Влияние медиатизации на институциализацию общественной жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №17 (97) сентябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.09.2015

Статья просмотрена: 840 раз

Библиографическое описание:

Литовченко, И. В. Влияние медиатизации на институциализацию общественной жизни / И. В. Литовченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 498-500. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21830/ (дата обращения: 28.03.2024).

Статья посвящена анализу влияния процесса медиатизации на институциализацию общественной жизни. Показано, что медиатизация влияет на появление новых потребностей в обществе, трансформацию социальных практик, а также стандартов общения и обмена информацией; способствует формированию новых моделей поведения, норм, правил, ограничений, традиций, расширяя тем самым возможности коммуникации и взаимодействия индивидов, что дает основу для институциализации их новых форм в информационном и социальном пространстве современного общества.

Ключевые слова: масс-медиа, медиатизация, институциализация, информационно-коммуникационные технологии, социальный институт.

 

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий в начале ХХІ столетия способствовало появлению и усовершенствованию новых электронных средств массовой коммуникации, а также трансформации и существенному расширению традиционных масс-медиа, которые влияют на человеческое сознание, формирование мировоззрения, ценностей, моделей поведения, норм, традиций и т. д. Сегодня функционирование современных масс-медиа определяется отчасти влиянием глобализационных процессов, которые нуждаются в научном изучении для точного понимания процессов и явлений происходящих в обществе. В контексте вышеуказанных процессов, степень влияния масс-медиа на институциализацию общественной жизни требует социально-философского анализа, а также исследования ее смыслов и аспектов функционирования.

Изучение проблемы роли и функционирования масс-медиа в условиях развития и трансформации современного общества являются предметом изучения представителей широкого круга научных направлений, но, тем не менее, подобные исследования являются актуальными и сегодня. Прежде всего это касается анализа деятельности современных масс-медиа в контексте новых теорий информационного общества и глобализационных процессов, происходящих в нем, что позволяет определить направления и перспективы их развития в условиях глобального информационного пространства. Современные масс-медиа становятся существенным фактором развития и функционирования современного общества, они влияют не только на научно-технический прогресс, но и на процессы институциализации общественной жизни. Вышесказанное обуславливает актуальность проблемы нашего исследования в данной работе.

В разработку вопросов, связанных с изучением сущности, влияния, функций масс-медиа, внесли значительный вклад труды известных представителей общественных наук: X.Арендт, М.Багмет, Р.Барендт, Ж.Бодрийяр, П.Бурдье, М.Вершинин, М.Грачев, Б.Грушин Г.Дебор, К.Джемисон, Д.Элтхейд, И.Кац, К.Кэмпбелл, В.Королько, Н.Коулдри, Ф.Кротц, Л.Кудрявцева, Дж.Лалл, Ю.Левада, С.Ливингстон, М.Мак-Комбс, Д.МакКуэйл, Р.МакЧесни, В.Моисеев, Т.Парсонс, Дж.Питерс, Г.Почепцов, И.Рогозина, Т.Розак, Э.Росс, Р.Сильверстоун, М.Скаммел, Р.Сноу, А.Соловьев, А.Трахтенберг, О.Третьякова, Э.Фромм, Ю.Хабермас, С.Хьярвард, П.-И.Филатенко, И.Шерель, Д.Яковлев и т. д.

Стремительное развитие и трансформация масс-медиа как социального института обусловлено не только техническими инновациями, но и серьезными социальными изменениями, происходящими в обществе. С развитием и распространением современных масс-медиа возросли и потоки, также объемы доступной потребителям информации, изменилась и специфика информационного общества — оно все больше медиатизируется и превращается в так называемое «медиа-общество». При этом следует отметить, что постоянное развитие и изменение медиа-пространства создает предпосылки для формирования нового медиа-образа и медиа-порядка, трансформации медиа-культуры в целом: ослабление ограничений для доступа к потокам информации; возрастание объемов информации; интеграция национальных медиа-рынков в глобальную медиа-структуру; практически неограниченная доступность медиа-ресурсов интернета независимо от места нахождения человека и т. д. Создавая специфическое информационное пространство, современные масс-медиа влияют на формирование мировоззрения, ценностей и интересов личности, а также ее поведенческих стереотипов. Они представляют обществу образы социальных коммуникаций, взаимодействий, а также институтов, которые способны воспроизводиться повседневно и определять, что в обществе является нормой, а что — девиацией и т. д. Такое возростание роли и степени влияния процессов распространения информации О.Третьякова называет «медиатизацией» [1, с.68].

Изначально термин «медиатизация», как отмечают в своих исследовательских работах Л.Кудрявцева и И.Филатенко, испльзовали с целю описания специфической технико-технологической инфраструктуры, основной задачей которой являлось обеспечение доступа индивида к информации цивилизации. Впоследствии предметом исследования представителей широкого круга общественных наук становится процесс «медиатизации общества» как становления особого типа социального пространства. Выше упомянутые ученые, Л.Кудрявцева и И.Филатенко, определяют медиатизацию как «глобальный интенсивный процесс воздействия средств массовой информации на общественное сознание, который приводит к «внутренней колонизации», «фрагментации», «обнищанию» ментальных представлений деятельности человека, разрушению многих конструктивных элементов в традиционной структуре человеческого опыта» [2, с. 440].

Более широкий, ориентированный на последствия медиатизации, подход представлен в работах И.Рогозиной, которая определяет ее как «процесс и результат глобального воздействия на мышление индивидов при помощи различных медиа, выражающегося в формировании картины мира посредством специфически медийных когниотипов (медиа-когниотипов) — когнитивных структур познания и представления реальности, возникающих при взаимодействии индивида с глобальным информационным пространством [3, с. 123]. Следует отметить, что функционирование современных масс-медиа очень тесно связано с процессами глобализации, которые способны размывать временные и пространственные границы и характеризуются постоянно циркулирующими в мире потоками информации. Такие новые возможности предлагают участникам социальной интеракции в информационном пространстве конструировать новые правила социального поведения и соответствующие институционные механизмы его регулирования. Усиливающиеся в последнее время глобальные тенденции сопутствуют процессам переоценивания приоритетов во всех сферах жизнедеятельности человека, что обуславливает необходимость радикальных изменений, а также переосмысления сложившихся в обществе норм, правил, стандартов и т. д. [4, с.121].

Современный человек, вовлеченный в информационное пространство повседневной жизни, превращается в потребителя разнообразного медиа-товара и попадает в определенную зависимость от него. В данном контексте актуальной является мысль профессора Е.Вартановой о том, что с усилением роли в жизни человека нематериальных факторов (идей, ценностей, убеждений), в обществе формируется новый тип человека — «человека медийного» («homo mediatus»). Становление и развитие «человека медийного» объясняется исследовательницей тем, что индивидуальная картина мира каждого человека в современном мире создается благодаря медиатизированной информации, которая влияет на принятие решений [5, c.11–13] и социальное взаимодействие. Сходство таких людей проявляется в потреблении масс-медийного содержания, которое формирует систему ценностей и убеждений, норм, правил, традиций, моделей поведения и т. д. Благодаря масс-медиа в современной медиасреде существует соответствие между значениями и смыслами участников социального взаимодействия, общее понимание ими реальности, возможность потребления общего запаса социального знания, благодаря которому воспроизводится понятная и, общая для большинства, социальная реальность.

Медиа-пространство современности выполняет важнейшие функции удовлетворения духовных, социокультурных и других потребностей, вовлекая в процесс потребления предоставляемых «услуг». С.Демченко в своих исследования отмечает, что медиатизация человека, социальных отношений, общества стала основой для функционирования средств коммуникации как создателей и выразителей интересов новых социальных структур [4, с.122], например, подчеркивает С.Алексихин, мощных медиа-холдингов, объединенных общей целью и ценностями. В подобных сообществах нового типа коммуникационные средства впервые выступили как один из главных системообразующих факторов [6, c. 63]. Данная тенденция сегодня характерна Интернету, который становится прерогативой информационного общества со всеми его социо-культурными и технико-экономическими возможностями, одной из которых является формирование виртуальных общностей и новых практик. Они формируются на основе общих информационно-коммуникационных интересов, не ограничиваются национальными, временными или географическими границами и способны осуществлять социокультурное, экономическое и политическое влияние, как на отдельные социальные группы, общества, так и на весь мир в целом.. Такие образования способны выходить за черту виртуальной реальности, проникая в социальную, создавать новые формы взаимодействия, потребности, нормы, правила, традиции, модели поведения, тем самым обеспечивая основу для их институциализации в обществе.

Следует отметить, что институциональные связи масс-медиа имеют достаточно сложную систему, а их функционирование, участие в процессах социальной дифференциации и социальной интеграции зависит от степени их автономности, а также возможности противостоять влиянию других институтов.

Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий влияет на трансформацию медийных практик, а также стандартов общения и обмена информацией, способствует формированию новых моделей поведения, норм, правил, обычаев, расширяя тем самым возможности коммуникации и взаимодействия в обществе. Такие тенденции обуславливают формирование новых потребностей индивидов, что дает основу для институциализации новых форм взаимодействия в информационном пространстве современного общества (социальные сети, электронный бизнес и т. д.). Современные масс-медиа стали неотъемлемой частью инфраструктуры общества, влияя как на технологический, так и на социальный прогресс человечества. Они выступают посредником между обществом, общественными организациями, государственными, политическими, социальными, культурными и другими институтами.

 

Литература:

 

1.         Третьякова О. В. Медиатизация правовой жизни общества: pro et contra / О. В. Третьякова / Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2011. — Вып. 1. — с. 67–72.

2.         Кудрявцева Л. А. Медиатизация жизненного пространства современного украинского социума: взгляд лингвиста / Л. А. Кудрявцева, И. А. Филатенко // Материалы III Международного конгресса исследователей русского языка «Русский Язык: Исторические судьбы и современность»: сб. тезисов. — М., 2007. — с. 439–440.

3.         Рогозина И. В. Функции и структура медиа- картины мира / И. В. Рогозина // Методология современной психолингвистики [Сборник статей]. — Москва; Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. — 204 с.

4.         Демченко С. В. Комунікаційний аспект у розбудові сучасного громадянського суспільства / С. В. Демченко / Теле-та радіожурналістика. — 2012. — Вип. 11. — с. 117–123.

5.         Вартанова Е. Л. От человека социального — к человеку медийному / Е. Л. Вартанова // От книги до Интернета: десять лет спустя. — М.: Медиа — Мир, 2009. — с. 3–15

6.         Алексухин С. И. Формирование новых коммуникативных сообществ / С. И. Алексухин // Массовая коммуникация в современной России: сб. научн. ст. — М., 2003. — с. 61–79.

Основные термины (генерируются автоматически): общество, современное общество, информационное общество, информационное пространство, модель поведения, общественная жизнь, глобальное информационное пространство, социальное взаимодействие, социальное пространство, социальный институт.


Похожие статьи

Современное информационное пространство в системе...

Современное информационное пространство в системе воспитания подрастающего поколения.

информационно-коммуникативные взаимодействия с людьми (сверстниками, представителями младшего и старшего поколений), с окружающим миром в целом.

Информатизация общества как одна из важнейших составляющих...

Дополнительно появление информационных и коммуникативных технологий в политической сфере изменили устаревшие представления, модели поведения между людьми в социуме, политическими институтами и структурами.

Информация в глобальном мире: особенности и перспективы

Социально-информационный компонент современной глобализации находит, во- первых, отражение в

Параметры информационного пространства задаются всем многообразием геополитических, природных, исторических и социальных условий существования общества.

Развитие медиапространства в современном обществе

современное медиа-пространство, социальное пространство, телевидение, современное общество, свободный человек, свободное одобрение, объективная реальность, мировое сообщество, массовая информация...

Информационное общество и религия: постсекулярное общество

Социальную структуру информационного века М. Кастельс называет сетевым обществом

общественно- экспертных институтов, таких, как Общественная Палата, Всемирный.

Перспективы интеграции Узбекистана в глобальное информационное общество.

Риски современного информационного общества | Статья...

Скорость и глубина глобальных перемен современного общества бросают вызов способности человека обеспечивать ориентиры в окружающем мире; они захватывают развитие всех сфер общественной жизни и мировых процессов.

Коммуникативная специфика интернет-пространства

Сегодня Интернет является основной средой развития современного информационного общества.

Популярность и доступность интернет-пространства стремительно выросли, что привело к тотальной «оцифровке» социальных коммуникативных процессов.

Образовательный потенциал глобальных информационных...

информационное общество, социальное пространство, сеть, начало XXI, социокультурный потенциал, образовательная социальная система, высшее образование, информационная деятельность...

Парадоксы развития информатизирующегося общества

Социальный интеллект, информационное общество, Общество, современное общество, общественное развитие, парадокс, противоречие, структура, Информационная эпоха, движущая сила.

Похожие статьи

Современное информационное пространство в системе...

Современное информационное пространство в системе воспитания подрастающего поколения.

информационно-коммуникативные взаимодействия с людьми (сверстниками, представителями младшего и старшего поколений), с окружающим миром в целом.

Информатизация общества как одна из важнейших составляющих...

Дополнительно появление информационных и коммуникативных технологий в политической сфере изменили устаревшие представления, модели поведения между людьми в социуме, политическими институтами и структурами.

Информация в глобальном мире: особенности и перспективы

Социально-информационный компонент современной глобализации находит, во- первых, отражение в

Параметры информационного пространства задаются всем многообразием геополитических, природных, исторических и социальных условий существования общества.

Развитие медиапространства в современном обществе

современное медиа-пространство, социальное пространство, телевидение, современное общество, свободный человек, свободное одобрение, объективная реальность, мировое сообщество, массовая информация...

Информационное общество и религия: постсекулярное общество

Социальную структуру информационного века М. Кастельс называет сетевым обществом

общественно- экспертных институтов, таких, как Общественная Палата, Всемирный.

Перспективы интеграции Узбекистана в глобальное информационное общество.

Риски современного информационного общества | Статья...

Скорость и глубина глобальных перемен современного общества бросают вызов способности человека обеспечивать ориентиры в окружающем мире; они захватывают развитие всех сфер общественной жизни и мировых процессов.

Коммуникативная специфика интернет-пространства

Сегодня Интернет является основной средой развития современного информационного общества.

Популярность и доступность интернет-пространства стремительно выросли, что привело к тотальной «оцифровке» социальных коммуникативных процессов.

Образовательный потенциал глобальных информационных...

информационное общество, социальное пространство, сеть, начало XXI, социокультурный потенциал, образовательная социальная система, высшее образование, информационная деятельность...

Парадоксы развития информатизирующегося общества

Социальный интеллект, информационное общество, Общество, современное общество, общественное развитие, парадокс, противоречие, структура, Информационная эпоха, движущая сила.

Задать вопрос