Библиографическое описание:

Плесовских Л. В. Программа по дополнительному образованию «Оригами» в начальной школе // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 557-561.

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Оригами» является программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов моей многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.

Цель программы:

Развитие творческих способностей, логического мышления, расширение кругозора, художественного вкуса учащихся начальной школы.

Задачи программы:

Обучающие

Обучение различным приемам работы с бумагой.

Знакомство детей с основными базовыми формами оригами и геометрическими понятиями (квадрат, треугольник

Развивающие:

Развитие пространственного воображения, мышления и речи

Развитие мелкой моторики пальцев рук;

Развитие исследовательских навыков обучающихся;

Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии

Воспитательные:

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Стимулирование интереса и любви к искусству оригами

Расширение коммуникативных способностей детей.

Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Известно, что оригами — это одна из увлекательных форм познания мира. Первые попытки использовать оригами в педагогических целях в Европе связывают с именем немецкого гуманиста Фридриха Фребеля (1782–1852 гг.), высоко оценившего искусство складывать бумагу как способ ознакомления детей с азами геометрии. Основы геометрии он предлагал изучать не с помощью линейки, циркуля и отвлеченных понятий, а на примере фигур складывающейся бумаги. Считая Природу лучшим учителем человечества, Ф. Фребель стремился воплотить в жизнь свою идею о том, что постоянная практическая деятельность ребенка является составной частью воспитания и способствует его умственному развитию. Но познавательные возможности занятий оригами гораздо шире. Не случайно в некоторых странах это занятие — такой же обязательный школьный предмет, как родная речь или математика.

В программе предусмотрены формы проведения занятий:

-          копирование детьми действий педагога (самая распространённая форма);

-          учитель показывает несколько этапов складывания фигурки, а затем дети по памяти повторяют увиденные действия.

Место курса в учебном плане

Программа оригами адресована учащимся начальной школы 2–4 класс рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью один час одного урока, в основном, для детей, которые посещают группу продленного дня. Программа составлена с учетом знаний, умений и навыков младших школьников, которые они получают на уроках математики, технологии, изобразительного искусства. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. Реализация предлагаемой программы помогает детям быстрее включиться в активное сотрудничество между собой. Разница в возрасте предполагает взаимопомощь между детьми, что положительно сказывается на результативности освоения программы.

Оборудование и инструменты

Ножницы, игла линейка, циркуль

Материалы: карандаш, акварельные краски, гуашь, клей ПВА, картон, цветная и белая бумага, клей канцелярский, линолеум

Учебно-методическое обеспечение

Раздаточный материал

В качестве дидактического раздаточного материала используются: шаблоны, трафарет, образцы поделок.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся должны:

-          научиться различным приемам работы с бумагой;

-          освоить основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

-          научиться следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;––

-          способствовать развитию внимания, памяти, пространственного воображения;

-          развивать мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

-          познакомиться с искусством оригами;

-          овладеть навыками культуры труда;

-          приобрести навыки работы в коллективе.

Таблица 1

Тематическое планирование. 1-й год обучения

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Краткое содержание занятия

 

1.                   

Знакомство с оригами

1

Правила поведения на занятиях оригами.

Правила пользования материалами и инструментами.

Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки.

 

2.                   

Условные обозначения на схемах

2

Практическая деятельность

Нахождение на схемах обозначений: поворот, сгиб, гора. Выполнение действий по схеме

 

3.                   

Квадрат — основная базовая форма оригами

5

Знакомство с понятием «базовые формы».

Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами.

Практическая деятельность:

Изготовление моделей по схемам

Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).

Упражнения в получении квадрата из произвольного листа бумаги

 

4.                   

Базовая форма:

«Треугольник»

5

Знакомство с базовой формой «треугольник».

Демонстрация складывания базовой формы «треугольник».

Практическая деятельность:

Изготовление моделей по схемам:

Пароход.

Стаканчик.

Мордочки животных

Щенок

 

5.                   

Базовая форма:

«Воздушный змей»

5

Знакомство с базовой формой «воздушный змей».

Демонстрация складывания базовой формы «воздушный змей». Алгоритм изготовления модели.

Практическая деятельность:

Изготовление моделей по схемам: Петушок, Щенок, Рыба, Голубь, Сапожок, Котенок

 

6.                   

Базовая форма:

«Двойной треугольник»

4

Знакомство с базовой формой «двойной треугольник».

Демонстрация складывания базовой формы «двойной треугольник». Изготовление модели по плану. Повторение названий базовых форм; повторение действий прошедших занятий; повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.

Практическая деятельность:

Водяная бомбочка, Надувной цветок, Машина, Парусник

 

7.                   

Базовая форма:

«Двойной квадрат»

4

Знакомство с базовой формой «двойной квадрат».

Демонстрация складывания базовой формы «двойной квадрат».

Практическая деятельность:

Изготовление моделей по схемам:

Жаба, Танк

Яхта.

 

8.                   

Базовая форма «Конверт»

2

Знакомство с базовой формой «конверт».

Демонстрация складывания базовой формы «конверт».

Изготовление модели по плану.

Практическая деятельность:

Изготовление моделей по схемам:

Пароход и подводная лодка.

 

9.                   

Базовая форма «Домик»

2

Познавательная деятельность:

Знакомство с базовой формой «дом». Демонстрация складывания базовой формы «дом». Алгоритм изготовления модели.

Практическая деятельность:

Пилотка

Цыпленок

 

10.               

Повторение базовых форм

5

Повторение алгоритма складывания базовых форм.

Практическая деятельность:

Изготовление сказочных персонажей сказки «Теремок»(мышка, лягушка, лиса, волк, ёж, медведь) в технике оригами.

 

11.               

Работы к Новому году в технике оригами

3

Практическая деятельность:

Снеговики (несколько вариантов)

 

12.               

Цветы в технике оригами

4

Практическая деятельность:

Тюльпан с листочком

Лилия

Цветок лотос

Фуксия.

 

13.               

Морские фигурки в технике оригами

5

Практическая деятельность:

Морской котик

Кит

Дельфин

Акула

Щука

 

14.               

Куклы-наперстки в технике оригами

5

Практическая деятельность:

Заяц

Лиса

Поросенок

Мишка

Туловище зверюшек

 

15.               

Говорящие мордашки в технике оригами

4

Практическая деятельность:

Говорящая ворона

Говорящий лис

Лягушонок

Мышь

 

16.               

Транспорт в технике оригами

3

Практическая деятельность:

Самолет

Парусник

Машина

 

17.               

Птицы в технике оригами

2

Практическая деятельность:

Журавлик

Пингвин

 

18.               

Коробочки из модулей в технике оригами

4

Практическая деятельность:

Коробочка для подарков

Коробочка с крышкой

 

19.               

Итоговые занятия

Оформление выставочных работ

3

Познавательная деятельность:

Оценка умений: организовывать свое рабочее место, рационально использовать необходимые материалы, аккуратно выполнять работы.

Подведение итогов работы за год.

Практическая деятельность:

Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса работ детей. Вручение грамот, призов.

 

 

Итого

68

 

 

 

Тематическое планирование. 2-й год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

1

Вводное занятие

1

Познавательная деятельность:

Беседа: Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе с ручными инструментам. Беседа по охране труда.

2

Базовые формы оригами

2

Познавательная деятельность:

Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм.

3

Базовая форма:

«Катамаран»

2

Познавательная деятельность:

Знакомство с базовой формой «Катамаран». Демонстрация складывания базовой формы «Катамаран». Алгоритм изготовления модели.

Практическая деятельность:

Изготовление моделей по схемам: Лодки (разновидности)

4

Базовая форма:

«Птица»

4

Познавательная деятельность:

Знакомство с базовой формой «Птица». Демонстрация складывания базовой формы «птица». Изготовление модели по плану.

Практическая деятельность:

Изготовление моделей по схемам: Ласточка, Кенгуру, Журавлик, Верблюд

5

Базовая форма: «Блинчик»

2

Познавательная деятельность:

Знакомство с базовой формой «блинчик». Демонстрация складывания базовой формы «блинчик»

Практическая деятельность:

Крокус. Кораблик

6

Базовая форма «Лягушка»

3

Познавательная деятельность:

Знакомство с базовой формой «лягушка».

Практическая деятельность:

Колокольчик. Вазочка. Ракета

 

7

Базовая форма «Дверь»

4

Познавательная деятельность:

Повторение алгоритма складывания базовой формы «дверь».

Практическая деятельность:

Автомобиль, Лодка. Мышь. Поросёнок.

8

Новогодние конверты в технике оригами

2

Практическая деятельность:

Новогодние конверты для поздравлений

9

Кубики из модулей в технике оригами

6

Практическая деятельность:

Изготовление поделок с использованием разных цветов бумаги

10

Новогодние украшения для классов в технике оригами

10

Практическая деятельность:

Гирлянды — коллективная работа

11

Балеринки –снежинки в технике оригами

5

Практическая деятельность:

Балеринки — снежинки (по трафарету)

12

Елки в технике оригами

2

Практическая деятельность:

Поделка выполняется в двух вариантах.

13

Змейка из бумаги в технике оригами

3

Практическая деятельность:

Коллективная работа

14

Одежда и аксессуары в технике оригами

10

Практическая деятельность:

Открытка-платье, зонтик, бантик, галстук, веер, сережки, кошелек

15

Коробочки в технике оригами

5

Практическая деятельность:

Коробочка-сердце, коробочка для пасхальных яиц, коробочка с крышкой, коробочка-звезда

16

Валентинки в технике оригами

3

Практическая деятельность:

Изготовление валентинок.

17

Итоговые занятия

Оформление выставочных работ

4

Подведение итогов работы за год.

Практическая деятельность:

Выставка поделок, изготовленных в течение года. Проведение конкурса работ детей. Вручение грамот, призов.

 

Итого

68

 

 

Литература:

 

1.      Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т. Б. Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2006

2.      Соколова С. В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С. В. Соколова. — СПб.: Нева, 2007

3.      Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г. И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг, 2007.

4.      Ступак Е. А. Игры и конкурсы, М., «Айрис-пресс», 2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle