Библиографическое описание:

Винокурова О. Е. Патриотическое воспитание студентов на примерах изучения истории Великой Отечественной войны // Молодой ученый. — 2015. — №17.1. — С. 14-16.

 

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность университета по формированию у студентов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Ключевое место в формировании социальной памяти у студентов института физической культуры и спорта принадлежит дисциплине «История физической культуры и спорта», а также дополнительным курсам, связанным с исторической проблематикой, например «История физкультурного движения в Якутии». Изучение истории физической культуры и спорта позволяет использовать прошлое как сокровищницу моральных примеров, событий и фактов деятельности коллективов физической культуры, добровольных спортивных обществ, физкультурных учебных заведений, комитетов по делам физической культуры и спорта.

В 1986 году при педагогическом факультете ЯГУ было открыто отделение начальной военной подготовки, выпускающее специалистов физического воспитания и военного дела. Всего за 6 выпусков специальность «Начальное военное обучение» получили 144 студента. С 2008 года открыта специальность «Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью физическая культура». Студенты, подготовленные по профилю «Безопасность жизнедеятельности» обладают широкими общетеоретическими и современными военно-прикладными навыками.

2015 год в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова будет Годом победы. «Мечтой и памятью» – так звучит девиз года, в течение которого будут проходить мероприятия, акции, посвященные 70-летию победы в Великой Отечественной войне.

Патриотическое воспитание сегодня – это систематическая и целенаправленная деятельность университета по формированию у студентов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В процессе воспитательной работы весьма важно развивать социальную память – способность хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

В соответствии с этим организация военно-патриотического воспитания студентов решает ряд задач:

- поисковая работа по увековечиванию памяти защитников Отечества;

- участие в проведении поисковых экспедиций, установлении имен погибших, запись воспоминаний очевидцев памятных событий в военной истории Отечества;

- участие в сооружении и уходе за памятниками воинской славы;

- изучение материалов истории физкультурного движения в годы войны.

Для патриотического воспитания должна в полной мере использоваться история Республики Саха (Якутия) по военно-физической подготовке населения в годы войны. Составной частью военно-физической подготовки населения в годы войны являлись массовые лыжные и легкоатлетические кроссы, военизированные походы, марш-броски, сдача норм на значок ГТО. На кураторских часах студенты знакомятся с историей физкультурного движения Якутии в годы войны. Физкультурные организации Якутии много сделали по организации ряда сверхдальних лыжных переходов в 1945 году. Почин лыжников комсомольцев Верхоянья подхватила молодежь поселка Казачье Усть-Янского района. Они совершили сверхдальний переход по Заполярью по маршруту Казачье - Дружина_ Казачье. Расстояние 2200 км пройдено за 27 ходовых дней. Команда состояла из пяти человек: А.Окоемов – руководитель, И.Слепцов, Р.Петухов, В. Сучковский, М.Романов. Также были совершены переходы Дружина – Абый - Дружина, Олекминск -Томпо_- Олекминск [2]. В зимний сезон подготовлено 890 инструкторов лыжного спорта. Из истории известно, что за период подготовки к профсоюзно-комсомольскому кроссу около 9000 человек прошли обучение по 29 часовой программе и более 4 тысяч человек- по 30 часовой программе. В профсоюзно-комсомольском, лыжном кроссе приняли участие свыше 29 тысяч человек. Из них более 24 тысяч уложились в нормы ГТО 1 и 2 ступени и БГТО [4]. В системе оборонных мероприятий особое место занимала лыжная подготовка. Физическая подготовка молодежи строилась- на основе первой ступени комплекса «ГТО», а для сдавших – на основе 2 ступени и спортивного совершенствования. Призывники, проживающие в городах, прикреплялись к одному из спортивных сообществ, сельская молодежь в группы при сельских советах, избах-читальнях, колхозных клубов, руководили подготовкой инструктора спорта, имеющие хорошую физическую подготовку [3].

Важным направлением воспитательной работы среди студентов-спортсменов является воспитание гражданской позиции и патриотического воспитания. С этой целью в университете реализуется проект лыжный десант «Yргэл», который отметил 50-летний юбилей.

Одним из направлений работы Института физической культуры и спорта является реализация проекта «От значка ГТО к олимпийской медали». Проект «От значка ГТО к олимпийской медали» - это своевременный инструментарий по эффективному внедрению федеральной программы физического воспитания во взаимодействии с государственной научно-технической программой «Здоровье населения России», программой Игр «Дети Азии», а также другими программами в области образования, культуры, экологии, социальной политики молодежного и профсоюзного движения. Студенты сдают нормативы по бегу, плаванию, отжиманию, бегу на лыжах и т.д. [1].

В университете преподавателями организуется студенческая культурно-досуговая деятельность в сфере физической культуры и национальных видов спорта по таким направлениям (табл.1).

Таблица 1

Модель интеграции студенческой культурно-досуговой деятельности в сфере физической культуры и национальных видов спорта

 

Одной из задач является организации физкультурно-оздоровительной работы со студентами разных факультетов и институтов. С этой целью в университет реализуется проект лыжный десант «Yргэл», который отметил 50-летний юбилей. Во время лыжного десанта по республике проводится профориентационная работа со старшеклассниками по военно-патриотическому воспитанию, проведение лекций по ЗОЖ, совместных культурно-массовых мероприятий.

Спортивные волонтеры трудятся в зоне соревнований, работают со зрителями. Волонтеры – атташе работают с командами спортсменов и сопровождают их во время тренировок и соревнований. Студенты университета принимали участие волонтерами в XXVII Всемирной летней Универсиаде 2013. Особенностью этой Универсиады является то, что это первое мульти-спортивное мероприятие в истории современной -России. Спортивные волонтеры трудились в зоне соревнований, работали со зрителями.

Черлидинг – новое в спорте явление. Во всём мире черлидинг развивается по двум основным направлениям:

- во – первых, как самостоятельный вид спорта;

- во-вторых, как работа в качестве групп поддержки.

За последние годы в Республике Саха (Якутия) отмечается рост числа занимающихся физической культурой и спортом. В университете функционируют следующие секции по видам спорта: хапсагай, мас-рестлинг, национальные прыжки, бокс, кик-бокс, дзюдо, волейбол, баскетбол, футбол, аэробика, легкая атлетика, плавание, настольный теннис, ушу, ушу-саньда. У студентов, обучающихся в университете есть потребность заниматься в секции по стрельбе из лука, так как они занимались в ДЮСШ по этому виду спорта.

Начинают входить в моду и культивироваться и такие нетрадиционные виды физических упражнений в студенческой среде как гандбол, керлинг, стретчинг.

Самыми массовыми соревнованиями, ежегодно традиционно проводимыми в университете, является осенний кросс для первокурсников, зимняя легкоатлетическая эстафета, легкоатлетическая эстафета на призы газеты «Наш университет», Спартакиада ЯРОО «СССС», Универсиады, женской спартакиады в которой принимают участие сборные команды факультетов и институтов СВФУ.

 

Литература;

  1. Винокурова О.Е., Васильева М.И., Прокопьева Н.И. Роль интегративной культурно-досуговой деятельности в реализации социальной и физической активности студентов университета // «Олимпийский спорт и спорт для всех» XVIII Международный научный конгресс: материалы конгресса (1-4 октября 2014 г.). – Алматы: КазАСТ, 2014 – Т.2 – С. 103-105
  2. Первенец и флагман высшего физкультурного образования Якутии: 30 лет/ Сев.-Вост. Федер. Ун-т им М.К.Аммосова, Ин-т физ. Культуры и спорта; [сост. В.П.Кочнев; ред. Совет : М.П. Федоров и др.]-Якутск: Компания «Дани-АлмаС», 2012- С.48-55.
  3. Токарев П.Н. История военного комиссариата Республики Саха (Якутия). Часть 1./ М-во образования Рос. Федерации Якут. Гос. Ун-т им. М.К. Аммосова: Отв. Ред. Ю.Н. Ермолова; Худоэ. И.Н. Жергин.-Якутск: Бичик, 2000- С.45.
  4. Физическая культура и спорт в Якутии накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-45 гг.)/ Сост. Д.С. Федоров.-Якутск: Изд-во Якутского государственного университета, 2009.-С.92

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle