Библиографическое описание:

Самсикова Н. А. К вопросу об оценке сформированности предметно-методической компетентности студентов — будущих учителей математики // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 568-572.

В статье рассматриваются методы оценивания предметно-методической компетентности студентов, которая является одной из важных составляющих методической компетентности будущих учителей математикии может эффективно формироваться только в ходе их самостоятельной работы. Также, представлены признаки и критерии оценивания предметно-методической компетентности и сформированности самостоятельной учебно-профессиональной деятельности студентов.

Ключевые слова: самостоятельная работа, методическое обеспечение, предметно-методическая компетентность.

 

В настоящее время, рассматривая методическую подготовку будущих учителей математики, необходимо исходить из современного понимания методической компетентности учителя, которая определяет его профессиональное мастерство и уверенное владение учебным предметом [1, 2]. Поэтому в состав методической компетентности будущего учителя математики, по нашему мнению, должны входить следующие компоненты: предметно-методическая, обще-методическая и специально-методическая компетентности, каждая из которых является интегративным образованием и включает в себя следующие компоненты: мотивационно-целевой, когнитивно-содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-рефлексивный.

В свою очередь предметно-методическая, обще-методическая и специально-методическая компетентности имеют определенные компоненты (см. таблицу 1) и связаны со всеми компетенциями, представленными во ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Математика и физика».

Таблица 1

Структурные компоненты методической компетентности учителя математики и их характеристика

Структурные компоненты методической компетентности

Характеристика компонентов методической компетентности учителя математики

Предметно-методическая компетентность

Способность выделять разные цели изучения компонентов математического содержания(понятия, задачи, алгоритмы, теоремы);

Способность анализировать и оценивать:

— сформированность универсальных учебных действий (логических) на математическом содержании;

— метапредметный и математический потенциал содержания

Способность осуществлять поиск способов выполнения познавательного действия при работе с предметным содержанием

Способность выполнять учебные действия с отдельными компонентами математического содержания и содержания в целом

Способность выделять и оценивать метапредметный потенциал математического содержания

Способность проектировать математическое содержание для достижения разных образовательных результатов

Осуществляет осознанный поиск новых методик и технологий для работы с отдельными компонентами математического содержания и содержания в целом

Общеметодическая компетентность

Способность в доступной форме объяснить материал (решение задачи или доказательство теоремы) с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся

Способность студентов организовывать процесс обучения школьников (математике)

Способность эффективно использовать методы обучения (математике)

Способность определять цели обучения и выбирать адекватные средства их достижения

Способность проектировать элементы процесса обучения (математике)

Способность к самоанализу и самоконтролю (саморефлексия)

Способность к переносу знаний, методов, приемов обучения (математике) в новые условия

Готовность анализировать и использовать передовой опыт учителей (математики) в учебном процессе

Специально-методическая компетентность

Готовность предотвращать затруднения учащихся, возникающие при обучении математике

Готовность организовывать коллективную, групповую и индивидуальную работы с учащимися по математике

Способность сочетать разнообразные формы и методы обучения и контроля знаний учащихся по математике

Готовность организовывать и проводить любую из форм внеклассной работы с учащимися по математике

Владение современными техническими средствами обучения (программным обеспечением) математике

 

Предложенные компоненты методической компетентности учителя математики введены с учетом того, что представленные компетенции во ФГОС ВПО имеют обобщенный вид, так как предназначены не только для будущих учителей математики, но и для других профилей подготовки студентов в вузе. Мы уточнили и сформулировали описание структурных компонентов компетентностей, которые должны быть выделены в предметно-методической составляющей.

Остановимся на рассмотрении только одного структурного компонента — предметно-методической компетентности. В обобщенном виде под предметно-методической компетентностью мы понимаем интегративное качество личности, фактическую готовность и способность будущего учителя математики действовать в конкретной предметной области знаний; способность анализировать предметное содержание с точки зрения достижения школьниками предметных и метапредметных результатов, а также проектировать учебные материалы для оценки достижения различных образовательных результатов.

В педагогическом вузе предметно-методическая компетентность может эффективно формироваться в ходе самостоятельной работы студентов, которая имеет все структурные характеристики деятельности (учебно-познавательной, учебно-профессиональной). Для организации такой самостоятельной работы нами была разработана система методического обеспечения самостоятельной работы студентов, которая ориентирована на реализацию всех компонентов структуры деятельности: мотивационно-целевого, когнитивно-содержательного, операционно-деятельностного, оценочно-рефлексивного. При этом, каждый из компонентов системы представлен основными, дополнительными и вспомогательными элементами, которые способствуют созданию качественно новых форм организации самостоятельной работы студентов. Отличительной особенностью системы методического обеспечения самостоятельной работы студентов является достаточность, информационная открытость и мобильность. Разработанная система способствует включению студентов в активную самостоятельную деятельность, формирует потребность в самообразовании, развивает их творческий потенциал, создает основу индивидуального стиля будущей профессиональной деятельности, позволяет управлять процессом прохождения будущим учителем своей образовательной траектории.

В рамках статьи остановимся на рассмотрении оценочно-рефлексивного компонента. Оценочно-рефлексивный компонент системы методического обеспечения самостоятельной работы студентов предполагает наличие конкретного результата деятельности по формированию предметно-методической компетентности студентов — будущих учителей математики. Поэтому в систему методического обеспечения самостоятельной работы студентов включены методические средства для оценки достижения предметно-методической компетентности студентов.

Сформированность предметно-методической компетентности студентов целесообразно проверять по следующим показателям: включение студентов в самостоятельную учебно-профессиональную деятельность и умение работать с предметным содержанием.

С целью выявления уровня сформированности предметно-методической компетентности студентов применяются контрольные работы со специально разработанными заданиями и экспертные листы оценки. Для выявления уровня сформированности самостоятельности учебно-профессиональной деятельности студентов также применялся разработанный экспертный лист оценки. Приведем пример контрольной работы по теме «Методика работы с сюжетной задачей».

1.                  Напишите, какие цели (цель) можно было поставить по изучению темы «Методика работы с сюжетной задачей». Выделите (подчеркните) те, которых Вы достигли.

2.                  Определите действия, которые нужно выполнить для достижения каждой из поставленных Вами целей.

3.                  Задача. Пройдя половину пути, теплоход увеличил скорость в 2 раза, благодаря чему прибыл в конечный пункт на час раньше срока. Сколько времени плыл теплоход? Задание. Решите задачу разными методами. Обоснуйте какие предметные и метапредметные результаты возможно сформировать у школьников решая сюжетные задачи разными методами.

4.                  Опишите методику работы с задачей из пункта 3, остановившись только на одном методе ее решения (выбор метода объясните или аргументируйте себе и школьникам). Результаты работы занесите в таблицу:

Этапы работы с задачей

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 

 

 

5.                  Заполните лист самооценки учебных умений

Компоненты учебной деятельности

5

4

3

2

1

1.                   

Умею определять цель деятельности

 

 

 

 

 

2.                   

Умею соотносить результат с целью

 

 

 

 

 

3.                   

Умею составлять план деятельности по работе с математическим содержанием

 

 

 

 

 

4.                   

Умею осуществлять выбор действий и их выполнение для достижения поставленных целей

 

 

 

 

 

5.                   

Умею осуществлять оценку своей деятельности

 

 

 

 

 

 

Разработаны уровни и критерии оценки сформированности предметно-методической компетентности студентов:

-          пороговый (удовлетворительно) уровень сформированности предметно-методической компетентности 52–69 баллов

Основные признаки уровня

Критерии оценки сформированности предметно-методической компетентности (в баллах)

Пороговый

Продвинутый

Высокий

– (1) выбирает из предложенного списка цели выполнения того или иного действия при работе с предметным содержанием

5

6

7

– (2) выделяет в содержании предметную и метапредметную составляющие

5

6

7

– (3) осмысливает операционный состав методического или учебно-познавательного действия при работе с предметным содержанием

14

15

17

– (4) осуществляет поиск способов выполнения познавательного действия при работе с предметным содержанием на основе образца, предложенного в инструкции

14

16

18

– (5) использует традиционную методику по предложенному образцу

14

17

20

Итого

52

60

69

 

-          продвинутый (хорошо) уровень сформированности предметно-методической компетентности 70–84 баллов

Основные признаки уровня

Критерии оценки сформированности предметно-методической компетентности (в баллах)

Пороговый

Продвинутый

Высокий

– (6) осознает цели выполнения того или иного действия при работе с предметным содержанием

8

9

10

– (7) анализирует и оценивает предметное содержание с точки зрения достижения школьниками предметных результатов

16

18

20

– (8) проектирует математическое содержание для достижения предметных результатов

21

23

25

‑ (9) владеет различными методиками работы с отдельными компонентами математического содержания и содержания в целом

25

27

29

Итого

70

77

84

 

-          высокий (отлично) уровень сформированности предметно-методической компетентности 85–100 баллов

Основные признаки уровня

Критерии оценки сформированности предметно-методической компетентности (в баллах)

Пороговый

Продвинутый

Высокий

– (10) умеет ставить перед собой цели выполнения того или иного действия при работе с предметным содержанием

12

14

15

– (11) анализирует и оценивает предметное содержание с точки зрения достижения школьниками метапредметных результатов;

23

24

25

– (12) проектирует математическое содержание для достижения разных образовательных результатов

25

27

30

– (13) самостоятельно применяет в профессиональной деятельности умения работать с отдельными компонентами математического содержания и содержания в целом

25

27

30

Итого

85

92

100

 

На основании уровней и критериев оценки сформированности предметно-методической компетентности студентов были определены критерии оценивания контрольных работ.

Задание 1 состоит из (10) и оценивается от 12 до 15 баллов.

Задание 2 состоит из (7) и (11) и оценивается от 15 до 25 баллов.

Задание 3 состоит из (3), (4) и оценивается от 14 до 25 баллов.

Задание 4 состоит из (9), (11), (12), (13) и оценивается от 23 до 30 баллов.

Задание 5 оценивается от 0 до 5 баллов (средний балл самооценки студентов).

Для оценки сформированности у студентов предметно-методической компетентности методом экспертной оценки осуществляется перевод качественных характеристик экспертной оценки в баллы. Показатели и критерии оценивания уровня сформированности предметно-методической компетентности студентов представлены следующим образом:

-          на «пороговом» уровне студент:

·                    знает структуру и виды отдельных компонентов математического содержания (от 3 до 5 баллов);

·                    умеет выполнять действия (учебные, познавательные) с основными компонентами математического содержания (от 3 до 5 баллов);

·                    способен оценивать действия школьников, связанные с работой над основными компонентами математического содержания (от 3 до 5 баллов).

-          на «продвинутом» уровне студент:

·                    знает методику работы с основными компонентами математического содержания (от 6 до 8 баллов);

·                    умеет выявлять предметный потенциал основных компонентов математического содержания (от 6 до 8 баллов);

·                    способен конструировать фрагменты уроков (уроки в целом), связанные с работой над основными компонентами математического содержания (от 6 до 8 баллов).

-          на «высоком» уровне студент:

·                    знает различные методики и технологии работы с основными компонентами математического содержания (от 8 до 10 баллов);

·                    умеет выявлять и оценивать метапредметный потенциал математического содержания (от 8 до 10 баллов);

·                    способен конструировать процесс обучения, направленный на достижение метапредметных результатов (от 8 до 10 баллов).

Для оценки сформированности у студентов уровня самостоятельности учебно-профессиональной деятельности студентов методом экспертной оценки также осуществляется перевод качественных характеристик экспертной оценки в баллы.

Показатели и критерии оценивания уровня студентов уровня самостоятельности учебно-профессиональной деятельности студентов, представленные следующим образом:

-          к «высокому» уровню относятся студенты, которые:

·                    самостоятельно определяют цель учебно-познавательной деятельности (9–10 баллов);

·                    самостоятельно определяет операционный состав действий при работе с основными компонентами математического содержания (9–10 баллов);

·                    самостоятельно осуществляют выбор действий и их выполнение для достижения поставленных целей (9–10 баллов);

·                    самостоятельно осуществляет оценку своей деятельности (9–10 баллов).

-          к «среднему» уровню относятся студенты, которые:

·                    осознают цели выполнения той или иной учебно-познавательной деятельности (6–8 баллов);

·                    раскрывают операционный состав действий при работе с основными компонентами математического содержания, в предложенном фрагменте урока (6–8 баллов);

·                    самостоятельно используют предложенные действия и выполняют их для достижения поставленных целей (6–8 баллов);

·                    осуществляет оценку своей деятельности, по предложенным преподавателем, критериям (6–8 баллов).

-          к «низкому» уровню относятся студенты, которые:

·                    выбирают из предложенного списка цели выполнения той или иной учебно-познавательной деятельности (3–5 баллов);

·                    выбирают операционный состав действий при работе с основными компонентами математического содержания, из предложенных в инструкции (3–5 баллов);

·                    осуществляют выбор действий, из предложенного списка, и выполняют их по образцу (3–5 баллов);

·                    осуществляет оценку своей деятельности с помощью преподавателя (3–5 баллов).

Результаты экспертных оценок и контрольных работ доказали необходимость и перспективность в практике методики обучения математике применения системы заданий для самостоятельной работы студентов по формированию у них предметно-методической компетентности и повышения уровня самостоятельности учебно-профессиональной деятельности. При этом, было установлено, что существует взаимосвязь между повышением уровня сформированности предметно-методической компетентности и уровнем самостоятельности учебно-профессиональной деятельности студентов.

 

Литература:

 

1.      Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

2.      Стефанова Н. Л. Новый подход к организации самостоятельной работы будущих учителей математики в ходе методической подготовки // Теоретические и прикладные аспекты математики, информатики и образования: материалы Междунар. науч. конф. (Архангельск, 16–21 ноября 2014 г.) / редкол.: И. И. Василишин и др.; Сев. (Арктич.) федер. Ун-т им. М. В. Ломоносова; Ин-т мат. и информ. Болгар.акад. наук, ин-т информатизации образования РАО; Моск. пед. гос. ун-т. — Архангельск: САФУ, 2014. — С. 109–114.

3.      Виландеберк А. А., Шубина Н. Л. Новый учебный процесс: коротко о главном: Методическое пособие для преподавателей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 54 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle