Библиографическое описание:

Бахтин Ю. К. Валеология — наука о здоровье: тридцать пять лет на трудном пути становления // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 36-42.

Статья посвящена обоснованию значения Валеологии как учения об индивидуальном здоровье человека, для более активного использования её возможностей в образовательной, научно-исследовательской и практической оздоровительной деятельности, направленной на укрепление здоровья человека, что должно служить решению задач оздоровления населения Российской Федерации, и может способствовать не только обеспечению благополучия каждого человека, но и устойчивому прогрессивному развитию нашей страны в будущем.

Ключевые слова: валеология, валеологическое образование, валеологическое сопровождение образовательного процесса; здоровье человека, здоровый образ жизни; формирование, укрепление и сохранение здоровья; общественное здоровье, демографические показатели, рождаемость и смертность населения, «Русский крест».

 

Валеология как идея нового направления научно-исследовательской и практической деятельности, была сформулирована и обоснована выдающимся отечественным учёным, профессором И. И. Брехманом в 1980–82 годах, в качестве учения о здоровье здоровых людей — о методах формирования, укрепления и сохранения здоровья человека [10; 11; 12].

Воспитанник научной школы Военно-медицинской академии, военно-морской врач, фармаколог, полковник медицинской службы, доктор медицинских наук, профессор И. И. Брехман впервые обратил внимание на то, что здоровье человека, как самостоятельный предмет изучения, — оказалось вне поля деятельности медицины и системы здравоохранения. Последние, на самом деле, больше заняты борьбой с болезнями и их последствиями, решением задач по снижению заболеваемости населения, чем изысканием возможностей укрепления здоровья человека.

Перу Израиля Исаевича (Ицковича) Брехмана принадлежат и первые монографии по валеологии, и первые сборники научных трудов по теории и практике формирования и укрепления здоровья человека, подготовленные при его непосредственном участии [13–16; 22;23]. Эти работы были встречены с большим интересом представителями различных направлений научно-практической деятельности, в частности, медиками -клиницистами, гигиенистами, организаторами здравоохранения, а также социологами, физиологами, психологами, педагогами, курортологами, диетологами, специалистами по физической культуре и спорту. Отмечая большое значение возникновения валеологии в качестве нового и перспективного междисциплинарного научного направления, академик В. П. Казначеев назвал это новое направление прорывом российского интеллекта в науках о человеке [26;27].

Становление и развитие учения об индивидуальном здоровье человека с самого начала было отмечено высокой активностью большого числа энергичных энтузиастов — учёных и практиков, выдвигавших в новом направлении оригинальные идеи и предлагавших разнообразные пути их реализации. С начала 90-х годов был подготовлен целый ряд обстоятельных монографий и учебных пособий по валеологии [3;13;14;17–18;21;24–28;32;38–41;44]. При этом, наряду с исследованием медико-биологических основ учения о здоровье, стали особенно интенсивно разрабатываться психолого-педагогические аспекты решения проблем формирования и укрепления здоровья человека — как посредством воспитания приверженности ценностям здоровья и принципам здорового образа жизни, так и путём оздоровления самой системы обучения учащейся молодёжи в образовательных учреждениях.

У истоков становления учения о здоровье стояли такие известные учёные, как Н. М. Амосов, Б. Г. Ананьев, В. П. Казначеев, Ю. П. Лисицын, В. П. Петленко, А. И. Субетто, Ф. Г. Углов и ряд других исследователей. Значительный вклад в развитие валеологической науки и практики внесли такие видные деятели образования, общественного здравоохранения, гигиены, медицины и физического воспитания, как Р. И. Айзман, В. А. Ананьев, Г. Л. Апанасенко, Р. М. Баевский, Э. Н. Вайнер, В. Ю. Волков, П. П. Горбенко, Д. Н. Давиденко, Г. К. Зайцев, Э. М. Казин, Б. Ф. Кваша, В. В. Колбанов, Г. А. Кураев, Е. А. Овчаров, В. П. Соломин, Л. Г. Татарникова, С. Б. Тихвинский, З. И. Тюмасева, и многие другие.

Уже в начале 90-х годов в различных регионах страны стали систематически проводиться научно-практические валеологические конференции, с опубликованием оригинальных и содержательных сборников работ их участников. С этого же времени начали подготавливаться кандидатские и докторские диссертации по различным аспектам валеологии, которые успешно проходили процедуру защиты. Эти работы оформлялись по смежным с валеологией научным направлениям, поскольку валеологии ещё не был предоставлен статус самостоятельного научного направления.

В 1996 году по инициативе профессора Г. А. Кураева и при участии руководимых им сотрудников Южного федерального университета, в Ростове-на-Дону был основан, и до настоящего времени продолжает выпускаться, единственный в Российской Федерации специализированный научно-практический журнал «Валеология». В начале 90-х годов были образованы кафедры и лаборатории валеологии в высших учебных заведениях Российской Федерации, а также и в вузах суверенных государств, образовавшихся на постсоветском пространстве. На базе кафедры валеологии Липецкого государственного педагогического университета был организован Межвузовский научно-методический центр валеологии, который возглавил профессор Э. Н. Вайнер — автор известного фундаментального вузовского учебника «Валеология», выдержавшего за период с 2001 года до 2011 года уже 9 изданий.

С 1996 года валеология была официально утверждена как учебная дисциплина и включена в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Были утверждены специальности «Врач-валеолог» и «Педагог-валеолог», и целый ряд вузов вскоре получили лицензию на подготовку специалиста — валеолога. Таким самым, открывались хорошие перспективы для плодотворной работы по реализации новых возможностей на пути укрепления здоровья населения и, прежде всего, — для решения задач по оздоровлению молодого поколения. Однако отношение к валеологии в обществе, — заинтересованное и поддерживающее её в самом начале, — сменилось к концу 90-х годов на критическое, отрицательное отношение к ней, что было принято связывать с наплывом недостаточно обоснованных рекомендаций различного рода «целителей», выдававших себя за профессионалов — валеологов и практиковавших свои особенные, собственные «методы исцеления». Несомненно, могли сыграть свою негативную роль и некоторые методические недоработки, в частности, — недостаточная разработанность вопросов теории и методики полового воспитания учащейся молодёжи, что в дальнейшем потребовало внесения определённых изменений в практику учебно-воспитательной работы по данному направлению. Но это никак не могло послужить основанием для отказа от такой работы в принципе и, тем более, — при явно возрастающей актуальности данной проблемы [29].

Возникшая в обществе и поддержанная средствами массовой информации волна недоверия к валеологии побудила Министерство здравоохранения и Министерство образования изменить отношение к этой учебной дисциплине: специализация по данному предмету вскоре была закрыта, а учебная дисциплина «Валеология» через некоторое время стала уже именоваться как «Здоровый образ жизни», «Основы ЗОЖ», «Культура здоровья» [8;19;28;30,31;37]. Само понятие «Валеология» с 2000-го года стало постепенно исключаться из профессионального учебно-методического и научно-методического оборота, из теории и практики образовательной, научно-исследовательской и оздоровительной деятельности. Одновременно были внесены изменения в наименование соответствующих учебных дисциплин и отдельных курсов, так же как в их программы и содержание. Были отменены и специализации: «Врач — валеолог» и «Педагог — валеолог». Такие понятия как «Валеология», «Валеологическое образование», «Валеологическая подготовка», «Валеологическое сопровождение образовательного процесса», и т. п. — были постепенно упразднены. Соответствующие изменения были внесены также и в Государственные образовательные стандарты различных уровней образования.

Конечно, такое необоснованно негативное отношение к валеологии, как к учению об индивилуальном здоровье человека, не один раз вызывало серьёзные возражения авторитетных учёных, но, к сожалению, это уже не в состоянии было изменить сложившейся к началу 2000-х годов ситуации, отличавшейся вытеснением валеологии из теории и практики оздоровительной деятельности — как по линии образования и воспитания молодого поколения, так и по линии здравоохранения, гигиены и профилактической медицины, хотя это и происходило на фоне постоянно декларируемой государственной заинтересованности в решении проблем укрепления здоровья населения [30;31;37;42].

При этом не может не вызывать удивления то, как быстро, легко и просто были закрыты возможности дальнейшего развития зарождавшегося учения о здоровье человека, вместе с ограничением перспектив использования его результатов в интересах оздоровления общества. Приходится удивляться и тому, что всё это происходило в стране, незадолго до этого пережившей демографическую трагедию «Русского креста» (в период с 1987 года по 1994 год), когда за 7–8 лет показатели рождаемости и смертности населения практически поменялись местами, а с 1995 года, на протяжении 10 последующих лет, коэффициент смертности населения оставался в полтора раза более высоким, чем коэффициент рождаемости. И это обусловливало ежегодное сокращение численности населения России до 750–850 тысяч человек в год. Именно значительное преобладание смертности населения над рождаемостью и обусловливало большие ежегодные потери численности населения Российской Федерации. Становится очевидным, что в обстановке формирующейся депопуляции, создававшей в перспективе реальную угрозу национальной безопасности России, отказываться от разработки и применения теории и практики созидания и сбережения здоровья населения страны, — было совершенно нецелесообразно.

Ценой значительных материальных затрат, в результате проведения необходимых социальных реформ, к 2012 году удалось постепенно поднять показатель рождаемости до уровня стабильно высокого показателя смертности населения, чтобы затем, преодолев его, получить, впервые за много лет, хотя и незначительный, но всё же реальный — естественный, прирост численности населения России в 2013 году — (на 15 тысяч человек за год) и даже ещё несколько больший результат (прирост на 37 тысяч человек) — за 2014-й год. Однако при этом обращала на себя внимание недопустимая стабильность высокого показателя смертности населения, при явно недостаточной средней продолжительности жизни человека в нашей стране. Только решив эти проблемы, можно было рассчитывать на стабилизацию положительной динамики демографических показателей современной России и на обеспечение благополучного, прогрессивного социального развития страны в будущем. Зная причины и условия возникновения отмеченных негативных явлений (а это, в основном, нездоровый образ жизни, социальные стрессы и плохая экология), — самым доступным и наиболее эффективным путём подхода к решению демографических проблем в наших реальных условиях представляется именно обучение здоровью и здоровому образу жизни, т. е. возвращение к обучению основам валеологии, начиная с раннего детского возраста, как это рекомендовал основатель учения о здоровье, профессор И. И. Брехман. Но, как было уже указано выше, валеология изначально не была утверждена в качестве самостоятельного научного направления. Как это ни покажется странным, но валеология не утверждена официально в данном статусе и до настоящего времени — валеология как наука. И это также не может не вызывать возражений, поскольку имеется у валеологии и свой конкретныйпредмет исследования, и свой объект изучения, она располагает также свойственными ей методами исследования и имеет вполне конкретный социальный заказ — назревшую необходимость выработки и распространения научно обоснованных рекомендаций — как по укреплению здоровья каждого человека в отдельности, так и по оздоровлению населения страны в целом.

Именно эти позиции выделяют валеологию среди других направлений научно-практической деятельности, занимающихся исследованием путей и возможностей укрепления здоровья населения. В Таблице 1 приводится опубликованное нами ранее сопоставление валеологии с наиболее близкими к ней направлениями научно-практической деятельности (медициной и гигиеной) по некоторым основным, характеризующим их признакам [9].

Таблица 1

Сопоставление наук о здоровье человека по основным их признакам

1.                  ПРИЗНАКИ

НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕДИЦИНА

ГИГИЕНА

ВАЛЕОЛОГИЯ

2.                  Разветвление направлений научно-практической деятельности

Теоретическая, экспериментальная, клиническая, реабилитационная, профилактическая, социальная, и др.

Общая, коммунальная, профессиональная, радиационная; возрастная — гигиена детей и подростков, гигиена пожилых людей; гигиена питания, и др.

Биологическая, экологическая, педагогическая, психологическая, культурно-оздоровительная, и др.

3.                  Критерии научного направления:

1

2

3

3.1. Основное направление науки и практики оздоровления

Избавление человека от заболеваний, их диагностика, лечение и предупреждение — как заболеваний, так и их последствий

Исследование и поддержание здоровых условий жизнедеятельности людей и среды обитания — в целях предупреждения нарушений здоровья

Воспитание у человека заинтересованности в своём здоровье; изыскание путей и методов формирования, укрепления и сохранения здоровья индивида

3.2. Основная концепция, доктрина научно-практической деятельности

Человек и его болезни, — их распознавание, лечение и предупреждение

Человек в оптимальных условиях жизнедеятельности и среды обитания

Человек и его здоровье; формирование активной жизненной позиции и здорового образа жизни (ЗОЖ) как основы здоровья

3.3. Объект изучения

Человек, подверженный заболеваниям

Среда обитания и оптимальные условия для жизнедеятельности людей

Практически здоровый (не больной) человек

3.4. Предмет изучения

Болезни человека: их причины, механизмы развития заболеваний и закономерности их распространения

Здоровые условия жизнедеятельности людей и оптимальные для здоровья людей характеристики среды обитания

Здоровье человека и его резервы; факторы формирования здоровья человека и методы

распространения ЗОЖ

4.                  Методы исследования и практика их применения

Методы изучения причин, механизмов и закономерностей возникновения и распространения заболеваний, их диагностики, лечения и профилактики

Методы исследования, создания и поддержания оптимальных для здоровья условий жизнедеятельности людей и среды их обитания

Методы исследования резервов здоровья, изучения возможностей их углубления и сохранения; методы воспитания человека, приверженного ценностям ЗОЖ, принципам укрепления и сбережения своего здоровья

5. Цели научно-практической деятельности

Снижение уровня заболеваемости, инвалидности и смертности населения вследствие заболеваний, травм и отравлений

Уменьшение уровня профессиональной заболеваемости, производственного травматизма, инвалидности и смертности, связанных с трудовой деятельностью

Укрепление здоровья человека путём привития ему заинтересованности в следовании правилам ЗОЖ и в их распространении среди окружающих людей

1.                  Ожидаемые результаты

 

 Повышение качества жизни, улучшение демографических показателей, рост социальной активности граждан, устранение риска депопуляции. Обеспечение социального прогресса и устойчивого прогрессивного развития страны как основы благополучия каждого человека. Формирование здорового общества.

 

Исходя из вышеизложенного, в настоящих условиях валеология должна рассматриваться и развиваться как наука, — безусловно, достойная общественного признания и вполне заслуживающая внедрения в практику, широкого применения её результатов [16;20].

Валеология должна развиваться не только как социально востребованное и перспективное научное направление, но также и как социально значимая учебная дисциплина, направленная на оздоровление населения через систему образования, на формирование культуры здоровья, направленная на воспитание у человека осознанной, настоящей приверженности идеалам здоровья и ценностям здорового образа жизни.

Особенно большое значение имеет обучение валеологии студентов педагогических университетов, — этих наиболее широко образованных молодых специалистов, подготавливаемых для профессионального воспитания, обучения и развития учащейся молодёжи, — детей и подростков. Валеологическое образование необходимо для формирования у детей, подростков и молодёжи определённого уровня знаний норм морали и нравственности, для осознания ими основных жизненных ценностей человека, среди которых одной из наиболее важных ценностей является здоровье.

Освоение студентами педагогического университета основ учения о здоровье и изучение практических методов укрепления здоровья, так же как и осознание ими значения здорового образа жизни для обеспечения здоровья, и понимание пагубного влияния на организм и личность человека различных проявлений девиантного поведения (алкоголизации, табакокурения, токсикомании, наркомании), и реальное следование нормам и правилам здорового образа жизни, с соблюдением гигиенических рекомендаций и принципов профилактической медицины — всё это направлено на формирование в будущем здорового населения страны [42;44].

Значительное преобладание смертности населения над рождаемостью, особенно выраженное в период с 1994 года по 2005 год, служило причиной больших ежегодных потерь численности населения России в этот период времени. При этом в структуре смертности населения обращали на себя внимание недопустимо высокий уровень преждевременной смертности и высокий уровень младенческой смертности, которые в 3–4 раза превышали аналогичные показатели развитых стран Запада и Востока. Такой интегральный показатель благополучия общества, как средняя продолжительность предстоящей жизни человека, в нашей стране составляет уже 70 лет, причём средняя продолжительность жизни женщин составляет 75 лет, а мужчин — 65 лет, что на 11–13 лет меньше, чем соответствующие показатели, характерные для более развитых, социально благополучных стран [36;37].

Наблюдавшееся на протяжении более 15 лет (1991–2007гг.) значительное снижение численности населения современной России и ухудшение показателей его здоровья, потребовали пересмотра приоритетов государственной социальной политики, чтобы она в большей мере была бы направлена на укрепление здоровья детей, подростков и молодёжи (будущих родителей), на эффективную социальную поддержку молодых семей, на укрепление института семьи, на поощрение деторождения, материнства и детства.

В этой связи, потребовалась также достойная социальная поддержка работников учреждений образования, здравоохранения, науки, культуры, специалистов по физической культуре и спорту, занимающихся формированием здорового образа жизни молодёжи и способствующих оздоровлению всего населения страны.В этом направлении повышается значение валеологически ориентированной педагогики во всех учреждениях образования и воспитания, с включением в организацию учебного процесса инновационных здоровье сберегающих образовательных технологий.

Хорошо известно, что основные причины смертности населения (сердечно-сосудистые заболевания, онкологическая патология, несчастные случаи, травмы и отравления), — тесно связаны с нездоровым образом жизни [34–37]. Отсюда, введение правил и норм здорового образа жизни в сознание каждого человека — через средства массовой информации, образование, культуру, науку и искусство и при поддержке социально ориентированной государственной политики, — всё это нам также представляется делом первостепенной важности.

Именно поэтому так необходимо заниматься формированием культуры здоровья, и одним из наиболее эффективных путей в данном направлении является изучение основ валеологии, обучение здоровью, воспитание твёрдой приверженности здоровому образу жизни.

Педагог, по своему профессиональному предназначению и по своей социальной роли, — призван решать задачи формирования здоровой личности учащегося, чтобы воспитательными методами создавать у каждого ребёнка, подростка, юноши, девушки — положительные ценностные ориентиры, закладывать в сознание учащихся созидательный творческий потенциал, достойные нравственные качества и прочные моральные принципы. При этом, реализуя большие воспитательные возможности педагогического процесса, немаловажно формировать у подростка прочные установки на высокую ценность здоровья (как своего здоровья, так и здоровья окружающих), на неизмеримую ценность самой человеческой жизни. Нужно настраивать учащихся на осознанную мотивацию приверженности здоровому образу жизни и разумному самоограничению в развлечениях и удовольствиях, наряду с поощрением расширения круга интересов подростка и его стремления к саморазвитию. Необходимо поощрение настойчивости и целеустремлённости в разностороннем своём развитии и в овладении полезными знаниями и навыками.

В процессе обучения и воспитания учащихся в дошкольном образовательном учреждении и, особенно, в школе — очень важно прививать ребёнку, подростку интерес к обучению, к чтению, к овладению новыми знаниями и умениями, отдавая при этом предпочтение развитию разнообразных полезных интересов и увлечений, формированию созидательной активности, разумной целеустремлённости и воспитанию трудолюбия, жизнелюбия, дружелюбия и альтруизма.

Нужно всячески противостоять распространению среди подростков и молодёжи эгоизма и конфликтности, агрессивности и жестокости, садизма и вандализма, что обычно сочетается с безволием, бездеятельностью и склонностью к гедонизму, открывая дорогу к алкоголизму, токсикомании, наркомании и асоциальному стилю жизни.

Одним из путей воздействия на негативные проявления в молодёжной среде может служить организация молодёжных волонтёрских клубов при педагогических вузах — для воспитательной работы с трудными подростками, имеющими склонность к девиантному поведению. В этом направлении проводится подготовка студентов со специализацией «педагог-превентолог» на факультете Безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Эти молодые специалисты подготавливаются для воспитательной работы с молодёжными контингентами повышенного риска, склонными к наркомании и асоциальному поведению, а также — к проведению антинаркотической профилактической работы в школах и в других образовательных учреждениях.

Валеологическая подготовленность студентов педагогического университета должна быть достаточно основательной, систематизированной и разносторонней, чтобы с должной эффективностью отвечать реальным потребностям дошкольной, школьной и вузовской педагогики, чтобы адекватно реагировать на социальные требования современной жизни, на негативные девиации молодёжной субкультуры и чтобы этим отклонениям активно противодействовать.

Целью образования, как справедливо утверждал в одной из своих работ активный подвижник валеологии, профессор Э. Н. Вайнер, является формирование Гражданина — патриота, созидателя, защитника и семьянина, наделённого честью и достоинством, моралью и нравственностью. И всеми этими качествами подрастающего человека должна наделять школа (независимо от её уровня — начальная, средняя, высшая), отбирая в свои учебные планы и программы обучения, прежде всего, те предметы, которые способствуют формированию этих качеств [19].

Исходя из поставленной цели, задачами валеологического образования учащихся является формирование:

-          мотивации быть здоровым;

-          иммунитета (устойчивости) к негативным влияниям окружающей социальной среды;

-          широкого кругозора и стройного научного мировоззрения, характеризующегося осмысленной оценкой реальных жизненных ценностей и приоритетов, с осознанием своего места в жизни, своих возможностей, задач и перспектив;

-          стремления к своему развитию, побуждение интереса к познанию, к максимальной реализации своих способностей;

-          активной жизненной позиции, нацеленной на саморазвитие и самореализацию личности;

-          прочных морально-нравственных основ личности;

-          широкого круга интересов, увлечений, устремлений;

-          интереса к занятиям физической культурой и спортом;

-          таких социально востребованных качеств личности, как активность, альтруизм, коллективизм, коммуникабельность, честность, ответственность, чуткость, отзывчивость и неравнодушное отношение к окружающему;

-          патриотизма, гражданственности, интеллигентности.

Необходима разработка современной концепции образования, построенной на принципах гуманизации и развивающего обучения, которые помогли бы каждому человеку максимально полно реализовать свой личностный потенциал и могли бы способствовать превращению нашей страны в социально здоровое и преуспевающее государство [19, 20].

В решении этой ответственной социальной задачи валеологическое образование студентов педагогических университетов имеет, несомненно, основополагающее значение. Так, например, исходя из подобных принципиальных позиций, в Республике Казахстан признали необходимость включения валеологии в классификатор специальностей высшего профессионального образования и в планы учебных заведений всех уровней образования [1]. И это, без сомнения, правильное решение, которое нужно приветствовать и рекомендовать к применению так же и в нашей стране, учитывая то, что о целесообразности такого подхода неоднократно указывалось в рекомендациях научных конференций и конгрессов валеологов, проведенных за последние годы.

 

Литература:

 

1.         Абишева З. С., Искакова У. Б., Айхожаева М. Т. и др. Валеологическое образование в Казахском национальном медицинском университете // Валеология: научно-практический журнал. — 2014, № 4. — С. 23–25.

2.         Айзман Р. И., Рубанович В. Б., Суботялов М. А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009. — 214 с.

3.         Апанасенко Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. — СПб.: Петрополис, 1992. — 138 с.

4.         Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология: Учебник для студентов вузов — Киев: Здоровье; — Ростов — на Дону: Феникс; 2000. — 248 с.

5.         Апанасенко Г. Л. Валеология: теоретико-методологические основы // Здоровье человека — 7: Материалы VII Международного научного конгресса валеологов. /Под ред. проф. В. В. Колбанова. — СПб.: Изд-во СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, 2014. — С. 13–18.

6.         Апанасенко Г. Л. Социальная эволюция и здоровье человека // Там же, — с. 195–200.

7.         Бахтин Ю. К. Факторы, оказывающие влияние на здоровье человека, и их значение // Там же, — с. 18–24.

8.         Бахтин Ю. К. Корчагина Г. А., Михайлов Л. А. и др. Валеологическая составляющая образовательного процесса, её роль и значение в педагогическом университете // Основы собриологии, профилактики, социальной педагогики и алкологии: Материалы Международного семинара. Выпуск 13. / Под общей редакцией проф. А. Н. Маюрова. — Н.Новгород — Севастополь: Международная Академия трезвости, 2004. — С. 118–122.

9.         Бахтин Ю. К., Макарова Л. П., Соломин В. П., и др. Валеология в системе наук о здоровье человека.// Материалы 2-ой Всероссийской научно-практической конференции: «Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии» — СПб.: Санкт — Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 1997. — С. 19.

10.     Брехман И. И. Валеология. Начало пути. // Советская Россия. — 1980, 29 мая. — № 122 (7273). — С. 4.

11.     Брехман И. И. Человек и биологически активные вещества. 2-е изд., перераб. М.: Наука, 1980. — С. 20.

12.     Брехман И. И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека. // Вопросы философии, 1982, № 2. — С.48–53.

13.     Брехман И. И. Введение в валеологию — науку о здоровье. — Л.: Наука, 1987. — 125 с.

14.     Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. — 2-е издание, переработанное и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 208 с.

15.     Брехман И. И. Валеология в настоящем и будущем. // Тезисы докладов Первого национального конгресса по профилактической медицине. — СПб.: Медицинское информационное агентство,- 1994. Том 1, с. 22–23.

16.     Брехман И. И. Проблемы обучения человека здоровью. Владивосток, 1995. — 136 с.

17.     Вайнер Э. Н. Общая валеология: Учебник. — Липецк: Липецкое изд-во, 1998. — 183 с.

18.     Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. — М.: Флинта: Наука, 2011 (9-е издание, переработанное). — 448 с.

19.     Вайнер Э. Н. «Культура здоровья» как правопреемница специальности «Валеология» в профессиональном педагогическом образовании. // Материалы 3-его Международного конгресса валеологов. /Под ред. проф.В. В. Колбанова. — СПб.: Санкт — Петербургская Академия последипломного педагогического образования, 2002. — С. 36–37.

20.     Вайнер Э. Н. Жизнь и здоровье детей как приоритет образования. // 6-е Пикалёвские чтения: Гуманизация и гуманитаризация образования. / Материалы межвузовской научно-практической конференции. — СПб.– Пикалёво, 2004, Часть 2-я, С. 3–6.

21.     Вайнер Э. Н., Волынская Е. В. Валеология: Учебный практикум. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 312 с.

22.     Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. / Под ред. И. И. Брехмана — СПб.: Наука, 1993. — 269 с.

23.     Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. / Под ред. И. И. Брехмана — Владивосток: Дальнаука, 1995. Выпуск 2. — 240 с.

24.     Голицына И. И., КарасёваТ. В. Основы валеологии: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей ФППК. Издание 2-е, исправленное и дополненное. — Шуя: ШГПУ, 1997. — 140 с.

25.     Казин Э. М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеолгию: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 192 с.

26.     Казначеев В. П. Основы общей валеологии: Учебное пособие. — М.; Институт практической психологии, 1997. — 48 с.

27.     Казначеев В. П. Проблемы человековедения. /Научная редакция и послесловие А. И. Субетто. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997, С. 180–200.

28.     Колбанов В. В. Валеология: Основные понятия, термины, определения. — СПб.: ДЕАН, 1998. — 232 с.

29.     Колбанов В. В. Как решается проблема полового воспитания детей в Санкт-Петербурге? // Здоровье человека — 4: Материалы IV Международного конгресса валеологов / Под редакцией проф. В. В. Колбанова. — СПб.: Санкт — Петербургская Академия последипломного педагогического образования /СПбАППО/, 2005. — С. 173–175.

30.     Колбанов В. В. Парадоксы валеологии и пути их преодоления. //Здоровье человека — 5: Материалы V Международного научного конгресса валеологов. /Под редакцией проф. В. В. Колбанова.–СПб.: СПбАППО, 2007, с. 3–9.

31.     Колбанов В. В. Учение о здоровье и валеология: от замыслов до реалий // Здоровье человека — 7: Материалы VII Международного научного конгресса валеологов. / Под ред. проф. В. В. Колбанова. — СПб.: Изд-во Первого СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, 2014. — С. 3–7.

32.     Колбанов В. В. Валеологический практикум: Учебное пособие. 3-е издание, исправленное и дополненное. — СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2011. — 224 с.

33.     Комаров Г. Зловещие клещи. // Медицинская газета, 1997, 14 мая, № 36. — С. 3.

34.     Лисицын Ю. П. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения. — Казань: 1998. — 698 с.

35.     Лисицын Ю. П. Здравоохранение в ХХ веке. — М.: Медицина, 2002. — 216 с.

36.     Лисицын Ю. П. Образ жизни как основа здоровья. Анализ факторов риска заболеваемости: Проблемная статья //Медицинская газета, 2010, 19 марта, № 19. — С. 12.

37.     Насонкин О. С. К вопросу о валеологическом образовании в России // Здоровье человека — 6: Материалы VI Международного научного конгресса валеологов. / Под ред. проф. В. В. Колбанова. — СПб.: Изд-во СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, 2011. — С. 68–71.

38.     Овчаров Е. А. Здоровье населения Российской Федерации: анализ и оценка. Учебное пособие для студентов педагогических вузов, 2-е издание. — Нижневартовск: Издательство Нижневартовского педагогического института, 1997. — 237 с.

39.     Петленко В. П. Валеология человека. Здоровье — любовь — красота. В пяти томах. — СПб.: Изд-во «Петроградский и К», 1996–1997гг.: // Т. 1. Валеология и мудрость здоровья. 1996. — 304 с.

40.     Петленко В. П., Давиденко Д. Н. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность. — СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1998. — 120 с.

41.     Попов С. В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). — СПб.: Союз, 1997. — 256 с.

42.     Соломин В. П., Корчагина Г. А., Бахтин Ю. К., Михайлов Л. А., Сопко Г. И. Значение валеологии как учебной дисциплины в педагогическом университете. // Оздоровление средствами образования: Материалы всероссийской научно-практической конференции по оздоровлению подрастающего поколения 2–4 февраля 2005 г. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2005. — С. 31–33.

43.     Тюмасева З. И. Невалеологические проблемы валеологии. // Народное образование, 2002, № 7. — С. 73–79.

44.     Тюмасева З. И., Кваша Б. Ф. Валеология и образование. — СПб.: Изд-во МАНЭБ, 2002. — 380 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle