Библиографическое описание:

Девяткина Ю. А. Правовые основы производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 349-352.

В настоящей статье путем исследования существующих механизмов правового регулирования дается характеристика производству по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. Проводится анализ административного и таможенного законодательства, особо обращается внимание на значимость принятия Кодекса административного судопроизводства РФ.

Ключевые слова: административное правонарушение, Таможенный союз, таможенные правила, правонарушение, производство об административных правонарушениях, административное судопроизводство, таможенный контроль, таможенная процедура.

In article are investigated by the existing mechanisms of legal regulation, characterized the legal foundations of production on Affairs about administrative offences in the field of customs, analyzes administrative and customs legislation within the framework of the Customs Union. Given and conclusions on what is currently the administrative responsibility for violation of customs rules is the most common form of legal liability in customs; in connection with a change in the criminal law (abolition of article 188 of the Criminal code of Russia «Contraband») the role of administrative responsibility for violation of customs rules and the number of data breaches will steadily increase; the legal foundations of production on Affairs about administrative offences in the field of customs laid down in the code of administrative offences of Russia and separate norms of the Customs code of the Customs Union (article 199 «Release of goods in the detection of an administrative offence or crime», article 208 «Effects of seizure (arrest) of goods placed under the customs procedure») and the Federal law «On customs regulation in the Russian Federation; in connection with the adoption and the entry into force of the new version of Chapter 16 of the administrative code of Russia «Administrative offences in the sphere of customs business (Violation of customs regulations)" there was a slight increase in the number of violations of customs rules, and it basically brought in compliance with the applicable customs legislation of the Customs Union and Russia; along with this to improve the efficiency and expediency of application of administrative responsibility for violation of customs regulations, elimination of gaps and conflicts need to further improve administrative and customs legislation in the framework of the Customs Union.

Keywords: administrative offence, the Customs Union, customs regulations, offence, production of administrative offences, administrative proceedings, customs control, customs procedure.

 

В настоящее время в связи с созданием и функционированием Таможенного союза в рамках ЕАЭС продолжает активно развиваться административное и таможенное законодательство. Наряду с этим одним из значимых направлений деятельности таможенных органов России продолжает оставаться правоохранительная функция. Ее составная часть — борьба с административными правонарушениями в сфере таможенного дела. Считаем возможным отметить, что совершение правонарушений в данной области остается значительным и имеет тенденцию к росту. Так, например, исходя из практики ФТС России[1] в 2014 году таможенными органами Российской Федерации возбуждено 80 385 дел об административных правонарушениях, в 2013 году — 79 727 дел [1].

Большое количество дел возбуждается по составам, представляющим наибольшую угрозу экономической безопасности России. К ним относятся, например, нарушение статьи 16.2 КоАП РФ [2]. Без проведения административного расследования возбуждено 47 649 дел об административных правонарушениях (в 2013 году — 47 265), из них составлено 42 674 протокола об административных правонарушениях (в 2013 году — 34 707), вынесено 446 постановлений прокурора (в 2013 году — 433), 996 постановлений без составления протокола с назначением наказания в виде предупреждения (в 2013 году — 2 353) и 3 533 постановления без составления протокола с назначением наказания в виде штрафа (в 2013 году — 9 772).

Предметами административных правонарушений чаще всего являлись автотранспортные средства, валюта, табак, алкогольная продукция текстильные материалы и изделия, оружие и боеприпасы, а также мясная продукция. В 2014 году по делам об административных правонарушениях принято 79 353 решения (в 2013 году — 77 580), из них должностными лицами таможенных органов 50 809 решений (в 2013 году — 51 210), судом или уполномоченным органом 28 544 решения (в 2013 году — 26 370).

Спецификой темы настоящей статьи является отражение значимых изменений правовых основ производства по делам об административных правонарушениях в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ [3], существенно изменившим административный процесс в целом, и, в частности, производство по делам об административных правонарушениях. Эффективность и результативность производства по делам об административных правонарушениях в значительной мере зависит от норм действующего законодательства, которое активно применяется должностными лицами таможенных органов в ходе расследования административных правонарушений.

Рассмотрим правовые основы производства об административных правонарушениях в области таможенного дела путем исследования соответствующих положений нормативных правовых актов.

15.09.2015 года был введен в действие Кодекс административного судопроизводства РФ, имеющий предметом своего регулирования порядок осуществления административного судопроизводства. Отметим ряд отличительных особенностей исковой формы в административном судопроизводстве, показывающих специфику данного вида судопроизводства.

К их числу можно отнести:

-          активную роль суда в рассмотрении дела, реализуемую через систему процессуальных норм, призванных компенсировать в судебном процессе неравноправное положение участников публично-правового спора, и применяемую наряду с принципом состязательности и равноправия сторон;

-          обязательное представительство по наиболее значимым и сложным категориям дел;

-          особенности, связанные с условиями предъявления административного искового заявления и относящиеся к наличию в производстве судов дел, тождественных по предмету и основанию иска, а в ряде случаев только по предмету исковых требований;

-          сокращенные сроки обращения в суд с административным исковым заявлением.

Обращаясь к взаимодействию таможенных органов России с таможенными органами зарубежных государств, отметим, что, по нашему мнению, правовое регулирование их взаимодействия при производстве по делам об административных правонарушениях обуславливается несколькими объективными причинами.

Во-первых, необходимостью приведения текста КоАП РФ, учитывая положения ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации [4] о верховенстве вступивших в силу международных договоров над федеральным законодательством, в соответствие с положениями Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях [5] (далее по тексту — Соглашение), в связи с его ратификацией. Так, ст. ст. 8, 9, 10 Соглашения регулируют осуществление таможенными органами государств — членов Таможенного союза ряда процессуальных и иных действий по делам об административных правонарушениях в рамках оказания правовой помощи. Однако КоАП РФ ранее не предусматривал положений, регулирующих оказание такой помощи.

Во-вторых, объективная необходимость закрепления на международном уровне правовых основ производства по делам об административных правонарушениях может быть продемонстрирована также и с точки зрения ее ценностного содержания. Так, в условиях глобализации мирового экономического рынка обеспечение экономической безопасности Российской Федерации и содействие развитию международной торговли выступают как ценности, удовлетворяющие современным потребностям нашего государства, а также его стран-партнеров. Единство данных ценностей для всех субъектов процесса взаимодействия создает устойчивую, относительно независимую от субъективных факторов и внешних условий основу сотрудничества государств. В этой связи существующая модель правового регулирования производства по делам об административных правонарушениях отвечает современным потребностям ведения эффективной борьбы с нарушениями таможенных правил.

Таким образом, в результате изучения административного процесса определим административную ответственность за нарушение таможенных правил как опосредованный объективной реальностью комплекс прав и обязанностей субъектов — конкретное правоотношение, содержанием которого является, с одной стороны, право компетентного таможенного органа как органа исполнительной власти в строгом процессуальном порядке оценить поведение субъекта, участника внешнеэкономической деятельности с точки зрения его соответствия правовым предписаниям таможенного законодательства и применить к правонарушителю санкции, предусмотренные действующим законом, в случае обнаружения состава правонарушения, а с другой стороны, корреспондирующая с этим правом юридическая обязанность правонарушителя подвергнуться действию наложенных в законном порядке санкций.

Обратим также внимание на механизм правового регулирования института правовой помощи и на некоторые особенности правоотношений, связанных с оказанием и получением правовой помощи по делам об административных правонарушениях и характерные, в том числе, и для деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Во-первых, фактическим основанием оказания правовой помощи по делу об административном правонарушении является поступивший запрос запрашивающего государства. Важно отметить, что в международных договорах Российской Федерации о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах приводятся различные терминологические обозначения запроса. Так, используются термины: «запрос», «обращение», «запрос о помощи», «запрос о содействии», «запрос об оказании содействия».

Во-вторых, правовыми основаниями оказания правовой помощи по делам об административных правонарушениях являются:

1)      международные договоры Российской Федерации;

2)      принцип взаимности.

При этом КоАП РФ не разъясняет, на что именно должен ориентироваться правоприменитель в соответствии с ч. 1 ст. 29.1.1 КоАП РФ при направлении запроса «на началах взаимности, которая предполагается, пока не доказано иное», поскольку законодатель не раскрывает содержания данного принципа. Представляется, что речь идет о письменном обязательстве взаимности оказания аналогичной запрашиваемой правовой помощи при возникновении такой необходимости, которое оговаривается в связи с фактическим отсутствием международного договора и направляется вместе с самим запросом об оказании помощи по конкретному делу об административном правонарушении.

В-третьих, большое значение имеет развитость административного законодательства договаривающихся стран, поскольку каждая из них способна выполнить только такие процессуальные действия, которые предусмотрены ее законодательством и в соответствии с его требованиями.

В-четвертых, данный вид деятельности подвергается контролю и (или) ограничению со стороны уполномоченных государственных органов. Деятельность таможенных органов иностранных государств и их должностных лиц по исполнению российских запросов об оказании правовой помощи по делам об административных правонарушениях осуществляется путем частичной передачи компетенции иностранному таможенному органу на основании соответствующего международного договора Российской Федерации и (или) на началах взаимности.

В-пятых, оказание правовой помощи по делам об административных правонарушениях связано с частичной передачей компетенции запрашиваемому государству.

Так, деятельность таможенных органов иностранных государств и их должностных лиц по исполнению российских запросов об оказании правовой помощи по делам об административных правонарушениях осуществляется путем частичной передачи компетенции иностранному таможенному органу на основании соответствующего международного договора Российской Федерации и (или) на началах взаимности. Передача компетенции заключается в допущении государством возможности получения доказательств по собственному делу компетентными органами иностранного государства.

Направление запроса об оказании правовой помощи, его исполнение запрашиваемым иностранным органом, а также последующее возможное приобщение полученных доказательств к материалам дела, по нашему мнению, необходимо рассматривать как составные элементы производства по делам об административных правонарушениях.

Представляется, что данная позиция разделяется и законодателем, поскольку урегулирована в главе 29.1 «Правовая помощь по делам об административных правонарушениях» помещена им в раздел 4 «Производство по делам об административных правонарушениях» КоАП РФ.

Таким образом, полагаем обоснованным вывод о том, что оказание правовой помощи по делам об административных правонарушениях является составной частью административного процесса (производства по делу об административном правонарушении), хотя и необязательной.

В качестве вывода следует отметить:

-          в связи с изменением в уголовном законодательстве (отмены ст. 188 Уголовного кодекса России «Контрабанда») роль административной ответственности за нарушения таможенных правил и число данных нарушений будет неуклонно возрастать;

-          правовые основы производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела представлены: КоАП России и отдельными нормами Таможенного кодекса Таможенного союза (ст. 199 «Выпуск товаров при выявлении административного правонарушения или преступления», ст. 208 «Последствия изъятия (ареста) товаров, помещенных под таможенную процедуру») и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [6];

-          в связи с принятием и вступлением в силу новой редакции[2] гл. 16 КоАП России «Административные правонарушения в области таможенного дела (Нарушение таможенных правил)" произошло некоторое увеличение количества составов нарушений таможенных правил, и оно в основном приведено в соответствие с нормами действующего таможенного законодательства Таможенного союза и России;

-          наряду с этим для повышения эффективности и целесообразности применения административной ответственности за нарушения таможенных правил, устранения пробелов и коллизий необходимо дальнейшее совершенствование административного и таможенного законодательства в рамках функционирования Таможенного союза.

 

Литература:

 

1.                  Аналитический обзор правоохранительной деятельности таможенных органов РФ за 2014 год // www.government.ru/department/102/events/ (Дата обращения: 29.04.2015г.).

2.                  Кодекс ого Российской Федерации ого об административных правонарушениях ого от 30.12.2001 ого N 195-ФЗ (ред. от 30.03.2015) (с ого изм. и доп., ого вступ. в силу ого с 11.04.2015) // ого Собрание законодательства ого РФ. 2002. N 1 (ч. 1) Ст. 1.

3.                  Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2015. N 10. Ст. 1391.

4.                  Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.

5.                  Соглашение ого о правовой помощи ого и взаимодействии таможенных органов ого государств-членов ого Таможенного союза ого по уголовным делам и делам ого об административных ого правонарушениях (Заключено в г. Астане 05.07.2010) // Собрание законодательства РФ. 2012 г. N 32. Ст. 4474.

6.                  Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.

 

References:

 

1.         Analiticheskij obzor pravoohranitel'noj deyatel'nosti tamozhennyh organov RF za 2014 god // www.government.ru/department/102/events/ (Data obrashcheniya: 29.04.2015g.).

2.         Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 N 195-FZ (red. ot 30.03.2015) (s izm. i dop., vstup. v silu s 11.04.2015) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2002. N 1 (ch. 1) St. 1.

3.         Kodeks administrativnogo sudoproizvodstva Rossijskoj Federacii ot 08.03.2015 N 21-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2015. N 10. St. 1391.

4.         The Constitution of the Russian Federation " / / collected legislation of the Russian Federation. 2014. N 31. PT. 4398.

5.         Soglashenie o pravovoj pomoshchi i vzaimodejstvii tamozhennyh organov gosudarstv-chlenov Tamozhennogo soyuza po ugolovnym delam i delam ob administrativnyh pravonarusheniyah (Zaklyucheno v g. Astane 05.07.2010) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2012 g. N 32. St. 4474.

6.         Federal'nyj zakon ot 27.11.2010 N 311-FZ (red. ot 24.11.2014) «O tamozhennom regulirovanii v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2010. N 48. St. 6252.



[1] Здесь и далее: данные аналитического обзора правоохранительной деятельности таможенных органов РФ за 2014 год.

[2] Ред. от 12.11.2012г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle