Библиографическое описание:

Рожкова Л. К. Факторы социализации: роль образования // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 316-318.

Будущее наступает стремительно, человечество переходит в постиндустриальную эпоху, в которой ключевая роль принадлежит образованию. Вектор развития общества в настоящее время определяется информацией и знаниями, поэтому его называют «информационным» или «обществом знаний». Теперь все больше осознается истина, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества является сам человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообразность, культура, образованность, профессиональная компетентность. Ситуация информационного общества меняет содержание и смысл фундаментальных категорий, отражающих положение человека в мире, таких как самоопределение, самореализация, самоактуализация и социализация.

Важнейшим показателем социализации является отношение человека к труду. Современная молодежь, в большинстве своем, относится к работе как к источнику доходов, т. е. работа является лишь средством для удовлетворения не столько вторичных, сколько первичных потребностей. Молодые люди забывают, что все, что создано умом и руками человека,- продукт труда, усилий и творческой деятельности. Человек трудится для того, чтобы создать что-то новое, уникальное, полезное для общества. Поэтому работа должна приносить- удовольствие, а уже потом — доход. В эпоху потребления подрастающее поколение привыкает поглощать все готовое: покупать готовую еду, добывать знания, не перечитывая множество книг, а кликнув на мышку, «сидя в интернете», не развиваясь всесторонне, а получив «корочку» в ВУЗе.

По данным социальных опросов, в последние годы самые рейтинговые направления для абитуриентов такие, как: «экономика и управление» и «гуманитарные науки». Это говорит о том, что выпускники школ думают, что эти профессии самые выигрышные в жизни, самые популярные среди других. Они не ориентируются на свои индивидуальные возможности, способности, собственные интересы, а — на общественное мнение, которое им навязано. Труд воспринимается не как средство для реализации своих собственных способностей, задатков, а как способ достижения благосостояния. И только, проработав некоторое время, человек понимает, что цель любой деятельности — это не успех любой ценой, а труд ради удовлетворения от реализации себя как личности. Ходить каждое утро на «любимую» работу и получать удовольствие от того, что ты делаешь, в благоприятной для тебя обстановке и с максимальной пользой для общества — это и есть смысл самоактуализации.

Но для того, чтобы иметь такую работу, должен быть определенный багаж знаний и навыков, который можно получить с помощью образования и самостоятельного изучения необходимого материала, а так же умение применить на практике эти знания.

Образование — это необходимое условие для самореализации личности. Сложная, изменчивая и порой непредсказуемая реальность предъявляет новые требования к человеческой личности. Расширение границ свободы и надежности, неустойчивость и уязвимость личностного бытия требуют перестройки традиционно сложившегося (в условиях стабильности общества) образования. Усвоение накопленных обществом знаний, образов и ценностей национальной культуры, норм и традиций уже не удовлетворяют требованиям современности, возникает проблема формирования новых компетенций как способностей применять знания, умения и личные качества для успешной деятельности в определенной области.

Безусловно, образование является одним из ведущих инструментом самореализации. Оно влияет на выбор жизненно важных ценностей, установок., помогает выбрать, какая сфера деятельности наиболее благоприятна для реализации индивидуальных возможностей, потребностей, интересов и т. д.

Нормальное функционирование общества невозможно без полноценного образования. Оно стало одним из первостепенным факторов экономического развития, национальной безопасности, важным инструментов политики государства. Улучшение образования для любой страны — это, по сути, проектирование собственного индивидуального будущего. Качественное образование помогает одаренной молодежи из не очень богатых семей сделать достойную карьеру, служит своеобразным социальным лифтом, увеличивая их жизненные шансы.

Образование относится к социальной сфере деятельности государства, совершается в интересах личности, общества, государства и основывается на естественном праве человека осуществлять все виды своей жизнедеятельности в обществе. Одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед образованием, заключается в определении приоритетов дальнейших преобразований данного социального института для создания условий, обеспечивающих всестороннее развитие человека. Это требует актуализации тенденций гуманизации образования и переход к новому пониманию социальной направленности обучения. Образование всегда призвано удовлетворять запросы общества на определённую личность, поэтому всегда особое внимание уделялось социализации индивида. Социализация направлена на постепенное включение молодёжи в социальную жизнь общества посредством воспитания и образования. Она обеспечивает формирование опыта общественной жизни и общественных отношений, учит взаимодействию с другими людьми, позволяет освоить навыки практической индивидуальной и групповой работы. В качестве приоритетной цели образования сегодня выделяется не просто подготовка необходимых различным отраслям и секторам экономики специалистов, а социализация личности, воспитание гражданина.

Необходимо сформировать у подрастающего поколения новое по содержанию, но с опорой на отечественные традиции, гуманистическое мышление и мировоззрение. Наиболее важными качествами, которые должны сформироваться у молодых людей в процессе профессиональной подготовки — это обретение компетентности и уверенности. Эти качества подразумевают помимо узконаправленной технологической подготовки целый ряд других компонентов, имеющих, в основном, внепрофессиональный характер, но необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. Это, в первую очередь, такие качества личности, как: самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться и обновлять свои знания. Это также гибкость мышления, наличие мышления абстрактного, системного и экспериментального. Это — умение вести диалог, коммуникабельность, ориентация на сотрудничество. Над собственно профессиональной — технологической подготовкой вырастает огромная внепрофессиональная надстройка требований к специалисту. Это возможно только при обновлённом содержании общего и профессионального образования, которое передаёт как основные, базовые понятия и положения науки, культуры, экономики и технологии, но, одновременно, обеспечивает усвоение молодёжью и нового знания, позволяющего действовать и развиваться в новых, динамичных условиях современного общества. Переориентация образования на гуманистические ценности возможно, в том числе, при условии наличия соответствующих профессиональных, компетентных кадров образовательного процесса, открытых всему новому и способных к преодолению противоречий, которые возникают между человеком и технократическим обществом.

Таким образом, связь между современным образование и перспективой построения гражданского общества очевидна. Образование полученное в вузе не является самым главным, оно не дает стабильное положение в обществе, уверенность в завтрашнем дне. Оно лишь является одним из механизмов самораскрытия, толчком для дальнейшего развития. Дальнейший рост личности зависит только от самого индивида: насколько он будет знать свои возможности, разбираться в своих потребностях, интересах — а это все приходит только через постоянное самосовершенствование.

Мы, сегодняшние студенты, которые завтра станут учеными, инженерами и т. д. должны будем уступить свое место более конкурентоспособному специалисту. Поэтому так важно не останавливаться и развиваться.

 

Литература:

 

1.        Бухарцева Н. Г. Образование как средство самореализации личности в условиях глобализации. [Текст]/ Н. Г. Бухарцев — журнал " Педагогическое образование в России». 2011.№ 4

2.        Войно Л. И., Войно И. А. Гуманистическая составляющая образования и ее роль в социализации современной молодежи [Текст]/ Л. И. Войно, И. А. Войно — журнал «Высшее образование в России» 2008. № 12.

3.        Шафранов –Куцев Г. Ф. Социология: курс лекций: учебное пособие [Текст]/Г. Ф. Шафранов-Куцев.-3-е изд., перераб. и доп.-М.:Логос, 2012, с.220–237. (цитаты 220–237с.)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle