Перспективы создания межрегиональной транспортно-логистической сети в Самарской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (97) сентябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 03.09.2015

Статья просмотрена: 622 раза

Библиографическое описание:

Немчинов, О. А. Перспективы создания межрегиональной транспортно-логистической сети в Самарской области / О. А. Немчинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 458-461. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21797/ (дата обращения: 19.04.2024).

В современных условиях транспорт является важнейшим фактором социально-экономического роста, который обеспечивает единство социально-экономического пространства страны, связывает между собой отдельные регионы государства, способствует международному сотрудничеству, повышает эффективность использования природных ресурсов [1].

Перевозки всеми видами транспорта, консолидация, распределение и хранение грузов имеют большие перспективы развития, как для России в целом, так и для отдельных регионов, в контексте объединения указанных процессов в единую транспортно-распределительную сеть. С каждым годом транспортно-логистические сети продолжают расширяться и совершенствоваться, однако масштабы и клиентоориентированность такого расширения не достаточно соответствуют запросам населения, государства и бизнеса.

Бесспорно, значимую роль в развитии транспортного комплекса РФ должна сыграть реализация «Транспортной стратегии до 2030 года». При этом развитие транспортной инфраструктуры предусматривается на принципах национальных транспортных коридоров, которые впоследствии стыкуются с международными транспортными коридорами Европы и Азии.

Использование принципов логистики в реализации стратегии способствует, прежде всего, ускорению и непрерывности движения грузовых потоков, снижению до 40 % затрат на дистрибьюцию, развитию контейнерных и контрейлерных перевозок в интер- и мультимодальном сообщении, обеспечению логистического сервиса на международном уровне. Что, в конечном итоге, должно привести к повышению конкурентоспособности транспортного комплекса РФ, развитию экспорта транспортных услуг и реализации транзитного потенциала России в глобальной системе международных транспортных коридоров [1].

Факторами, обеспечивающими развитие подобных сетей, считаются: увеличение качества и протяженности транспортных магистралей; рост парка современных типов транспортных средств; расширение и модернизация терминально-складской сети (транспортно-логистических центров); повышение эффективности транспортной, консолидирующей и распределительной деятельности; улучшение и формирование информационных и финансовых коммуникаций.

Современные международные и трансконтинентальные грузопотоки консолидируются по направлениям «Запад-Восток» и «Север-Юг». Данные направления транзитных перевозок совпадают с большим объемом межрегионального сообщения внутри России. В районе тяготения к данным транспортным коридорам сосредоточены свыше 80 % населения и промышленного потенциала страны.

Для нашего государства первостепенное значение с точки зрения максимальной реализации транзитного потенциала имеет направление «Запад-Восток». Использование в полной мере этого коридора могло бы привлечь до 15 % общего азиатско-европейского товарооборота и сократить время доставки груза в 2–3 раза по сравнению с морским путём. Основу направления «Запад-Восток» составляет Транссибирская магистраль протяженностью свыше 10 тыс. км. В непосредственной близи этой магистрали сосредоточен огромный ресурсный потенциал (Байкало-Амурская магистраль, Транскорейская магистраль, ответвление от Транссиба на Казахстан и далее в Китай, ответвление в Забайкальске на Пекин через Маньчжурию и к портам Юго-Восточной Азии).

Однако, для реализации своего транзитного потенциала, необходимо, прежде всего, развитие отечественной транспортно-логистической инфраструктуры и создание в крупных транспортных узлах, расположенных в этом коридоре, транспортно-логистических центров, которые будут призваны обеспечивать скоординированное мультимодальное взаимодействие всех участников логистического процесса [1].

Кроме того, развитие перевозок воздушным транспортом зависит непосредственно от создания сети распределительных центров, «аэропортов-хабов», за основу которых взяты Московский и Санкт-Петербургский авиационные узлы. Кроме того, стоит учитывать аэропорты таких городов, как Калининград, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск и Хабаровск. Таким образом, используя грамотно географическое положение страны, можно добиться значительных успехов в транспортно-логистической инфраструктуре, а также инфраструктуре международных транспортных коридоров.

Основной задачей транспортно-логистического центра (ТЛЦ) является создание синергетического эффекта от взаимодействия различных видов транспорта при смешанных и интермодальных перевозках; повышение качества организации комплексного транспортного обслуживания клиентов; расширение спектра оказываемых услуг. Кроме того, расширение международного сотрудничества, привлечение дополнительных транзитных грузов, сокращение времени доставки грузов в связи с уменьшением простоев на пунктах перевалки.

В свете обозначенных проблем видится перспективным создание межрегионального транспортно-логистического центра на территории Самарской области. Эффективное функционирование всех проектов федерального уровня реализуемых на территории отдельных регионов затруднительно без соответствующе развитой транспортной инфраструктуры, объединяющей региональные производственные площадки с потенциальными потребителями в близлежащих регионах. Самарский транспортный узел имеет возможность обслуживать российские и международные грузопотоки в Европу, Казахстан, Среднюю и Юго-Восточную Азию, Китай, а также потоки в обратном направлении (рис. 1) [2].

Рис. 1. Самарская область в системе международных транспортных коридоров [2]

 

Самарский регион имеет выгодное географическое положение. Он находится на пересечении воздушных, железнодорожных, автомобильных и речных путей. Благоприятную основу для превращения региона в крупный транспортно-логистический узел в Приволжском Федеральном округе, ориентированный не только на внешнеэкономические отношения предприятий Самарской области, но и на внутрирегиональную кооперацию, обеспечивает наличие промышленной и транспортной инфраструктуры.

Создание транспортно-логистических центров на территории Самарской области предполагалось в рамках «Концепции развития региональной транспортно-логистической системы Самарской области на 2011–2015 гг.». Однако, на данный момент, в Самарской области ТЛЦ, которые были бы способны в полной мере обслуживать контейнеризированный грузопоток и предоставлять полный спектр качественных услуг по его обработке, не созданы.

Региональный транспортный узел должен быть обеспечен инфраструктурой на основе взаимодействия различных видов транспорта, включая терминальные комплексы, железнодорожные станции, автодорожную сеть, речные порты, а также системы управления, обеспечивающие формирование оптимальных транспортно-логистических цепочек перемещения грузов и функционирующие в рамках единого информационного пространства (складские помещения; контейнерный терминал; таможенный пост и склады временного хранения; автомобильный терминал; оптовые распределительные центры; производственные помещения; сервисные центры, депо и мастерские) [2].

Важнейшим функциональным назначением транспортно-логистической сети Самарской области является обеспечение выхода грузовых потоков из южных портов России (Черного и Каспийского морей) на Транссибирскую магистраль с организацией эффективного транспортного обслуживания региональных рынков Поволжья и Южного Урала [3].

Актуальность рассмотрения данного вопроса заключается в том, что в настоящее время в сфере предоставления транспортно-логистических услуг Самарской области:

-          отсутствуют координация и взаимодействие различных видов транспорта по обслуживанию грузовых потоков;

-          используемые технологии по перевозке и обработке грузов не отвечают современным требованиям эффективного функционирования в условиях рынка;

-          уровень информатизации транспортных процессов и информационного взаимодействия различных видов транспорта недостаточно высокий;

-          в слабой степени используется выгодное географическое положение Самарской области, возможности ее транспортных коммуникаций для обработки грузовых потоков, в первую очередь азиатско-европейского направления.

Кроме того, пропускная способность дорожно-уличной сети крупных городов области практически исчерпана; необходима техническая перевооруженность железнодорожных станций, осуществляющих грузовую работу; оборудование, используемое в речных портах Самарской области, морально и физически устарело (срок службы используемого оборудования более 40 лет).

Перспективным видится решение следующих задач:

1.       Анализ и оценка основных показателей грузоперевозок разными видами транспорта на исследуемой территории.

2.       Расчет мест и параметров объектов транспортно-логистической сети в регионе Самарской области и пограничных территорий ПФО.

3.       Моделирование и расчет требуемых параметров транспортных коммуникаций.

Таким образом, стремительное развитие рынка транспортных услуг, конкуренция в сфере товародвижения и грузоперевозок требуют поиска соответствующих рыночных механизмов обеспечения эффективного функционирования транспортного комплекса, совершенствования работы мультимодальных транспортных узлов, обеспечения скоординированного взаимодействия различных видов транспорта [4].

Создание транспортно-логистических центров позволяет не только повысить эффективность использования существующей транспортной инфраструктуры без наращивания сетевой мощности, но и обеспечивает новое логистическое качество всей транспортной системы. Достигаемое за счет того, что при определенном увеличении расстояния перевозки, а иногда — и стоимости транспортировки, включение транспортно-логистических центров в транспортную сеть снижает суммарные издержки в цепи поставок, повышает ее гибкость, надежность и конкурентоспособность.

 

Литература:

 

1.           Прокофьева, Т. А. Все удобства в коридоре [Электронный ресурс: http://www.rg.ru/2011/04/26/tlts.html].

2.           Концепция развития региональной транспортно-логистической системы Самарской области на 2011–2015 гг. [Электронный ресурс: http://docs.cntd.ru/document/945029027].

3.           Крикливая, Н. А. Логистический подход в создании региональных транспортных систем на примере концепции развития региональной транспортно-логистической системы Самарской области [Текст] // Стратегия устойчивого развития регионов России. — 2014. — № 24. — С. 33–37.

4.           Нестеров, С. Ю. Развитие новых форм транспортных предприятий в России [Текст] // Логистические системы в глобальной экономике. — 2012. — № 2. — С. 175–182.

Основные термины (генерируются автоматически): Самарская область, различный вид транспорта, Россия, центр, эффективное функционирование, выгодное географическое положение, международное сотрудничество, полная мера, Транссибирская магистраль, Юго-Восточная Азия.


Похожие статьи

Современные транспортные магистрали Великого шелкового пути...

Груз морским транспортом из Юго-Восточной Азии в Европу доставляется в среднем за 30–35 дней.

Несмотря на достигнутые результаты, страны Центральной Азии еще не в полной мере задействовали имеющийся потенциал в этой области.

Перспективы развития транспорта в Дальневосточном регионе

В настоящее время доля России в евразийском транзите незначительна, несмотря на ее выгодное географическое положение между Европой и Азией. При этом уже сейчас важные железнодорожные магистрали России — Байкало-Амурская магистраль и Транссибирская...

Сравнение логистических путей между Европой и Китайской...

В Китае же большая часть товаров производится на востоке и юго-востоке.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Казахстан, Китай, монголия, Транссибирская магистраль, Европа, дорога, Азия, железнодорожный транспорт, маршрут.

История строительства и значение Байкало-Амурской магистрали...

Наряду с Транссибирской магистралью, БАМ служит вторым сквозным выходом России к Тихому океану.

 во-первых, выгодное географическое положение КНР, имеющей общую границу с тремя из пяти стран Центральной Азии, Монголией и Россией

Методы оценки величины перспективного грузопотока...

Существенное преимущество Самарской областивыгодное географическое положение. Транспортный узел Самары может стать одним из главных центров грузопереработки и объединения транзитных и экспортно-импортных грузопотоков.

Специфика интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии

В экономической области страны АСЕАН проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе Юго-Восточной Азии.

§ осуществлять более эффективное сотрудничество для успешного использования сельского хозяйства и промышленных отраслей друг друга...

Экономические проблемы ДВФО. Транспортная инфраструктура...

Дальний Восток занимает Восточную часть России.

Главными преимуществами Дальнего Востока является выгодное географическое положение

Главными артериями Дальнего Востока являются Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали.

Проблемы и перспективы развития транспортно-транзитного...

Выгодное географическое положение России позволяет перевести на ее территорию большую часть грузопотоков из Европы в

Стоит отметить, что уже сегодня на Транссибирской магистрали используются скоростные контейнерные поезда, проходящие 1200 км за сутки.

Пути решения проблем транспортной инфраструктуры Сибири

Потенциально Россия может быть самодостаточной практически по всем видам минеральных ресурсов, хотя имеющийся большой задел используется сегодня не в полной мере.

Литература: Ярова Е.С., Кызянов К.А. Значение Транссибирской магистрали для развития...

Похожие статьи

Современные транспортные магистрали Великого шелкового пути...

Груз морским транспортом из Юго-Восточной Азии в Европу доставляется в среднем за 30–35 дней.

Несмотря на достигнутые результаты, страны Центральной Азии еще не в полной мере задействовали имеющийся потенциал в этой области.

Перспективы развития транспорта в Дальневосточном регионе

В настоящее время доля России в евразийском транзите незначительна, несмотря на ее выгодное географическое положение между Европой и Азией. При этом уже сейчас важные железнодорожные магистрали России — Байкало-Амурская магистраль и Транссибирская...

Сравнение логистических путей между Европой и Китайской...

В Китае же большая часть товаров производится на востоке и юго-востоке.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Казахстан, Китай, монголия, Транссибирская магистраль, Европа, дорога, Азия, железнодорожный транспорт, маршрут.

История строительства и значение Байкало-Амурской магистрали...

Наряду с Транссибирской магистралью, БАМ служит вторым сквозным выходом России к Тихому океану.

 во-первых, выгодное географическое положение КНР, имеющей общую границу с тремя из пяти стран Центральной Азии, Монголией и Россией

Методы оценки величины перспективного грузопотока...

Существенное преимущество Самарской областивыгодное географическое положение. Транспортный узел Самары может стать одним из главных центров грузопереработки и объединения транзитных и экспортно-импортных грузопотоков.

Специфика интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии

В экономической области страны АСЕАН проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе Юго-Восточной Азии.

§ осуществлять более эффективное сотрудничество для успешного использования сельского хозяйства и промышленных отраслей друг друга...

Экономические проблемы ДВФО. Транспортная инфраструктура...

Дальний Восток занимает Восточную часть России.

Главными преимуществами Дальнего Востока является выгодное географическое положение

Главными артериями Дальнего Востока являются Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали.

Проблемы и перспективы развития транспортно-транзитного...

Выгодное географическое положение России позволяет перевести на ее территорию большую часть грузопотоков из Европы в

Стоит отметить, что уже сегодня на Транссибирской магистрали используются скоростные контейнерные поезда, проходящие 1200 км за сутки.

Пути решения проблем транспортной инфраструктуры Сибири

Потенциально Россия может быть самодостаточной практически по всем видам минеральных ресурсов, хотя имеющийся большой задел используется сегодня не в полной мере.

Литература: Ярова Е.С., Кызянов К.А. Значение Транссибирской магистрали для развития...

Задать вопрос