Библиографическое описание:

Федоров С. И. Трасса Аляска-Сибирь. Запасной аэродром с. Тюнгюлю в памяти местного населения // Молодой ученый. — 2015. — №17.1. — С. 47-49.

 

В данной работе рассматривается воздушная трасса Аляска-Сибирь, а в частности запасной аэродром в с. Тюнгюлю Мегино-Кангаласского района в памяти местного населения.

Ключевые слова: Великая Отечественная Война, воздушная трасса Аляска – Сибирь, международные отношения

 

Трасса «Аляска – Сибирь» (далее АЛСИБ)— воздушная трасса между Аляской (США) и СССР, организованная в 1942 г. и действующая по 1945 г., по которой перегонялись американские боевые самолёты, поставляемые США в СССР по договору ленд-лиза. Один из засекреченных запасных аэродромов находился в с. Тюнгюлю, Мегино-Кангаласского района.

Трасса была изучена в целом, однако, отдельные запасные аэродромы не были подвергнуты целенаправленному изучению в связи с особой секретностью. В своих трудах «Трасса мужества и дружбы: (воздушная трасса Аляска - Сибирь в 1942-1945 гг.)» 1992 года и «Аляска - Сибирь. Трасса мужества» 2000 года Иван Ефимович Негенбля изучал непосредственно трассу Аляска-Сибирь. Он рассматривал в своих работах перевалочные пункты, аэродромы дозаправки, пункты временных авиационных портов которые находились на территории Якутии.

Материалы и методы исследования: Летом 2014 года во время археолого-этнографической экспедиции по Якутии в Мегино-Кангаласском и Усть-Алданском районах были обнаружены сведения в музее села Тюнгюлю. Материал собран методами глубинного интервьюирования, фото фиксации, аудио и видеозаписи.

Американская часть трассы начиналась в г. Грейт-Фолсе в штате Монтана, а заканчивалась в Фэрбенксe на Аляске.Из Фэрбенкса, уже перекрашенные самолеты, направлялись через Берингов пролив в Аляску, оттуда в Магадан.Из Магадана через Верхоянский хребет, а затем через Черский хребет в с. Хандыга, из Хандыги в Тюнгюлю или Якутск. Из Якутска перелетали в Олекминск, оттуда в Киренск, затем в Ангарск и в конце в Красноярск. В Красноярске находился более вместительный аэропорт, где самолеты разбирали на части и отправляли поездом на фронт, где их в последующем собирали заново. Расстояние советской части трассы от города Фэрбенкса на Аляске до Красноярска составляло 6400 километров. Учитывая американский отрезок трассы в 3000 миль (4800 км) над Канадой, плюс еще многие тысячи километров до фронтовых аэродромов, общий путь самолетов составлял порядка 14 тысяч километров. В качестве второстепенных задач на трассе выполнялась перевозка грузов, дипломатической почты, дипломатических работников.[1, 24 с.]

За время почти трёхлетней бесперебойной работы советско-американского воздушного моста было доставлено в Красноярск 7926 боевых самолетов. По АЛСИБу перегоняли бомбардировщики Б-25 «Митчелл», средние бомбардировщики-торпедоносцы А-20 «Бостон», истребители Р-40 «Киттихаук», Р-39 «Аэрокобра» и Р-63 «Кингкобра», транспортные самолеты Си-47 и некоторые другие.7 октября 1942 года первая партия самолётов вылетела из Фэрбанкса. Это были семь истребителей П-40, лидером группы шёл бомбардировщик Б-25 под управлением самого начальника трассы —Мазурука. [2, 116 с.]

Озеро Тюнгюлю – крупнейшая система озёр в Северной части Мегино-Кангаласского района Якутии, второе озеро по величине, после Маччия. Система озёр Тюнгюлю объединяет около 58 озёр, из которых 2 большие с шириной и длиной в несколько километров. Из 58 озер, около 40 расположены в аласе Хотун Тюнгюлю. На одном из крупнейших озер системы Хотун Тюнгюлю находится само село.

В музее села Тюнгюлю есть этнографический зал и зал посвященный ВОВ и, в частности АЛСИБу. В материалах музея хранятся копии двух документов. Первая копия это копия постановления № 14 суженного заседания Совета Народных Комиссаров ЯАССР от 4 ноября 1942 года «Об организации запасного аэродрома на озере Тюнгюлю Мегино-Кангаласского района». В постановлении пишется: «В целях обеспечения посадки самолетов ОКВЛ ВВС КА в то время когда Якутский аэродром закрыт из-за туманов и других причин, суженное заседание Совета Народных Комиссаров Якутской АССР постановляет:

  1.                Организовать временный запасной аэродром на озере Тюнгюлю Мегино-Кангаласского района, для чего поручить комиссии в составе представителей воздушной трассы и Якутского командования в срок до 6 ноября с.г. в натуре отвести площадку размером 3000х400 метров в месте удобном для посадки самолетов и меньшего сосредоточения подледного лова рыбы.
  2.                Обеспечение аэропорта временной рабочей силой, транспортом и иным необходимым для расчистки аэродрома и в последующем для борьбы со снежными заносами возложить персонально на председателя исполкома Мегино-Кангаласского районного совета тов. Слепцова и секретаря Мегино-Кангаласского райкома ВКП (б) тов. Семенова.

Распространить на этот аэродром постановление суженного заседания ОКВЛ ЯАССР №12 от 8 октября 1942 г.» [3]

Вторая копия это распоряжение начальника управления воздушной трассы ВВС КА, героя Советского Союза, полковника Ильи Павловича Мазурука секретарю областного комитета ВКП (б) ЯАССР и председателю СНК ЯАССР Муратову. Данный документ было отпущен под грифом «секретно». В распоряжении пишется: «Вследствие частых и густых туманов в зимнее время аэродром города Якутска может выходить из строя. Появление тумана, как результат близости крупного населенного пункта, предусмотреть почти невозможно, а следовательно это будет грозить большими неприятностями при перегоне самолетов. Исходя из указанных соображений, необходимо иметь запасной аэродром в районе города Якутска. Наиболее подходящим во всех отношениях местом для такого аэродрома является озеро Тюнгюлю расположенное в 50 километрах восточнее Якутска. Прошу срочно дать указания директору Тюнгюлюнской МТС тов. Король С.К.

  1.                Не бить проруби во льду на площади 3000х400 метров (место ему указано Подполковником Фокиным)
  2.                Обозначить указанную полосу вехами из веток деревьев (высота вех 2 метра, толщина не более 4 см.)
  3.                Изготовить по нашим чертежам гладилку и деревянный каток.
  4.                Выделить для обслуживания аэродрома один полностью исправный трактор ЧТЗ.
  5.                Обеспечить аэродром в случае необходимости (по заявке нашего председателя) рабочей силой.
  6.                Предусмотреть возможность временного размещения людей (20-25 человек) и одного человека постоянно

Управлению Связи дать указание об упорядочении уже имеющейся телефонной линии через село Майя и введения пароля «ВОЗДУХ» дающем право работникам трассы на внеочередной разговор из Якутска до Тюнгюлюнской МТС.» [3]

В аэродроме работали в общем 10 девушек, из них в настоящее время остались в живых три трактористки, которые непосредственно обслуживали трассу. На момент экспедиции Киренской М.Е. было 91 лет, Кононовой В.М. 90 лет и Шепаловой Е.В. 89 лет. Говорят, что местные помнят, как однажды прилетали люди в кожаных куртках и собачьих унтах, однако, в связи с незнанием языка, общение между местными жителями, работающими в аэропорту, и летчиками проходило жестами. Скорее всего, это были члены ремонтной бригады, приглашенные для проведения инструктажей и обучений советских механиков в тылу. В местной школе, которое находится недалеко от озера, было развернуто специальное помещение для летчиков, где постоянно были готовы места для отдыха. Так же, в школе дежурили кухарки, готовые в кратчайшие сроки из имеющихся продуктов приготовить горячую еду. Самолеты садились на лед, так же всегда были наготове бочки с топливом и рабочие которые расчищали полосу. Даже сейчас, спустя более 70-ти лет, на берегу озера можно найти пустые железные топливные бочки, которые свидетельствуют об огромных работах, проведенных в те года. В темное время суток рабочие постоянно жгли сигнальные костры. По рассказам местных жителей однажды самолет совершал аварийную посадку и на лету сбрасывал ненужный балласт. Вдоль линии аварийной посадки были найдены набор ключей, бочка спирта, который при падении с высоты повредился,и кусок брезента. Примечательно, что бочка до сих пор хранится у одного из местных жителей в сарае. [3]

В связи с особенной секретностью запасного аэродрома Тюнгюлю, трактористки, работавшие в те годы, не могли пользоваться всеми субсидиями положенные ветеранам ВОВ, более того, им не дали звание ветеранов Великой Отечественной Войны.Запасной аэродром в памяти местого населения села выступает примером всеобщего героизма людей находящихся в тылу во время Второй Мировой Войны.

В сегодняшнее время, практически любой житель села в курсе про деятельность аэродрома во время войны, про людей, работавших в те годы на обслуживании аэродрома, про героев, чьи имена не будут забыты никогда.

 

Литература:

  1.                Негенбля И.Е. Аляска - Сибирь. Трасса мужества. - Якутск: Якутский край, 2000. - 262 с.
  2.                Негенбля И.Е. Трасса мужества и дружбы: (воздушная трасса Аляска - Сибирь в 1942-1945 гг.): – Якутск: Национальное книжное издательство Республики Саха (Якутия), 1992. - 219 с.
  3.                ПМА. Экспедиции ИФ СВФУ им. М.К. Аммосова «Центральная Якутия» Июнь-Июль 2014 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle