Библиографическое описание:

Немчинов О. А. Перспективы создания межрегиональной транспортно-логистической сети в Самарской области // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 458-461.

В современных условиях транспорт является важнейшим фактором социально-экономического роста, который обеспечивает единство социально-экономического пространства страны, связывает между собой отдельные регионы государства, способствует международному сотрудничеству, повышает эффективность использования природных ресурсов [1].

Перевозки всеми видами транспорта, консолидация, распределение и хранение грузов имеют большие перспективы развития, как для России в целом, так и для отдельных регионов, в контексте объединения указанных процессов в единую транспортно-распределительную сеть. С каждым годом транспортно-логистические сети продолжают расширяться и совершенствоваться, однако масштабы и клиентоориентированность такого расширения не достаточно соответствуют запросам населения, государства и бизнеса.

Бесспорно, значимую роль в развитии транспортного комплекса РФ должна сыграть реализация «Транспортной стратегии до 2030 года». При этом развитие транспортной инфраструктуры предусматривается на принципах национальных транспортных коридоров, которые впоследствии стыкуются с международными транспортными коридорами Европы и Азии.

Использование принципов логистики в реализации стратегии способствует, прежде всего, ускорению и непрерывности движения грузовых потоков, снижению до 40 % затрат на дистрибьюцию, развитию контейнерных и контрейлерных перевозок в интер- и мультимодальном сообщении, обеспечению логистического сервиса на международном уровне. Что, в конечном итоге, должно привести к повышению конкурентоспособности транспортного комплекса РФ, развитию экспорта транспортных услуг и реализации транзитного потенциала России в глобальной системе международных транспортных коридоров [1].

Факторами, обеспечивающими развитие подобных сетей, считаются: увеличение качества и протяженности транспортных магистралей; рост парка современных типов транспортных средств; расширение и модернизация терминально-складской сети (транспортно-логистических центров); повышение эффективности транспортной, консолидирующей и распределительной деятельности; улучшение и формирование информационных и финансовых коммуникаций.

Современные международные и трансконтинентальные грузопотоки консолидируются по направлениям «Запад-Восток» и «Север-Юг». Данные направления транзитных перевозок совпадают с большим объемом межрегионального сообщения внутри России. В районе тяготения к данным транспортным коридорам сосредоточены свыше 80 % населения и промышленного потенциала страны.

Для нашего государства первостепенное значение с точки зрения максимальной реализации транзитного потенциала имеет направление «Запад-Восток». Использование в полной мере этого коридора могло бы привлечь до 15 % общего азиатско-европейского товарооборота и сократить время доставки груза в 2–3 раза по сравнению с морским путём. Основу направления «Запад-Восток» составляет Транссибирская магистраль протяженностью свыше 10 тыс. км. В непосредственной близи этой магистрали сосредоточен огромный ресурсный потенциал (Байкало-Амурская магистраль, Транскорейская магистраль, ответвление от Транссиба на Казахстан и далее в Китай, ответвление в Забайкальске на Пекин через Маньчжурию и к портам Юго-Восточной Азии).

Однако, для реализации своего транзитного потенциала, необходимо, прежде всего, развитие отечественной транспортно-логистической инфраструктуры и создание в крупных транспортных узлах, расположенных в этом коридоре, транспортно-логистических центров, которые будут призваны обеспечивать скоординированное мультимодальное взаимодействие всех участников логистического процесса [1].

Кроме того, развитие перевозок воздушным транспортом зависит непосредственно от создания сети распределительных центров, «аэропортов-хабов», за основу которых взяты Московский и Санкт-Петербургский авиационные узлы. Кроме того, стоит учитывать аэропорты таких городов, как Калининград, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск и Хабаровск. Таким образом, используя грамотно географическое положение страны, можно добиться значительных успехов в транспортно-логистической инфраструктуре, а также инфраструктуре международных транспортных коридоров.

Основной задачей транспортно-логистического центра (ТЛЦ) является создание синергетического эффекта от взаимодействия различных видов транспорта при смешанных и интермодальных перевозках; повышение качества организации комплексного транспортного обслуживания клиентов; расширение спектра оказываемых услуг. Кроме того, расширение международного сотрудничества, привлечение дополнительных транзитных грузов, сокращение времени доставки грузов в связи с уменьшением простоев на пунктах перевалки.

В свете обозначенных проблем видится перспективным создание межрегионального транспортно-логистического центра на территории Самарской области. Эффективное функционирование всех проектов федерального уровня реализуемых на территории отдельных регионов затруднительно без соответствующе развитой транспортной инфраструктуры, объединяющей региональные производственные площадки с потенциальными потребителями в близлежащих регионах. Самарский транспортный узел имеет возможность обслуживать российские и международные грузопотоки в Европу, Казахстан, Среднюю и Юго-Восточную Азию, Китай, а также потоки в обратном направлении (рис. 1) [2].

Рис. 1. Самарская область в системе международных транспортных коридоров [2]

 

Самарский регион имеет выгодное географическое положение. Он находится на пересечении воздушных, железнодорожных, автомобильных и речных путей. Благоприятную основу для превращения региона в крупный транспортно-логистический узел в Приволжском Федеральном округе, ориентированный не только на внешнеэкономические отношения предприятий Самарской области, но и на внутрирегиональную кооперацию, обеспечивает наличие промышленной и транспортной инфраструктуры.

Создание транспортно-логистических центров на территории Самарской области предполагалось в рамках «Концепции развития региональной транспортно-логистической системы Самарской области на 2011–2015 гг.». Однако, на данный момент, в Самарской области ТЛЦ, которые были бы способны в полной мере обслуживать контейнеризированный грузопоток и предоставлять полный спектр качественных услуг по его обработке, не созданы.

Региональный транспортный узел должен быть обеспечен инфраструктурой на основе взаимодействия различных видов транспорта, включая терминальные комплексы, железнодорожные станции, автодорожную сеть, речные порты, а также системы управления, обеспечивающие формирование оптимальных транспортно-логистических цепочек перемещения грузов и функционирующие в рамках единого информационного пространства (складские помещения; контейнерный терминал; таможенный пост и склады временного хранения; автомобильный терминал; оптовые распределительные центры; производственные помещения; сервисные центры, депо и мастерские) [2].

Важнейшим функциональным назначением транспортно-логистической сети Самарской области является обеспечение выхода грузовых потоков из южных портов России (Черного и Каспийского морей) на Транссибирскую магистраль с организацией эффективного транспортного обслуживания региональных рынков Поволжья и Южного Урала [3].

Актуальность рассмотрения данного вопроса заключается в том, что в настоящее время в сфере предоставления транспортно-логистических услуг Самарской области:

-          отсутствуют координация и взаимодействие различных видов транспорта по обслуживанию грузовых потоков;

-          используемые технологии по перевозке и обработке грузов не отвечают современным требованиям эффективного функционирования в условиях рынка;

-          уровень информатизации транспортных процессов и информационного взаимодействия различных видов транспорта недостаточно высокий;

-          в слабой степени используется выгодное географическое положение Самарской области, возможности ее транспортных коммуникаций для обработки грузовых потоков, в первую очередь азиатско-европейского направления.

Кроме того, пропускная способность дорожно-уличной сети крупных городов области практически исчерпана; необходима техническая перевооруженность железнодорожных станций, осуществляющих грузовую работу; оборудование, используемое в речных портах Самарской области, морально и физически устарело (срок службы используемого оборудования более 40 лет).

Перспективным видится решение следующих задач:

1.       Анализ и оценка основных показателей грузоперевозок разными видами транспорта на исследуемой территории.

2.       Расчет мест и параметров объектов транспортно-логистической сети в регионе Самарской области и пограничных территорий ПФО.

3.       Моделирование и расчет требуемых параметров транспортных коммуникаций.

Таким образом, стремительное развитие рынка транспортных услуг, конкуренция в сфере товародвижения и грузоперевозок требуют поиска соответствующих рыночных механизмов обеспечения эффективного функционирования транспортного комплекса, совершенствования работы мультимодальных транспортных узлов, обеспечения скоординированного взаимодействия различных видов транспорта [4].

Создание транспортно-логистических центров позволяет не только повысить эффективность использования существующей транспортной инфраструктуры без наращивания сетевой мощности, но и обеспечивает новое логистическое качество всей транспортной системы. Достигаемое за счет того, что при определенном увеличении расстояния перевозки, а иногда — и стоимости транспортировки, включение транспортно-логистических центров в транспортную сеть снижает суммарные издержки в цепи поставок, повышает ее гибкость, надежность и конкурентоспособность.

 

Литература:

 

1.           Прокофьева, Т. А. Все удобства в коридоре [Электронный ресурс: http://www.rg.ru/2011/04/26/tlts.html].

2.           Концепция развития региональной транспортно-логистической системы Самарской области на 2011–2015 гг. [Электронный ресурс: http://docs.cntd.ru/document/945029027].

3.           Крикливая, Н. А. Логистический подход в создании региональных транспортных систем на примере концепции развития региональной транспортно-логистической системы Самарской области [Текст] // Стратегия устойчивого развития регионов России. — 2014. — № 24. — С. 33–37.

4.           Нестеров, С. Ю. Развитие новых форм транспортных предприятий в России [Текст] // Логистические системы в глобальной экономике. — 2012. — № 2. — С. 175–182.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle