Библиографическое описание:

Маметьева Е. С. Роль ценностно-смыслового компонента в концепции обновления содержания школьного образования // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 477-479.

В широком контексте под образованием понимается процесс социализации личности, который предполагает освоение личностью накопленного общественного опыта, в том числе и системы ценностей. То есть при осмыслении образования как процесса социализации, необходимо отметить безусловную связь этого процесса с освоением общих ценностей, объединяющих общество. При этом осознание сущности ценностного отношения к миру, неразрывно связано со знанием базовых ценностей, с развитием способности к определению критериев оценки явлений действительности, с умением ориентироваться в мире ценностей, на основе которых строиться любой выбор человека, любая его деятельность. Поэтому целью современного школьного образования, при определении его общих компонентов, наряду с мотивационным, когнитивным и операционным, выделяется и ценностно-ориентационный компонент.

Такое понимание сущности образования связано с интенсивным развитием гуманитарно-аксиологического подхода в современной педагогике, который позволяет с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, а с другой — решать задачи гуманизации общества. Это обусловлено тем, что научное педагогическое познание осуществляется с целью удовлетворения социальных потребностей, а действенный аспект жизни человека определяется направленностью активности личности на осмысление, признание, созидание материальных и духовных ценностей. В таком случае аксиологический, или ценностный, подход выступает своеобразным «мостом» между теорией и практикой []. В этой связи следует отметить, что гуманитарно-аксиологическое направление в отечественной педагогике активно разрабатывается в трудах И. Ю. Алексашиной, А. Г. Асмолова, Т. Г. Браже, В. Г. Воронцовой, С. Г. Вершловского, И. А. Колесниковой, Ю. Н. Кулюткина, В. И. Слободчикова и ряда других педагогов. В работах данных авторов концептуально обоснованы основные идеи этого подхода, определяющие личностно-ориентированный характер обучения. При этом предполагается ценностно-смысловое согласование субъектов образовательного процесса.

Основными характеристиками гуманитарно-аксиологического подхода в образовании являются:

-        ценности и цели образования — самореализация свободной личности, способность к познавательному саморазвитию, в процессе которого действенность выступает как важнейшая качественная характеристика духовно-нравственного развития личности;

-        образовательная среда в широком смысле слова рассматривается как взаимодействие разных и сложных гуманитарных систем, которые определяют ценностносообразность систем моделей мира личности, детерминирующих модель ее поведения, выбор конкретных целей, способов и средств деятельности;

-        взаимодействие двух субъектов — учителя и ученика происходит в общении, в диалоге, основанном на свободном выборе и раскрывающем «человека в человеке» для других и для себя.

Проведенный анализ педагогической литературы показал, что развитие содержания школьного образования связано с поиском путей осмысления ценностей современного мира, что в свою очередь предполагает обращение к основным положениям аксиологии. Базовой категорией аксиологии является категория «ценность». Аксиология изучает ценность в общей структуре бытия, и отвечает на вопрос — каково ее отношение к реальности. Собственно аксиология возникла лишь тогда, когда понятие бытия расщепилось на два элемента: реальность и ценность как объект человеческих желаний и устремлений. В аксиологии классификация ценностей, как и их определения, неоднозначны. Основным классическим признается деление на ценности-цели и ценности-средства.

Если обратится к истории вопроса, то можно отметить, что в традиции идеалистического рационализма от Платона до Гегеля категории бытие и ценность не разделялись. Однако уже родоначальник классической немецкой философии И. Кант разработал теорию ценностей, противопоставив сферу нравственности (свободы) и сферы природы (необходимости). Тем самым И. Кант показал различие представлений о должном (о ценностях и нормах) и о сущем (мир вещей). Мир должного как бы достраивает мир сущего, а, значит, и достоверного, до целостности и системы, поэтому, по Канту, действие невозможно без включения его в структуру должного.

В отечественной науке категория ценности стала предметом философского осмысления, начиная с 60-х годов ХХ столетия, когда возрос интерес к проблемам человека, морали, гуманизма, к субъективному фактору в целом. И рассматривалась она главным образом применимо к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. В обществе любые события так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления. Критериями положительной оценки считаются явления, приводящие к социальному прогрессу. При этом понятие «ценность» — диалектическое, оно детерминировано конкретными историческими и социокультурными условиями.

Человек, постоянно находясь в ситуации выбора, критерием такого выбора полагает ценность. Если мотивы конкретной деятельности задаются ситуацией, то ценности задаются социальными и культурными условиями бытия и более глубинными факторами существования человека. В данном контексте мир ценностей есть внеличностный и надличностный, а в определенных случаях и внеисторический. При этом общие для людей ценности гуманистичны и конструктивны по своей природе, они связаны с совершенствованием человека и общества, с выживанием и дальнейшей эволюцией человека как вида. Универсальные ценности действительно существуют, однако они лежат не вне человека, а в нем самом, в аутентичном опыте его собственной жизни. Именно поэтому их нельзя дать человеку, а можно лишь создать определенные условия для их полноценного развития.

Рассуждая о проблеме ценностей, нельзя не обратиться к наследию психологической науки. Так, по мнению психологов, формирование собственной системы ценностей происходит у человека в процессе его социализации. Понятие «социализация» разработано в большей степени в психологии и определяется большинством психологов как процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения. Процесс присвоения, в свою очередь, основан на процессах осознания, освоения, понимания и усвоения, и тесно связан с понятием интериоризации. Понятие «интериоризация» определяется психологической наукой как формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению внешнего опыта, переданного другими в форме сообщения или формы поведения.

Анализ различных подходов к определению структур личности позволяет сделать вывод о том, что процессы осознания, освоения, понимания чего-либо связаны с индивидуальными особенностями психологических процессов и в первую очередь познавательных, которые в свою очередь базируются на всех остальных структурах личности. При условии интериоризации личностью ценностей общества, изменения в первую очередь коснуться такой ее структуры, как направленность, особенно ценностно-смысловых образований личности, которые обуславливают другие компоненты данной структуры (притязания, потребности, мотивы). Современные исследования психологов отмечают, что между диспозиционно-ценностными структурами личности и собственно когнитивными операциями существует органическое взаимопроникновение. Отсюда начинается поиск путей формирования ценностных ориентаций учащихся средствами учебного предмета.

В заключении, обобщая результаты проведенного анализа, следует еще раз подчеркнуть, что для реализации ценностно-ориентационного компонента целей современного школьного образования необходимо обеспечить процесс интериоризации учащимися ценностей данного общества, обеспечивая при этом формирование позитивных личностных смыслов. Решение этой задачи лежит в области обновления содержания современного школьного образования.

 

Литература:

 

1.                  Бахтин, Ю. К. Изучение образа жизни студентов педагогического ВУЗа методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л.А Сорокина, Д. В. Сухоруков // В сборнике: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославль. научный ред.: А. Г. Гущин. Ярославль, 2010. С. 142–146.

2.                  Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267–270.

3.                  Бойков, А. Е. Методика профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 КЛАСС) / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 4 (110). С. 10–16.         1

4.                  Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А. Е. Бойков // Профилактическая медицина. 2011. № 3. С. 17.

5.                  Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И.М, Воейков, П.Д, Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.

6.                  Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). С. 104–110.

7.                  Глазников, Л. А. Применение кортексина для повышения статокинетической устойчивости человека // Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Г. А. Рыжак, В. Х. Хавинсон // Медицинский академический журнал. 2002. Т. 2. № 3. С. 91–98.

8.                  Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.

9.                  Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.

10.              Сорокина, Л. А. Влияние сочетанного применения электротранквилизации центральной нервной системы и фармакологического комплекса «БАОК» на психофизиологические показатели человека после выполнения пробы НКУК / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов, Г. В. Бузник, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2015. Т. 13. № S1. С. 156–159.

11.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63.

12.              Сорокина, Л. А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28–30.

13.              Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle