Библиографическое описание:

Аминов И. Р., Билалова Л. А. Работа  по  повышению  уровня  правовых  знаний  у  государственных служащих и других граждан // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 345-347.

На сегодняшний день в российском обществе происходят изменения в политической, экономической, общественной и духовной сфере. Под их действием меняется система образования государственных и муниципальных служащих. Изменения в данной системе обучения приводят к изменениям их знаний, умений и навыков государственных и муниципальных служащих.

Для того чтобы эффективно управлять изменениями в различных областях общественной жизни, служащие должны обладать специальным  уровнем  профессиональной  подготовки  так  как  профессиональная  подготовка  один из самых эффективных методов  решения  данной  проблемы. Она позволяет освоить новые знаний, умения, навыки и проблемы  обеспечения  высокого свойства обучения.

Профессиональная подготовка государственных и муниципальных служащих, нацеленных на  постоянное  повышение  профессиональных  знаний  и должностной рост, происходит ориентация образования на данные  потребности, интересы  и  конечные  результаты. Актуальной  проблемой  является  подготовка государственных и муниципальных служащих, впервые  принятых  на  государственную  службу. Ее  актуальность  определяется  нередкой  сменяемостью государственных служащих  из-за  постоянной  реформы  федеральных  органов  исполнительной  власти, увеличением численности государственных и  муниципальных  служащих, многие  из  которых  не  имеют  необходимых  знаний и опыта работы  в  государственной  и  муниципальной  службе. Для решения таких проблем необходимо, изучить профессиональную  подготовку  государственных  и  муниципальных  служащих  в  России  и  за  рубежом.

Рассмотрим особенности профессиональной  подготовки  государственных  служащих. Формы обучения, можно разделить на две основные группы: на  рабочем  месте  и  вне  рабочего  места. Если  используется какая-либо форма «вне  рабочего  места », то  должны  быть обязательно выполнены два условия:

-          организованность «отрыва» и  заблаговременность  подготовки  замены  служащего;

-          компенсационная  база  замены, например, последовательное отвлечение служащего с  взаимозаменяемостью  или  материальная  компенсация  повышенной  нагрузки [3].

Известно  формы образования «на рабочем месте». Все  эти  формы  должны  рассматриваться в единстве и образовывать непрерывный цикл. К этим  формам  относятся:

-          введение дополнительных, планомерных заданий и указаний, направленных на овладение новыми  приемами  работы  под управлением и контролем наставника или куратора;

-          замена рабочих мест  (ротация ) − планомерное  изменение на определенное время профессионального и общественного окружения;

-          выдача особых  заданий, роль в работе проектных целевых групп;

-          передача ограниченной ответственности за исполнение определенных  задач  более  высокого  уровня  иерархии: особенно  подходит  представленная форма при предлагаемом служебном  продвижении  работника;

-          участие  в работе совещаний, комиссий более высокого иерархического уровня;

-          подготовка  аналитических  обзоров  информационных источников по определенной проблеме [4].

Формы образования «вне рабочего места » также  должны  носить комплексный и непрерывный характер при обязательном выполнении критерий.

Все  мероприятия  по  повышению  квалификации  сотрудников  вне  рабочего места подразделяются на:

-          повышение квалификации работников, работающих  в  государственном  аппарате управления первые два года. Данное обучение включает семинары, где  слушатели  знакомятся с основами теории и практики управления, приобретают юридические или  экономические  познания, а  также  изучают  основы  информационной  техники;

-          повышение квалификации по отраслям  функциям  деятельности  специалистов  и  руководящих  работников  государственного аппарата, т. е. их готовят  к  выполнению  более  сложных  задач  и  функций  более  ответственных постов [2].

Здесь преобладающее значение  получают  семинары  по  следующим темам:

-          управление персоналом, отношения руководства и сотрудничества

-          методы  планирования  и  принятия  решений, оценка  проектов  программ;

-          информационная  техника, делопроизводство, этика служебной  переписки, техника  личной работы;

-          макроэкономика, основные экономические теории и закономерности их воплощения;

-          отраслевые  особенности  микроэкономики;

-          связи  с  общественностью;

-          риторика, техника ведения переговоров;

-          законодательство, его  особые  случаи  применительно  к  отраслям;

-          этика  служебных  отношений;

-          иностранный язык с отраслевой специализацией.

В  мероприятиях  по  повышению  квалификации определенное внимание должно уделяться подготовке государственных служащих  к  аппаратной работе.

По ознакомлению с главными чертами регламента работы Федерального собрания  РФ  и  парламентов  остальных  государств  посвящены семинары.

На таких семинарах слушатели получают  представление  о:

-          формулировании  и  обсуждении повестки дня;

-          регламенте докладов;

-          распределении должностных функций  между  различными  федеральными  органами;

-          представлении  проектов законов, резолюций и различных информационных материалов.

Необходимо  отдельно  выделить  семинары  по  таким  проблемам, как:

-          формирование  парламентаризма  в странах развитой  демократии;

-          экономические  и правовые вопросы деятельности международных организаций (например, Европейского сообщества, Банка  реконструкции  и  развития  (Международного валютного фонда и т. п.);

-          международное право.

В  качестве  специализированных  тем  могут  быть  предложены  такие  как:

-          Конституция;

-          правительственная и административная  система;

Служащие  ответственных  должностей  (ведущей, главной  и  высшей групп), претендующие на занятие более  высоких  должностей, проходят  обучение  по  углубленной  программе.

Принимая во внимание тот факт, что  подготовка  − это  не  просто получение новых знаний, ознакомление с новыми возможностями, результатом  обучения  должна  быть  способность  руководителей  находить  более эффективные решения в каждодневной  практике. Специфика  подготовки  руководителей  определяется  структурой  и  содержанием их профессиональной деятельности.

Можно  выделить  следующие  цели, профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих [1]:

-          дать знания, необходимые для  успешного  решения  стоящих  перед руководителем задач;

-          обучить навыкам и умениям, необходимым для  эффективного  руководства;

-          дать  возможность  творчески  переосмыслить  свою  повседневную  работу и стимулировать потребность  в  совершенствовании  собственной  работы;

-          способствовать  успешному  достижению  целей акционерного общества.

Результатом обучения  высшего  звена управления должен стать более высокий уровень понимания руководителями стоящих перед  ними  управленческих  задач  и резервов более эффективного управления персоналом в процессе реализации организационных  целей. Чтобы  перестройка  государственной  службы  принесла  практическую  пользу, необходимо подготовить новые кадры, обеспечить  условия  для их профессионального отбора и роста, усвоения ими тех знаний  и  навыков, которые требуются для должного выполнения профессиональных обязанностей.

Подготовка и продвижение  новых  кадров являются критическим условием, без которого успех реформы неосуществим. Любые правовые  акты, регулирующие  госслужбы, призрачны, если  аппарат  не  будет  стремиться ими руководствоваться. Однако подготовка  новых  кадров  − это  самая  сложная  и  длительная  часть реформы: новый стиль профессиональной  деятельности, этические  нормы, новые  взгляды  на  содержание  профессии  и способы выполнения обязанностей  не  проявляются  сразу. Только  вступив  в  практику  право  применения, преодолев давление со  стороны  прежних  традиций  и  выстояв  в  борьбе  с  ними, эти нормы станут  основой  эффективной  работы  государственной  службы  в  гражданском  обществе и сумеют привести к изменению  ситуации  в  целом.

Подготовка, переподготовка  и  повышение  квалификации  работников  государственной и муниципальной  службы  должны  базироваться  на  определенные  принципы  и реализовываться с поддержкой системы организационных  мер, регулирующих  учебный  процесс. Характер  и тип подготовки и переподготовки государственных служащих  определяются  тем, для какой системы государственного управления они предназначены. В частности, государственная  служба  гражданского  общества  требует  от  служащих  ряда  качеств, выступающих одновременно образовательными принципами подготовки, переподготовки  и  повышения  квалификации  госслужащих. Эти качества должны быть осмыслены, развиты и  систематизированы, хотя  их  исходное присутствие обусловлено в большей или меньшей мере самой  включенностью  претендентов  на  должности  в  систему  государственной  службы  и госслужащих в общество. Естественно, что  в  гражданском  обществе требуемые качества изначально присутствуют в большей степени. Принципы  профессиональной  подготовки  государственных и муниципальных служащих могут быть разделены на профессиональные и  общегражданские, на  внутрикорпоративные  и  задающие отношения корпорации бюрократии с гражданами и другими  общественными  институтами; кроме того, выделяется группа принципов объединения профессиональных ценностей и волевых  качеств.

Общегражданские  принципы  подразумевают:

-          развитие  повышенного  чувства ответственности и гражданского сознания, в  том  числе  ряда  специфических этических качеств, таких, как гражданский долг;

-          внедрение в  поведение  навыков  мотивирующего  и  мотивированного  воздействия на окружающих;

-          неподверженность коррупционным воздействиям.

Профессиональные принципы  включают:

-          существование  специальных  знаний  из  областей  политологии, экономики, социальной психологии, истории и  теории  мирового  и  отечественного  государственного  управления, социологии, права  и  др.;

-          знание применять  эти  знания;

-          стремление  постоянно  повышать  свой  профессиональный  уровень.

-          внутрикорпоративные  принципы подразумевают укоренение  навыков  руководящей  работы, в  том  числе  лидерских  качеств, а  также умение соизмерять  цели  и  методы  их  достижения.

Принципы  обращенности  корпорации  бюрократии  к гражданам и иным  общественным  институтам  сводятся  к  принятию  модели открытого и предсказуемого поведения. Учету разнообразных  позиций  и  умению  найти их оптимальную и принимаемую обществом результирующую, ведущую в  то  же  время  к достижению установленных и принятых обществом политических целей, к  максимально  возможному  удовлетворению  общественных  потребностей  и  ожиданий.

Названные принципы, будучи структурированными, предполагают  наличие  государственного  управления как комплексной учебной дисциплины, включающей в себя (интегрирующей) элементы различных  знаний. Эти  знания  для  госслужащего  должны  быть  усвоены не просто в качестве  свода  отвлеченных сведений, а в виде установок на деятельность что может быть  обеспечено  только  особым  построением  курсов  воспитания. В  курсы для госслужащих непременно следует  включать  компоненты  реальной  управленческой  деятельности. Повышенная  роль  тренингов, практик, имитационных методов и  приемов  по сравнению с традиционными лекциями и семинарами может способствовать достижению указанной цели  воспитания  госслужащих, устанавливая  схожесть  подготовки  госслужащих  и  врачей-практиков.

Организация подготовки, переподготовки  и  повышения  квалификации, государственных  и  муниципальных  служащих  подчинена оптимальной реализации указанных выше  принципов  и включает в себя систему мер по созданию новых, перепрофилированию и  улучшению  существующих  специальных  учебных  заведений  и  их  подразделений, а  также по оптимизации  механизмов  конкурсного  отбора  и  селекции  как  обучаемых, так  и  обучающих.

 

Литература:

 

1.      Борисов  Е. Прежде  чем  учить  руководителей /Е. И. Борисов// Служба кадров. 2007. — № 1 — С.51–54.

2.      Демина А. А. Государственная служба в странах  основных  правовых  систем мира: Нормативные акты / под ред. А. А. Демина. — М.:Книгодел,2004. — 560с.

3.      Гришковец А. А. Правовое  регулирование  государственной  гражданской  службы  в  Российской Федерации: учебный курс/А. А. Гришковец. — М.: Дело  и  Сервис,2003. — 464с.

4.      Радченко А. И. Основы государственного и  муниципального  управления: системный  подход  /А. И. Радченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на-Дону: Ростиздат,2001. — 720с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle