Библиографическое описание:

Малышева О. К., Жесткова Е. А. Элементы театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 471-474.

В статье представлены методические приемы организации театральной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе.

Ключевые слова: младший школьник, начальная школа, стандарт, театрализация, литературное чтение.

 

В соответствии с реализацией образовательной программы федерального государственного образовательного стандарта современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой и творческой личности. Деятельность выступает как внешнее развитие у школьников познавательных процессов, исследовательских навыков и творческого потенциала. Все это развивается у ребенка эффективнее, если применять нетрадиционные формы организации учебного процесса. К таковым можно отнести урок литературного чтения с применением элементов театрализации.

Актуальность вопросов литературного образования в начальных классах заключается в том, что оно направлена на формирование навыков осознанного и выразительного чтения, совершенствование всех видов речевой деятельности, развитие художественно-творческих и познавательных способностей. Именно поэтому на уроках чтения, по — нашему мнению, следует задействовать весь потенциал искусств, синтез которых наблюдаем в театре [3].

Театрализация — использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства). Основа театрализации — образность (реальная и художественная), которая позволяет отобрать средства художественной выразительности, выстроить сценарную логику. Рыжкова Т. В. полагает, что театрализация — одна из форм организации взаимодействия педагога с детьми, их отношения становятся более близкими и доверительными [6, c.24].

Рассмотрим приемы использования элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе [2]:

-          персонификация — реально живший персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя. Так же учитель может сам вести урок в образе героя или привлечь старших детей к участию.

-          ролевое прочтение текста — рассматривается как подготовительный этап к инсценированию произведения.

-          ролевая игра «Кто я?» — ученик в костюме персонажа рассказывает о «себе».

-          историческая сценка — небольшое представление — способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.

-          сценически — игровые упражнения. Учащиеся вместе с учителем пишут диалоги героев, уточняют поведение героев, место и время действия. Здесь могут использоваться такие виды упражнений как: сценические этюды, пантомима, составление словесного портрета героя. Дети работают над развитием речи, пластики, игровых способностей.

-          драматизация — самостоятельное инсценирование литературного произведения посредством ролевого исполнения по заранее самостоятельно составленному сценарию с применением театральных атрибутов. Учитель с детьми работает над сценической выразительностью: определение движений, действий, мимики, жестов персонажа, его интонации. Драматизировать можно сказки, короткие рассказы, поэмы, басни. Возможно создание «Сказок на новый лад», изменяя сюжет уже знакомых детям произведений, что влечёт лучшее их запоминание, развивает творческое воображение.

Рассмотрим такие элементы театрализации, как актерская и режиссерская деятельность, а также инсценирование. Учащиеся выступают как актеры или как режиссеры. Работа в качестве актеров помогает школьникам понять, что чувствует персонаж в той или иной ситуации, мотивы и цели его поступков, разгадать в произведении то, о чем автор порой не говорит. Режиссерская работа заставляет проанализировать все детали и взаимодействия в эпизоде, определить его место в целом произведении, объяснить поведение действующих лиц [6, с.125].

Немало важную роль в театрализации на уроках литературного чтения играет оформительская работа. В нее включаются такие задания: создание эскизов костюмов, декораций, портретов героев; музыкальное оформление произведений. Вся работа детей не должна остаться без внимания. В классе необходимо проводить защиту творческих работ учащихся, только тогда эти задания будут эффективны. Придумывая афиши, обложки, ученик анализирует произведение результативнее и глубже [4].

Обратим внимание на такой элемент театрализации, как инсценирование текста. Инсценирование — перевод текста в сценический вариант для постановки на сцене. (толковый словарь Ожегова). Работая над инсценированием произведения или его эпизодом, важно, чтобы ученик умел:

-          определить главную мысль произведения и отношение автора к лицам и событиям.

-          определить главных и второстепенных героев, понять их взаимоотношения, характер каждого.

Изучение литературы предусматривает широкие межпредметные связи, поэтому привлечение театрализованных сцен на уроках литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учеников, их эстетическому развитию. Основная задача этих уроков — развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь [5].

Выделим этапы деятельности учителя и учеников в процессе инсценирования [6]:

-          самостоятельное прочтение текста и осознание первого впечатления о прочитанном;

-          обмен мнениями;

-          аналитическая работа с текстом, обсуждение и распределение ролей;

-          репетиции (актерская, режиссерская деятельность, оформительская работа);

-          итоговое выступление в аудитории сверстников;

-          анализ выступления, обсуждение достижений каждого участника, формулирование выводов о произведении, героях, проблемах.

Младшие школьники обладают таким потенциалом, который активно проявляется в формах эмоциональной отзывчивости на яркие впечатления. Дети легко способны перевоплощаться, самостоятельно создавать образы и передавать характер героев художественных произведений [2].

Представим фрагмент урока по обучению грамоте в 1 классе с элементами театрализации.

Тема урока: Знакомство с театром

Цель: познакомить детей с видами театра, воспитывать интерес к искусству и развивать их творческие способности.

Этап мотивации учебной деятельности

(на доске плакаты с изображением афиши театральных масок и билета)

Учитель: Что объединяет плакаты, находящиеся на доске?

Учащиеся: Театр

Учитель: А почему вы так решили?

Учащиеся: Это афиша театральные маски и билет

Учитель: Что вы знаете о театре?

Учащиеся: В театре играют спектакли

Учитель: Кто был из вас в театре?

Ваше впечатление?

Этап актуализации знаний

1. Чтение учителем стихотворения «Театр»

Театр — это мысли свободный полет,

Театр — здесь фантазия щедро цветет.

В театре сердец расплавляется лед.

Театр — здесь искусства в едино сплелись.

Театр — здесь мечта и реальность слились.

Театр — здесь все помыслы тянутся ввысь.

(Вл. Миодушевский)

2. Рассказ учителя о театре

Театр — это место для зрелищ или само зрелище, одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора передаются зрителю посредством действий актёров. Существует много разновидностей театра. По видам действий актёра во время представления различаются следующие виды театра: театр теней, кукольный театр, драматический, театр кукол-марионеток, балет, опера, оперетта, пальчиковый театр, театр поэзии, театр зверей, театр эстрады, пантомима, театр песни, театр танца. Самый популярный театр — это драматический, в котором все роли исполняют актёры. По мере знакомства на уроке с видами театра вы будете подчёркивать это название на карточке.

А теперь предлагаю вам посмотреть спектакль «Теремок», в котором роли исполняют ваши одноклассники.

3. Спектакль «Теремок»

Учитель: Символом театра являются маски: веселая и грустная

Маска 1 (на руке кукла Петрушка): Здравствуйте, дорогие зрители! Я — театральная маска и хочу познакомить вас с весёлой куклой, которая одета вместо перчатки. Верно, это Петрушка. В России Петрушка известен более 300 лет. Он всегда веселит публику, шутит, умеет и петь, и танцевать. Петрушка — это перчаточная кукла. Театр, в котором он выступает, называется кукольный театр.

Маска 2 (держит куклу-марионетку): Приглашаю вас познакомиться с этой необычной куклой. Она управляется с помощью нитей и называется кукла-марионетка. Имя ей дали в честь святой девы Марии, марионетки- маленькие Марии. Спектакль, где участвуют марионетки, называется театр кукол-марионеток.

Маска 3 (на экране делает тень человека от картинки): Мы привыкли к ней, так как она сопровождает нас повсюду. Она рядом с нами, но мы не можем убежать от неё, иногда мы её просто не замечаем. Это тень. С её помощью создают удивительные театральные зрелища. Эти спектакли можно увидеть в театре теней. Теневой театр — это древнейшее искусство. Оно зародилось несколько тысяч лет назад на Востоке: в Индии, Японии, Турции. Представления театра теней проходили ночью. На поляне на бамбуковых шестах ставили огромный экран. За экраном разжигали костёр из скорлупы кокосовых орехов. По другую сторону располагались зрители. Перед экраном садился рассказчик, а за экраном появлялись тени людей и животных.

Маска 4 (на пальцах одеты маленькие куклы): Приглашаю вас в увлекательную игру. Это пальчиковый театр. Актёром такого театра может стать каждый, для этого нужно изготовить куклу, которая одевается на палец. Фигурки делаются из пряжи, ткани бумаги.

4. Беседа с учащимися

Учитель: Ребята, сейчас каждый из вас должен попробовать себя в роли актера. К уроку вы с родителями приготовили пальчиковую игрушку — любого зверя или птицу. Сейчас вы будете перевоплощаться в своего героя. Актёр должен хорошо представлять характер героя, потому что я предлагаю вам соотнести название и характер героя (на экране в левом столбике — названия животных: медведь, мышка, лиса, сова, заяц, а в правом столбике характеристика героя: хитрая, добрый, умная, неуклюжий, трусливый).

5. Работа в парах

Учащиеся с участием пальчиковых героев разыгрывают мини-сценки. Они знакомятся друг с другом, с семьей, рассказывают, где живут, с кем дружат, чем интересуются, поют песни или декламируют стихи.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрализация является одним из самых популярных методов работы на уроках литературного чтения, так как данный вид работы делает урок разнообразным и интересным. Эти уроки призваны научить человека думать, отстаивать свои убеждения, творить. Занимаясь театрализацией, расширяется сфера коллективной и самостоятельной творческо-мыслительной деятельности, развиваются сенсорные способности детей. Наряду с целями и задачами стандартных уроков она развивает у учащихся интерес к самообучению, творчеству, формирует умение в систематизировать материал, оригинально самовыражаться и мыслить. Данные уроки позволяют учителю более творчески подойти к планированию всех этапов урока, пробудить природную любознательность детей и стимулировать познавательную активность.

 

Литература:

 

1.                  Гусев, Д.А. «От народных ремесел — к духовным идеалам культурного наследия» / Д. А. Гусев, М. И. Зайкин // Высшее образование сегодня. — 2014. — № 1. — С. 80–83.

2.                     Жесткова, Е. А. Литературный кружок как форма организации внеурочной деятельности с одаренными детьми/ Е. А. Жесткова, Е. Н. Рыбакова //Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–2. С.120.

3.                     Жесткова, Е. А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников/ Е. А. Жесткова, Е. В. Цуцкова // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6; URL: http://www.science-education.ru/120–16764 (дата обращения: 31.12.2014).

4.                     Жесткова, Е. А. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки / Е. А. Жесткова, А. С. Клычева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — № 1–1 — С. 126–130.

5.                     Казакова, В. В. Современные подходы к анализу поэтического текста на уроках литературного чтения в начальной школе // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». — 2014. — № 4 (15). — С.61–72.

6.                     Рыжкова, Т. В. Литературное развитие младших школьников: Учеб. пособие. — СПб., 2008. — 408 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle