Библиографическое описание:

Бабиенко К. А., Фоменкова М. И. Расчёт инфляции в России: проблема соотношения официальных данных с располагаемыми доходами населения // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 239-242.

В данной статье рассматривается понятие инфляции, её виды, а также исторические факты, связанные с этим экономическим явлением. Авторы предприняли попытку анализа расчета инфляции в России в целях выявления особенностей, используемой методологии.

Ключевые слова: инфляция, обесценивание денег, уровень цен, индекс потребительских цен, потребительская корзина.

 

Одной из сложнейших проблем современной макроэкономической теории является инфляция. Исследованию ее причин и последствий посвящены многочисленные труды отечественных и зарубежных авторов [7, 8, 10].

В самом общем виде, инфляция — это процесс обесценивания денег, когда в разные периоды времени, на одну и ту же сумму денег, мы можем купить разное количество одного и того же товара. В словаре экономических терминов инфляция определяется как обесценивание денег, проявляющееся в росте цен на товары и услуги, не обусловленном повышением их качества [13, с.134].

На практике это явление выражается в обесценивании доходов и сбережений населения. Например, доход человека составлял 20 тысяч рублей, он научился рационально расходовать эту сумму, в том числе накапливать некоторые сбережения. Однако с течением времени, обнаружилось, что при неизменном доходе, покупательские возможности данного человека сильно уменьшились. Иначе говоря, чтобы купить прежний набор товаров и услуг, данному человеку теперь нужно больше работать.

Реальное проявление инфляции мы наблюдали совсем недавно, когда потребительская стоимость доходов многих российских граждан значительно уменьшилась.

В макроэкономической теории выделяется несколько типов инфляции. Со стороны темпов роста цен, выделяют умеренную, ползучую, галопирующую и гиперинфляцию. Умеренная инфляция (повышение цен не более чем 10 % в год) не представляет особой опасности для экономики. Эту инфляцию также могут называть естественной, потому что такой рост цен не препятствует экономике в целом благополучно развиваться и даже является неким мотивирующим фактором для увеличения производства. Ползучая инфляция (повышение цен от 10 до 20 % в год) требует пересмотра финансовой политики государства. Галопирующая инфляция (повышение цен составляет от 20 % до 200 % в год) может наблюдаться в экономической системе довольно длительное время. Состояние экономики в условиях такой инфляции носит депрессивный характер, отсутствуют стимулы для развития предпринимательства, поскольку получаемую прибыль «съедает» инфляция. Гиперинфляция (повышение цен более чем на 200 %) требует принятия мер не только экономического, но и политического характера, потому что столь высокие темпы инфляции означают вероятный экономический распад страны. Это состояние даже нельзя назвать депрессией, потому что это полнейший крах всей финансовой системы страны.

Абсолютный мировой рекорд и уровня инфляции принадлежит Венгрии, и относится к 1946 году. На пике инфляции ее уровень составлял 195 % в день, тогда как цены удваивались каждые 15,6 часов. Однако Венгрия — небольшая страна, а вот Германия в 1923 году входила в число наиболее крупных и развитых стран мира. Поэтому невероятная инфляция, которую она пережила осенью 1923 года, справедливо считается наиболее впечатляющей в мировой истории. В декабре 1922 года килограмм хлеба стоил около 130 марок, а годом позже — свыше 300 миллиардов. Это значит, что на протяжении полугода цены удваивались в среднем каждые три дня. Особенно высоким уровень инфляции был в октябре 1923 года. Цены росли такими темпами, что, когда человек приступал к ужину в ресторане, стоимость блюд была одной, а когда заканчивал — уже другой. Весь мир обошли фотографии немцев, которые топят деньгами печки и оклеивают ими стены. В обращении ходили купюры достоинством в 200 миллиардов марок [10, с.11–13].

Для того чтобы оценить уровень разрушительной силы инфляции ее необходимо измерить количественно. Чтобы рассчитать инфляцию используется несколько разных способов.

В РФ для расчета инфляции, за основу берут минимальный набор товаров и услуг, который нужен человеку, чтобы прожить месяц. На эти товары отслеживают цены, вычисляют разницу повышения или уменьшения цен, потом находят среднее значение. Это и есть уровень инфляции — усредненное увеличение цен на товары, входящих в минимальный набор. Минимальный набор на экономическом языке называется «потребительская корзина».

C 1 января 2013 года учредили новую потребительскую корзину [1], которая будет действовать до 2018 года. В первую очередь в ней присутствуют продукты питания, составляющие почти 50 % ее стоимости (для сравнения, в странах Западной Европы, эта цифра не превышает 20 %). Во вторую группу включены непродовольственные товары — одежда, бытовые товары, лекарства и т. п. И в третьей группе минимального набора находятся услуги: жилищные услуги, различного рода мероприятия, транспортные расходы и т. д. Обновлённую потребительскую корзину приблизили к здоровому питанию, теперь в ней содержится больше пищевой и биологической ценности. Не берётся в расчёт овощи и фрукты, так как изменение цен на эти продукты имеют сезонный характер и в течение всего года цены могут, как повышаться, так и понижаться. Из группы товаров непродовольственного характера в расчет не включается изменение цен на топливо (включая бензин), так как динамика цен на отдельные виды топлива, кроме сезонного фактора, может подвергаться воздействию властей. Из группы платных услуг населению исключаются те виды, формирование цен на которые осуществляется, как правило, на федеральном или региональном уровне по решению соответствующих органов власти (отдельные услуги пассажирского транспорта, услуги связи, практически все виды жилищно-коммунальных услуг, отдельные виды услуг правового характера и банков) [3].

Рассчитав стоимость потребительской корзины за определённый промежуток времени, мы можем судить о сложившемся Индексе Потребительских Цен (ИПЦ). Это основной показатель, который используется для оценки уровня инфляции в стране. Отслеживают и рассчитывают ИПЦ специалисты Росстата.

Однако в реальной жизни происходит так, что официальные данные по уровню инфляции не всегда совпадают с реальным повышением цен. Разберемся в этом на примере ситуации, которая сложилась в России на данный момент.

Официальный прогноз главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева от 31.01.2015 утверждает, что инфляция в России в 2015 году составит 12 % [11]. Но вы сами успели заметить, что ваши личные расходы выросли не на 12 % и даже не на 25 %, а намного больше. И здесь недовольства людей вполне объяснимы, так как цены на некоторые виды товаров в магазинах существенно выросли, а официальный уровень инфляции составляет при этом чуть больше 10 %. Интересно, намеренно ли правительство даёт нам неверные данные или люди сами не понимают суть расчётов.

К примеру, в январе 2014 прогноз от Минэкономразвития по инфляции был менее 5 %, а затем этот процент постепенно увеличивался. Июнь — 5,8–6,1 %, август — 7–7,5 %, ноябрь — 8 %, декабрь — 9 %. Фактическая же инфляция в 2014 году составила по данным Росстата 11,4 %, то есть первоначальный прогноз был меньше более чем даже в 2 раза [4].

Интересно мнение Вадима Жартуна, который полагает, что Минэкономразвития вводит граждан в заблуждение, но такая политика проводится для того, чтобы не провоцировать людей на действия, которые могут усугубить экономическую ситуацию. Если население начнет в ожидании высокой инфляции паниковать и сметать все с полок магазинов, то цены действительно вырастут [9].

Примером тому может послужить так называемый «Черный вторник». 16 декабря 2014 года — обвальное падение рубля по отношению к доллару США и евро. В начале дня Центральный банк Российской Федерации повысил процентную ставку сразу на 6,5 пунктов — до 17 % годовых. Такие действия были предприняты из-за возрастающих девальвационных и инфляционных рисков. После этого на бирже в Москве курс доллара резко вырос, в течение дня он достигал 80 рублей, а курс евро даже превысил отметку в 100 рублей. Люди в ближайшие дни начали вкладывать свои деньги абсолютно во всё, что даже раньше им не требовалось. С полок магазинов сметали бытовую технику, электронику, продукты, как будто им предоставлялась последняя возможность для этого. Из-за страха потерять свои накопленные финансы люди сами помогли создать экономический хаос.

Поскольку рост цен не сопровождается повышением зарплат, то, вероятно, настоящая инфляция в этом году будет в два раза больше ожидаемой.

Следующий интересный момент заключается в методике расчета инфляции. Мы уже говорили про продуктовую корзину, и довольно не все предоставляемые там услуги и товары подходят для каждого из нас. К примеру, вегетарианцам можно смело вычеркнуть из своего личного набора продуктов мясо любого вида, отсюда следует, что его личная инфляция будет не такой, о которой нам говорят.

Отдельный интерес в связи с этим вызывает вопрос об индексации социальных выплат гражданам, например, пенсионерам. Индексация пенсий проводится в соответствии с официальными показателями инфляции, но часто не совпадает с реальным положением дел, на это обстоятельство обращают внимание многие эксперты, например, В. В. Мосейко [12].

Разница между реальными и официальными цифрами образуется в том числе и потому, что многие товары и услуги не включаются в расчет индекса потребительских цен, о чём уже говорилось выше. Например, помидоры, подорожавшие за последнее время в два раза, исключены из расчёта, что, несомненно, формирует более низкий показатель инфляции.

Также важным моментом является то, в каких регионах России проводятся замеры. Например, за этот же 2014 год цены на сырое молоко в Республике Марий Эл увеличились почти на 33 %, в Ульяновской области — почти на 31 %, в Чувашии — на 30 %. Пастеризованное молоко серьезнее всего подорожало в Республике Алтай почти на 17 %. А в целом по стране — всего на 15,1 % [6]. Получается, что в каких-то областях страны молоко должно было даже уменьшиться в цене, чтобы компенсировать рост в представленных регионах.

Значительную роль играет и то, какие наименования товаров берутся в расчёт и в каких торговых точках это осуществляется, что указывается в «Методологических положениях по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен» [5]:

«Фирменные магазины, супермаркеты, магазины-салоны, в которых цены на реализуемые товары и услуги несколько выше среднего уровня, включаются в выборочную совокупность в количестве, пропорциональном объемам продаж организаций торговли и услуг данного уровня в общем объеме продаж. Подобные объекты включаются в наблюдение при условии, что они имеют высокий товарооборот и в них реализуются товары, по потребительским свойствам и уровню цен рассчитанные на массового потребителя» [2].

Также в соответствии с указанным положениями не рекомендуется при обследовании «регистрировать цены в магазинах-салонах (бутиках), торгующих эксклюзивными моделями одежды или ультрамодной обувью» [2], поскольку высокие цены и частое обновление ассортимента «значительно затрудняет процесс отслеживания цен по сопоставимому кругу реализуемых товаров» [2]. Представляется, что это вполне оправданно, так как, если вы формируете свою потребительскую корзину в дорогих магазинах, то ваша личная инфляция, конечно, будет выше.

Итак, инфляция, являясь неизменным спутником экономического развития в современных странах, требует взвешенного учета и оценки. Анализ используемой методологии для расчета инфляции выявил ряд особенностей:

-          расчет инфляции ориентирован на неизменный и ограниченный набор товаров;

-          прогнозные данные редко совпадают с реальными показателями темпов инфляции;

-          официальные показатели инфляции не совпадают с реальными показателями инфляции отдельных социальных групп и граждан.

 

Литература:

 

1.         О потребительской корзине в целом по Российской Федерации [электронный ресурс]- URL: http://docs.cntd.ru/document/901973923 — Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ \\ Техэксперт — проф. справочные системы (дата обращения — 17.04.2015)

2.         Методологические положения по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен // Утверждены постановлением Росстата от «30» декабря 2005г. № 110, Москва 2005г., с.10, 11

3.         Методологические рекомендации по расчёту базового индекса потребительских цен (базовой инфляции) // Утверждены постановлением Госкомстата России от 17 января 2003 г. N 6, [электронный ресурс] — URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B99_10/IssWWW.exe/Stg/d040/6–1-2.htm (дата обращения — 17.04.2015).

4.         Об индексе потребительских цен в декабре 2014 года., // экономические исследования, [электронный ресурс] — URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/1.htm (дата обращения 16.04.2015)

5.         Индексы потребительских цен и средние цены на товары и услуги [электронный ресурс] — URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/ipc_met.htm (дата обращения — 16.04.2015)

6.         Средние потребительские цены на отдельные виды товаров и услуг. [электронный ресурс] — URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi?pl=1921001 (дата обращения — 15.04.2014)

7.         Грязнова А., Думная Н. Макроэкономика. Теория и российская практика. // Учебник // Под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной.- М.: КНОРУС.— 2004.- 608 с.

8.         Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. // пер. с англ. — М.: Изд-во МГУ, ИНФРА-М, 1997. — 784 с.

9.         Жартун В. Инфляция в России в 2015 году. // публичная статья [электронный ресурс]- URL: http://www.rosbalt.ru/blogs/2015/02/02/1363831.html (дата обращения — 14.04.2015)

10.     Кизилов В., Сапов Г. Инфляция и её последствия. // под ред. Е.Михайловской. — М.: РОО «Центр «Панорама», 2006. — 146 с.

11.     Минэкономразвития повысило прогноз по инфляции в 2015 году до 12 % с 7,5 %. // [электронный ресурс]: новости экономики от Интерфакс — международной информационной группы. — 31 января 2015. — URL: http://www.interfax.ru/business/421287 (дата обращения 15.04.2015).

12.     Мосейко В. В. Пенсионный социальный контракт как инструмент преодоления социально-экономических противоречий: Дис. канд. экон. наук. — Томск, 2011. — 170 с.

13.     Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Словарь современных экономических терминов. // 4-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 494 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle