Библиографическое описание:

Копылова Н. Г. Мониторинг здоровья школьников // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 456-458.

Теория управления говорит о том, чтобы влиять на какой-либо процесс, необходимо чтобы от 10 до 30 % поля событий происходили под целенаправленным воздействием. Если от 30 до 65 % поля событий находится под целенаправленным воздействием, то можно говорить о контроле процесса, и если зона целенаправленного воздействия превышает 65 %, то только тогда можно говорить об управлении этим феноменом.

Таким образом для того чтобы контролировать процессы, влияющие на здоровье школьника, необходимо охватить здоровьесохраняющей средой более 30 % всего времени школьника и событий, происходящих в его жизни. Это может быть возможным только при тесном взаимодействии с родителями и другими членами семьи школьника, поддержании в домашних условиях требований сохранения и укрепления здоровья. Об этом писал еще В. А. Сухомлинский в своей работе «О воспитании»: — «Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей. Подавляющее большинство бесед с родителями, особенно в первые два года обучения детей в школе, — это беседы о здоровье малышей».

В этой связи стоит отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации, забота о здоровье школьников является обязанностью государства, которая реализуется:

-        в законах и иных нормативных документах,

-        в федеральных и региональных целевых программах,

-        в методической, организационной и финансовой поддержке деятельности граждан и их объединений (включая родителей и педагогов)

При этом на уровне социума реализуется алгоритм проектного планирования и формирования управленческих решений. С точки зрения теории управления, формулировка целей проекта, для того, чтобы он был успешным, должны соответствовать критерию SMART, а именно быть:

-        S — specific — специфическими, определенными;

-        M — measurement — измеряемыми, конкретными;

-        A –agreement — согласованными, понятными для всех участников;

-        R — realistic — реалистичными, достижимыми;

-        T — teaming — определенными во времени.

Любой управленческий процесс имеет предварительный, основной и завершающий этапы. При формировании системного решения, направленного на повышение (или сохранение) здоровья школьников, на предварительном этапе проводится формулирование целей проекта в критериях SMART. Вырабатываются параметры и критерии оценки достижения целей и завершения проекта, отрабатываются механизмы и векторы воздействий на поле событий, расписываются необходимые ресурсы и источники их поступлений, строятся модели оптимального взаимодействия участников процесса. В ходе основного этапа осуществляется мониторинг, в ходе которого по параметрам и критериям достижения цели в привязке к временным последовательностям оценивается эффективность воздействий на поле событий, при необходимости осуществляется коррекция воздействий на поле событий. На завершающем этапе проекта проводится оценка степени достижения целей проекта, его эффективности и экономичности, эффективности выработанных векторов и механизмов воздействия на поле событий.

Принципиально важным элементом любого проекта сохранения и укрепления здоровья школьников является мониторинг, предназначенный для количественной оценки состояния здоровья как отдельных школьников, так и их объединений: классов, школ, муниципальных образований, территорий и регионов. В различных проектах здоровьезберегающих технологий о мониторинге как элементе технологии говорят всегда. Другое дело, что содержание этого мониторинга может существенно отличаться.

Системы мониторинга здоровья школьников, как правило, представляют собой аппаратно-программные комплексы и электронные базы данных, отражающие персональные данные школьника и две группы данных:

А)    медленно меняющихся показателей (антропометрия, физическое развитие, хронические заболевания, группа здоровья и т. д.), выявляемые при плановых ежегодных осмотрах в начале учебного года.

Б)     динамический ряд показателей оперативного мониторинга функционального состояния школьников — совокупности характеристик тех функций и качеств, которые обусловливают успешность их основной деятельности — обучения.

Показатели динамического ряда должны фиксироваться в плановом порядке как минимум 2 раза в год для школьников, не имеющих проблем со здоровьем и переносимостью школьных нагрузок, или чаще — для школьников, имеющих такие проблемы. В идеальном варианте, учитель, отметивший какие-либо отклонения от обычного поведения и состояния школьника, должен иметь возможность в любой момент направить такого школьника на дополнительное динамическое обследование. При этом для полноценного анализа функционального состояния школьников как системной реакции организма на предъявленную деятельность (обучение) регистрируемый динамический ряд показателей должен включать в себя оценки медико-биологические (как организма), нейро-психофизиологические (как обучаемого) и социально-психологические (как члена микросоциума).

В качестве основных медико-биологических параметров могут быть:

-        наличие острого заболевания, делающего обучение невозможным,

-        наличие хронических соматических заболеваний, затрудняющих обучение,

-        наличие нервно-психических особенностей, затрудняющих обучение,

-        наличие иммунодефицитных состояний разной степени выраженности,

-        уровень функциональных резервов основных физиологических систем.

В качестве основных нейро-психофизиологических параметров могут быть:

-        уровень функционирования нервной системы,

-        скорость переработки информации,

-        оперативная память,

-        вегетативная лабильность,

-        эмоциональность,

-        толерантность к стрессу,

-        физическая сила и выносливость.

В качестве основных социально-психологических параметров могут быть:

-        уровень вовлеченности в учебный процесс,

-        уровень мотивации к обучению,

-        лидерские качества, черты ответственности.

На следующем этапе (после снятия показателей) происходит обработка полученных данных, соотнесение их с региональными, возрастными, гендерными и иными критериями (наработка которых является самостоятельным очень важным этапом работы), и выдача обобщенного индикатора состояния здоровья школьника. В различных проектах здоровьесберегающих технологий в качестве таких индикаторов обычно используются смайлики, градусники, линейки, силуэты игрушек, но наиболее простой и легко интерпретируемой является светофорная схема (зеленая зона — все в порядке, желтая — внимание, есть отдельные проблемы, красная — необходимо углубленное обследование у врача и психолога с немедленным снижением интенсивности школьных нагрузок).

Однако говоря о программах сохранения и укрепления здоровья школьников, необходимо помнить, что с управленческой точки зрения мониторинг не должен ограничиваться только задачами диагностики состояния их здоровья. Его задача в рамках управленческого процесса заключается в первую очередь в мониторинге хода программы, достижения программных индикаторов, критериев и целей, разработке рекомендаций по смене вектора управляющего воздействия, перехода на новый этап программы или продолжения текущего этапа, оценке эффективности как проекта в целом, так и отдельных его этапов и используемых технологий. Только в таком варианте может быть успешно реализован любой проект, в том числе — по сохранению и укреплению здоровья школьников.

 

Литература:

 

1.                  Бахтин, Ю. К. Изучение образа жизни студентов педагогического ВУЗа методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л.А Сорокина, Д. В. Сухоруков // В сборнике: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославль. научный ред.: А. Г. Гущин. Ярославль, 2010. С. 142–146.

2.                  Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267–270.

3.                  Бойков, А. Е. Методика профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 КЛАСС) / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 4 (110). С. 10–16.

4.                  Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А. Е. Бойков // Профилактическая медицина. 2011. № 3. С. 17.

5.                  Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И.М, Воейков, П.Д, Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.

6.                  Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). С. 104–110.

7.                  Глазников, Л. А. Применение кортексина для повышения статокинетической устойчивости человека // Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Г. А. Рыжак, В. Х. Хавинсон // Медицинский академический журнал. 2002. Т. 2. № 3. С. 91–98.

8.                  Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.

9.                  Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.

10.              Сорокина, Л. А. Влияние сочетанного применения электротранквилизации центральной нервной системы и фармакологического комплекса «БАОК» на психофизиологические показатели человека после выполнения пробы НКУК / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов, Г. В. Бузник, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2015. Т. 13. № S1. С. 156–159.

11.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63.

12.              Сорокина, Л. А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28–30.

13.              Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle