // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 245-248.

В последние годы в сфере образования появилась новое направление, которое получило название электронное обучение (e-learning). На сегодняшний день наиболее часто применяемыми являются два подхода предоставления электронного образования, с одной стороны модель VLE (виртуальная учебная среда), когда система дистанционного образования полноценно разворачивается в учебном заведении и полностью поддерживается отделом информатизации этого заведения. Вторая модель — это управляемая учащимся персональная учебная среда, созданная из множества сайтов Web 2.0. В последнее время начинает набирать обороты третья модель, предоставления электронного обучения, в виде облачных технологий, когда все доступные образовательные сервисы находятся у внешнего поставщика услуг.

Облачные вычисления (англ. cloud computing) — технология распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис.

На сегодняшний день различают три основных метода предоставления облачных сервисов: [1], [2], [3], [4]

-        Infrastructure as a Service (инфраструктура как сервис, Iaas) — пользователю предоставляется «пустой» виртуальный сервер с уникальным IP-адресом или совокупностью интернет адресов и часть системы хранилища информации.

-        Software as a Service (программное обеспечение как сервис) — концепция SaaS обеспечивает пользователю возможность пользоваться программным приложением как услугой удаленно через Интернет.

-        Platform as a Service (платформа как сервис, PaaS) — в данном сервисе пользователю предоставляется в распоряжение виртуальная платформа, состоящая из одного или нескольких виртуальных серверов с установленными заранее операционными системами и специализированными приложениями.

По своему типу различают четыре вида облаков:

-        частное (приватное) облако — это безопасная ИТ-инфраструктура, контролируемая и эксплуатируемая одной организацией.

-        групповые облака (community cloud) — облака с общей инфраструктурой для определенной группы пользователей;

-        публичное облако (общедоступные) — это информационная инфраструктура, которая одновременно используется множеством компаний.

-        гибридное облако — это инфраструктура, использующая лучшие качества публичного и приватного облака, при решении поставленной задачи.

Преимущества использования облачных технологий очевидны: во-первых, для учебных заведений использовать ресурсы облачных провайдеров дешевле, чем предоставлять необходимые сервисы самим. По сути, издержки вообще отсутствуют. Больше нет нужды в приобретении и обслуживании корпоративного оборудования и программного обеспечения для предоставления данных сервисов; во-вторых, пользующейся облачным сервисом организации нет необходимости планировать на будущее уровень нагрузки на сервера для покрытия кратковременных или долгосрочных периодов роста или спада деловой активности, они просто платят за использованные вычислительные мощности; в-третьих, снижение издержек на персонал, исчезновение необходимости в предоставлении поддержки определенных программных продуктов и совершенствовании знаний сотрудников в этой области.

На рисунке 1 представлена возможная архитектура использования облачных технологий в высшем учебном заведении, в зависимости от решения тех или иных задач, которые стоят перед организацией. [5]

Рис. 1. Архитектура облака для высшего учебного заведения

 

В настоящее время для развития облачных услуг в сфере электронного образования чаще всего используется модель SaaS, предоставляющая пользователю программное обеспечение как сервис.

Признанными лидерами в предоставлении облачных сервисов в области электронного образования являются компании Google и Microsoft, которые предоставляют образовательным учреждениям многих стран на бесплатной основе или за минимальную плату набор стандартных готовых инструментов.

Google Apps for Education и Microsoft Li­ve@edu располагают средствами поддержки коммуникаций в виде электронной почты, конференц-связи, средств мгновенного обмена сообщениями наряду с электронной адресной книгой, календарем и планировщиком занятий. Имеются веб-приложения для создания документов, которые позволяют работать с текстами, электронными таблицами и презентациями (интернет-версии Word, Excel, PowerPoint и др.). Документы размещаются в удаленных хранилищах данных и могут редактироваться совместно с другими пользователями. Для хранения документов всех типов на сервисе Google Drive каждому пользователю бесплатно предоставляется до 15 Гб, на сервисе Microsoft SkyDrive — до 7 Гб дискового пространства. Google дополнительно предлагает хостинг и инструменты для создания и размещения вики-подобных сайтов. [6]

Наряду с моделью SaaS имеется опыт использования в высшей школе облачных платформ Google Apps Engine и Windows Azure (модель PaaS), ориентированных на профессиональных разработчиков. Данные платформы при минимальных ограничениях доступны университетам для обучения ИТ-специалистов, выполнения научно-исследовательских работ и создания собственных информационно-обучающих ресурсов.

Другой вариант использования облачных технологий, который начинает распространяться в сфере образования, — это перемещение в облако систем управления обучением (LMS, Learning Management Systems). Речь идет о поддержке таких популярных систем, как Moodle и Blackboard.

Moodle — это система управления курсами (Courses Management System — CMS) с открытым исходным кодом, также известная как система управления обучением (Learning Management System — LMS) или виртуальная обучающая среда (Virtual Learning Environments — VLE). Система управления обучением Blackboard относится к коммерческим программным продуктам.

Передача поддержки систем, подобных Moodle и Blackboard, внешним провайдерам имеет смысл для образовательных учреждений, которые не могут позволить себе покупку и поддержку дорогостоящего оборудования и программного обеспечения.

Анализ систем дистанционного образования (по модели VLE) и облачных сервисов, используемых для электронного обучения, показывает, что по существующему функционалу они достаточно близки, отличие заключается в отсутствии в cloud-сервисах системы оценки знаний, сегодня работа по встраиванию соответствующих модулей ведется (Таблица 1). [5], [6], [7], [8]

Таблица 1

Сравнительные характеристики сервисов различных систем

 

Blackboard

Moodle

Microsoft Live@edu

Google Apps для учебных заведений

Коммуникационные возможности

 

Форум

+

+

+

 

Мгновенные сообщения

+

+

+

+

Электронная почта

 

 

+

+

Блоги

+

+

+

 

Вики-ресурсы/ совместное редактирование

+

+

+

+

Голосования / обзоры

+

+

 

+

Создаваемые по мере необходимости группы для совместной работы

 

+

+

 

Аудио / видео конференции

 

 

 

 

Общие электронные «классные доски»

 

 

 

 

Инструменты для оценки

 

Контрольные опросы

+

+

 

+

Загрузка домашних заданий

+

+

 

 

Журнал успеваемости

+

+

 

 

Контент

 

Групповое хранилище документов

+

+

+

 

Персональное хранилище документов

+

+

+

+

Словарь

 

+

+

 

Новостные потоки

 

+

+

 

 

В заключении можно сделать следующие выводы:

-        облачные технологии активно внедряются в сферу электронного образования;

-        наиболее востребованной моделью облачных технологий в сфере образования является SaaS, предоставляющая пользователю доступ к программным приложениям, находящимся на серверах сторонних организаций;

-        по своим функциональным возможностям облачные сервисы практически не уступают системам дистанционного образования, использующим модель VLE;

-        дальнейшее развитие облачных технологий может значительно сократить привлекательность традиционных систем дистанционного образования, используемых в сфере e-learning.

 

Литература:

 

1.                  В. А. Шамахов, Ю. Е. Суслов, В. А. Золотухин Современное дистанционное образование государственных служащих: проблемы и решения, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0009/001a/00091097.htm

2.                  Батаев А. В. Перспективы внедрения облачных технологий в банковском секторе России, «Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного университета», № 2 (192), 2014, с. 156–165

3.                  Батаев А. В. Анализ использования облачных сервисов в банковском секторе. Молодой ученый. -2015. -№ 5. -С. 234–240.

4.                  Батаев А. В. Оценка экономической эффективности внедрения облачных автоматизированных банковских систем в финансовых институтах /А. В. Батаев//Молодой ученый. -2015. -№ 6. -С. 377–383.

5.                  Сейдаметова З. С. Облачные технологии и образование, Симферополь, Диайпи, 2012, 206 с.

6.                  Ниал Склатер Электронное образование в облаке, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.distancelearning.ru/db/el/382DF785722E67DBC325787E005C58EA/doc.html

7.                  Родионов Д. Г. Рейтинг университетов как инструмент в конкурентной борьбе на мировом рынке образовательных услуг/Д. Г. Родионов, О. А. Кушнева, И. А. Рудская//Инновации. -2013. -№ 11, — С. 89–97

8.                  А. В. Батаев, А. А. Поповский Банковское дело. Интегрированные банковские системы. Федеральное агентство по образованию, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. Санкт-Петербург, 2006, 80 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle