Библиографическое описание:

Винокуров А. Д., Винокурова Л. Е. Соморсунский наслег Якутской АССР в годы Великой Отечественной войны // Молодой ученый. — 2015. — №17.1. — С. 11-13.

 

Цель исследования состоит в изучении личных воспоминаний детей войны о повседневной жизни населения Соморсунского наслега в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Задачи исследования заключаются в освещении повседневного быта и взаимодействия органов власти с населением. В статье автор обращается к методам устной истории при обработке и интерпретации аудиовизуальных документов. В результате исследования воссоздана повседневная жизнь семей информантов накануне и в годы войны.

Ключевые слова: наслежные советы, дети войны, воспоминания, семейные архив.

 

В наши дни значительно возрос интерес российских ученых к исследованию феномена памяти о Второй мировой и ее составляющей части – Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. В преддверии празднования 70-летия Победы СССР над немецко-фашистской Германией необходимо изучить региональный персональный (личный) вклад жителей Республики Саха (Якутия) Российской Федерации на фронтах и в тылу. Изучение личных воспоминаний наиболее уязвимой категории «детей войны» являющихся основными трансляторами памяти о войне требует междисциплинарного подхода, обмен методами и подходами, сформулированными в тех или иных научных областях.

Устные свидетельства участников изначально субъективны. В этом состоит их особенность и главное достоинство, открывающие возможности для реконструкции военной повседневности, семейного быта и приблизиться к осмыслению людьми своей истории, выявлять особенности менталитета, общественно-политических взглядов, дает возможность прикоснуться к духовной культуре общества [2, с.39]. Воспоминания будут способствовать выявлению закономерностей восприятия войны в национальном регионе.

Автором исследования реализуется историко-мемориальный проект «Албан аат» (www.pobeda14.ru) посвященный воспоминаниям фронтовиков и тружеников тыла. На данный момент собрано 650 рукописных воспоминаний по категориям: фронтовики, ветераны тыла и дети войны. Формируется цифровой архив включающий 300 видеовоспоминаний и 187 аудивоспоминаний. По заявкам ветеранов и их детей осуществляется изучение, определение научной ценности, оцифрование и помощь в подготовке материалов на постоянное хранение в республиканский и улусные архивы. На сайте размещается только текстовая версия воспоминаний. Информационный инструментарий для проведения анализа воспоминаний скрыт от пользователей [1, с.237].

Новизна исследования заключается в использовании регионального комплекса неопубликованных воспоминаний детей войны как исторического первоисточника. Применение такого вида исторического источника, как воспоминания позволяет раскрыть историю повседневности, трансформацию взаимоотношений между людьми в военный период, апробацию методов выявления, обработки и формализации массовых источников [4, с.53]. В рамках исследования разработаны специальные опросники на русском и якутском языках.

В период с ноября 2014 г. по январь 2015 г. была произведена видеозапись воспоминаний 9 ветеранов (1925-1937 гг. рождения) проживающих на территории Соморсунского наслега Амгинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) Российской Федерации. В настоящее время наслег– это низшая административная единица, соответствующая сельсовету или сельскому поселению. На основании собранного материала, мы можем сравнить картину войны в воспоминаниях мужчин и женщин. Как показало исследование все воспоминания связаны с местом проживания информантов и носят локальный характер, к примеру из 8 человек в годы войны проживали в сельской местности 7 человек. В г. Якутске проживало 2 человека.

В годы войны из Амгинского улуса было мобилизовано 1769 человек, из них погибло или пропали без вести 766 человек. В том числе в действующую армию было призвано 187 жителей Соморсунского наслега. На полях сражений и без вести пропали 88 человек. Всего населением Амгинского района ЯАССР в фонд обороны внесено деньгами - 649743 рубля, золотыми и серебряными ювелирными украшениями - 48 кг., собрано и сдано теплых вещей для воинов Красной Армии - 3325 шт.

В период с 20 по 22 ноября 2014 г. была произведена видеозапись интервью 8 ветеранов (1925-1937 гг. рождения) проживающих в Соморсунском наслеге Амгинского улуса. На основании собранного материала, мы можем сравнить картину войны в воспоминаниях мужчин и женщин.

Информанты встретили начало войны 22 июня 1941 г. по разному. Шесть информантов в разное время слушали по радио выступление В.М. Молотова объявившего о нападении фашисткой Германии на Советский Союз. Информанты отметили что прозвучавшее 3 июля 1941 г. выступление И.В. Сталина рассеяло сомнения и оформило реакцию советского народа на факт начала войны с Германией в её конструктивном ключе.

Со слов Софронова Алексея Даниловича в 1941 г. была проведена большая мобилизация жителей Соморсунского наслега находившихся в это время в сенокосных угодьях и хозяйственных участках. В район для проведения мобилизации из г. Якутска прибыли лейтенанты и младшие командиры якутской национальности. Возможно это были выпускники и курсанты Якутский национальной военной школы.

Три информанта вспоминают что с началом войны партийные и советские органы власти проводили широкую пропагандистскую и разъяснительную работу среди населения. С разной периодичностью участки наслега посещали лекторы и партийные работники из районного центра с. Амга и г. Якутска. Два информанта Г.А. Неустроев и А.С. Софронов подчеркнули что для населения регулярно доводилась информация о боевых действиях и сводки о положении в советскому тылу.

Главным сюжетом у всех респондентов являются воспоминания о неурожае и засухе 1941-1942 гг. (сут-кураан дьыллар). В детских воспоминаниях всех информантов отчетливо запомнился голод связанный с неурожаем. Шесть информантов отметили что благодаря руководству колхозов случаев смерти от голода в Соморсунском наслеге не было.

В особо тяжелые зимние и весенние периоды 1941-1942 гг. были рассказаны практики употребления в пищу кусков кожи, сосновой заболони, кореньев. В то же время общей сюжетной линией воспоминаний являются сведения о простудных заболеваниях среди населения. В трех воспоминаниях зарегистрированы сведения о том, что истощенные от непомерного труда, голода и болезней женщины и старики в зимнее время не имели возможности хоронить умерших. В воспоминании В.П. Неустроева упоминается случай: «Мой отец умер от болезни в холодное время года, доярки работавшие на участке не имели возможности похоронить его, мама брала меня за руки и мы выходили к гробу отца. Мама долго плакала.».

Одной из общих сюжетных линий являются воспоминания о судьбах колхозников приближавших победу в тылу. В годы военного лихолетья наравне с взрослыми в колхозах трудились 6 информантов. В основном они были задействованы в зимнее время на заготовке льда, рыбы, дров и ухаживали за скотом в колхозных фермах. В летнее время дети привлекались к заготовке сена, посевным работам и жатве. Несмотря на детский и подростковый возраст информанты рассказывают о военном заеме. Информанты подчеркивают, что с уходом на фронт трудоспособной части мужского населения в колхозах остались старики, женщины и небольшое количество мужчин не признанных годными к призыву. С 1942 г. в колхозы стали возвращаться инвалиды войны.

Одним из важных моментов межличностных отношений является воспоминание о якутской традиционной практике взаимовыручки и совместного проживания семей в одном доме «дьукаах» в сельской местности. Традиционная практика выживания «дьукаах» подразумевает равномерное распределение пищи, совместный уход за детьми, труд по домашнему хозяйству и уход за скотом. Все информанты отметили отсутствие безпризорных детей в сельской местности. Во время войны с 1941 по 1945 гг. 3 информанта рассказали о заготовке озерной рыбы и охоте на водоплавающую и лесную дичь вместе с стариками 70-90 летнего возраста приходящимся им дедушками, родственниками или соседями.

Несмотря на нужду и бытовые заботы 8 информантов посещали занятия в начальных и средних школах. В интернатах в годы учебы проживало 3 человека, 5 человек посещали школу из дома или проживали у родственников. Важным сюжетом является воспоминания о военной подготовке и сдаче нормативов ГТО для девушек и парней. Согласно воспоминаниям школьная программа преподавалась в полном объеме.

В воспоминаниях Т.И. Терентьевой и Д.В. Скрябиной приведены интересные сведения о городской повседневности в годы войны. К концу войны по свидетельствам информантов ситуация с продовольствием и товарами массового потребления стала лучше. Одним из ярких воспоминаний всех информантов обучавшихся в школе и педагогическом училище г. Якутска является объявление о Победе над фашисткой Германией 9 мая во время учебных занятий.

Согласно воспоминаниям Ф.И. Жирковой сбор воспоминаний участников войны и ветеранов тыла в Соморсунском наслеге осуществляли школа, комсомольские и пионерские организации, музей и отдельные краеведы в разные годы. В целом по Республике Саха (Якутия) собранные материалы обычно передавались в школьные, ведомственные и краеведческие музеи, которые не всегда могли создать необходимые условия для их сохранения. В 1990-х годах часть созданных трудом энтузиастов коллекций оказалась безвозвратно утрачена. Более благоприятная судьба ожидала источники, переданные в государственные архивы и музеи. В настоящее время одна из самых крупных коллекций фронтовых писем и воспоминаний участников войны хранится в Национальном архиве Республики Саха (Якутия).

Предварительный контент-анализ выявил наиболее упоминанием слова такие как: Победа, Сталин, засуха, колхозные работы, военное время, голод, сирота, болезнь, инвалид, дьукаах, фронтовик, засуха.

Проведение интервьюирования среди детей войны связано с тем что они являются последним поколением свидетелей войны. Основные сюжетные линии воспоминаний имеют локальный характер и привязаны к ежедневой бытовой практике. Устные воспоминания детей войны предоставляет возможность произвести реконструкцию повседневной жизни информанта, его семьи в годы войны [3, с.113]. В то же время необходимо подчеркнуть что воспоминания содержат разные описания указывающие на различные модели восприятия истории войны.

 

Литература:

  1. Винокуров А.Д., Кириллина М.А. Обзор рукописей и личных документов краеведа М.К. Кириллина о Великой Отечественной войне. / Сибирские архивы в научном и информационном пространстве современного общества: Материалы межрегиональной научно-практической конферен-ции (Новосибирск, 11 марта 2015 г). – Новосибирск: …, 2015. – С.237-241.
  2. Кринко Е.Ф. Воспоминания детей военного времени (1941-1945): источники изучения // Сумський історико-архівний журнал. №XХІІ. 2014 – С. 34-41
  3. Ромашова М. В. Дети и феномен детства в отечественной истории: новейшие исследования, дискуссионные площадки, события // Вестник Пермского университета. 2013. Выпуск 2 (22) История. – С. 108-116
  4. Хлынина Т.П. Рассказы о войне: детские воспоминания людей взрослого возраста // Былые годы. 2014. № 31 (1) – С. 49-55
Основные термины: годы войны, Великой Отечественной войны, детей войны, воспоминаний детей войны, годы Великой Отечественной, воспоминаний участников войны, Соморсунского наслега, дети войны, картину войны, личных воспоминаний, Республики Саха, Великой Отечественной войне, воспоминания детей войны, жителей Соморсунского наслега, Амгинского улуса, Соморсунском наслеге, закономерностей восприятия войны, личных воспоминаний детей, детей войны связано, сельской местности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle