Библиографическое описание:

Гаричев М. А. Роль малого бизнеса и региональных банков в развитии депрессивного региона // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 438-441.

Малый бизнес в депрессивных регионах несет особую социальную значимость. Он способен решать ряд государственных задач, среди которых безработица, модернизация экономики, диверсификация производства, продовольственная безопасность. Такие регионы посредством обычных усилий и проектов никогда не преодолеют свою отсталость, им нужны проекты прорывного характера с серьезным мультипликационным эффектом. Одним из основных источников финансирования таких проектов должен быть банковский сектор, в частности региональные банки.

Ключевые слова:депрессивный регион, малый бизнес, региональный банк, инвестиционный проект.

 

Начнем с того, что дадим определение понятию «депрессивный регион».

Лодышкин А. В. в своей работе дает следующее определение данному понятию: «депрессивный регион — это территория, которая в настоящее время отличается более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом была развитой, а по некоторым показателям занимала ведущее место по стране». [4, с. 65]

Депрессивный регион — это территория, для которой присущи два момента: основные показатели социально-экономического состояния хуже, чем в среднем по стране или федеральному округу, и регион не в состоянии преодолеть отставание за счет собственных возможностей. Необходимо добавить, что для такой территории характерны многообразные деформации экономического, социального, экологического характера и высокая степень неравномерности развития в отраслевом и территориальном разрезе. [1, с. 53–55]

В связи с тем, что в неблагоприятных условиях малый бизнес является точкой роста, то есть в наибольшей степени проявляется его функциональная значимость в решении социальных и экономических задач, в условиях депрессивного региона следует уделять большое внимание развитию малого бизнеса. В таких регионах он позволяет справляться с безработицей, задействовать местные ресурсы, и его доля в ВРП (валовом региональном продукте) значительно выше среднего показателя в целом по стране. [3, с. 23–31]

Многопрофильная структура экономики, сложившаяся еще в советский период, привела к тому, что крупные предприятия в эпоху реформ и преобразований рыночной экономики оказались неконкурентоспособными. В результате в этих регионах сложился высокий уровень безработицы. По мнению многих авторов, в таких регионах высока доля малых предприятий. Малый бизнес рассматривается населением как способ самовыживания и получения дохода. Ввиду недостатка финансовых ресурсов наибольшими темпами на данных территориях развивается торговля. При этом переход ресурсов в производственную сферу практически не осуществляется. Причинами этого являются сложность организации производственной деятельности, коррупция, высокие административные барьеры, относительно низкая рентабельность.

Малый бизнес в таких регионах несет особую социальную значимость. Он способен решать ряд государственных задач, среди которых безработица, модернизация экономики, диверсификация производства, продовольственная безопасность. Доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в доходной части бюджета депрессивных регионов за счет поступлений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход, платежей по патенту, налога на доходы физических лиц более значительны. [3, 23–31] В связи с этим на региональном уровне роль малого бизнеса хорошо просматривается. Следовательно, органам региональной власти, в том числе и муниципалитетам, следует обращать особое внимание на поддержку малого бизнеса, а прежде всего на формирование институциональной среды.

С. Борисов, президент «Опоры России», говорит о том, что «регионы включаются в программу развития малого бизнеса, которую осуществляет минэкономразвития, а муниципалитеты спят. Апатия тотальная. Не видят малый бизнес главы муниципалитетов. Они могут зарабатывать на своей собственной земле, развивая малый бизнес». [2]

Необходимо выделить факторы, которые могут препятствовать и способствовать развитию малого бизнеса в депрессивных регионах. [3, 23–31]

Факторы, которые препятствуют развитию малого бизнеса в депрессивном регионе:

-          Развитая система крупных торговых сетей (монополия, олигополия);

-          Коррупция, административные барьеры;

-          Высокое налоговое бремя;

-          Лоббирование интересов крупного бизнеса органами государственной власти;

-          Невнимание властей к малому бизнесу, отсутствие связей «малый бизнес — местное сообщество — власть»;

-          Высокая конкуренция;

-          Высокий риск;

-          Сложная общеэкономическая ситуация в стране (инфляция, рост курса валют, экономические санкции).

И факторы, способствующие его развитию в таком регионе:

-          Небольшой стартовый капитал;

-          Налоговые льготы;

-          Поддержка со стороны государства, в том числе размещение госзаказов среди субъектов малого бизнеса, открытая система организации тендеров для размещения госзаказов, упрощенный порядок ведения бизнеса (отсутствие бухгалтерского учета, меньшее количество отчетных форм);

-          Безработица / или низкий уровень зарплаты, а также неиспользованные местные ресурсы;

-          Развитая инфраструктура для малого бизнеса (бизнес-инкубаторы, технопарки, фонды поддержки);

-          Специальные программы банков и лизинговых организаций для малого бизнеса;

-          Формирование положительного имиджа предпринимателя;

-          Развитая система «крупный и средний бизнес — малый бизнес» (субконтрактация);

-          Развитая система отношений по поводу использования венчурного капитала и франшиз.

Таким образом, можно сделать вывод, что малый бизнес в регионе депрессивного типа является «точкой роста». Он способен решить ряд государственных задач, но так как является весьма неустойчивой структурой на этапе становления, то требует особой государственной поддержки.

Вся экономика депрессивного региона, в том числе и промышленность, испытывает значительную нехватку инвестиций. Низкая конкурентоспособность приводит к отсутствию стабильного спроса на производимую продукцию. Данную ситуацию усугубляют высокие импортные пошлины и налоги на импортируемые компоненты производства, высокие и растущие тарифы на электрическую энергию, коммунальные услуги. В целом это приводит к недостаточному объему и динамике инвестиций, к низкому коэффициенту обновления основных фондов, а также к недостаточным темпам обновления технологического потенциала. [5]

По мнению многих авторов, регионы посредством обычных усилий и проектов никогда не смогут преодолеть свою отсталость. Им нужны проекты прорывного характера (проекты с высоким мультипликационным эффектом). [6, с. 38–43] Средством решения проблем депрессивных регионов и способ развития успешных регионов является разработка на региональном уровне амбициозных проектов. Реализация таких проектов требует концентрации значительных финансовых ресурсов. Источниками таких ресурсов выступают: государственное финансирование, привлечение внутренних и зарубежных инвестиций, самофинансирование, банковское кредитование и другое. В данном случае нас будет интересовать вопрос финансирования со стороны банковского сектора, в частности финансирования со стороны региональных банков. Здесь следует подчеркнуть, что традиционные формы кредитования и инвестирования не способны обеспечить необходимую финансовую базу таких проектов, поэтому требуется разработка новых механизмов финансирования, связанных с кооперированием и синдицированием инвестиционного капитала.

В связи с финансированием амбициозных проектов встает вопрос о месте и роли региональных банков в этом процессе. Банковские структуры региона можно укрупнено разбить на три части: Сбербанк, филиалы сетевых (федеральных) банков и местные НКО (небанковские кредитные организации). Региональным банкам приходится постоянно завоевывать свое место и роль в региональной экономике. С одной стороны, их «поджимают» филиалы федеральных (сетевых) банков, с которыми трудно конкурировать по многим параметрам (например, размеры предоставляемых кредитов, процентные ставки, сроки предоставления кредита). С другой стороны, региональные банки испытывают на себе сильное давление различного рода небанковских кредитных организаций (сюда можно отнести кредитные кооперативы, организации микрофинансирования, терминальные сети и прочее). В связи с этим региональные банки для создания и поддержания конкурентных преимуществ должны разрабатывать и реализовать бизнес-модели. Приведем пример нескольких таких моделей. Во-первых, ориентация регионального банка на крупного корпоративного клиента (в результате чего банк становится спутником крупного предприятия), а также связанных с этим клиентом физических лиц. Во-вторых, ориентация банка на обслуживание местных бюджетов и бюджетных предприятий (здесь жизненно важно подключение административного ресурса). В-третьих, региональным банкам необходимо найти свою рыночную нишу (например, выход на те сегменты, которыми пока не заинтересовались крупные структуры — это и кредитование стартапов, и венчурных проектов, и специализированных предприятий, а также предоставление целевых кредитов). В-четвертых, возможно развитие private banking, которым чаще всего интересуются владельцы собственного бизнеса. Частный бизнес (и средний, и малый) и так сам по себе интересен региональным банкам, а этот интерес еще подкрепляется и усиливается при одновременном обслуживании его собственников. [6, с. 38–43] Для федеральных (сетевых) банков капиталы, значимые на региональном уровне, не так интересны, как для региональных банков. Исходя из этого, можно сказать, что только региональный банк может предложить такому клиенту по-настоящему индивидуальное обслуживание.

Так как региональные банки хорошо знакомы со спецификой территории, ее экономическим и природно-ресурсным потенциалом, имеют в регионе наработанные связи и могут предложить более гибкую и либеральную линейку продуктов, учитывающую специфику заемщика и отличающуюся от стандартных предложений федеральных банков, они могут играть важную роль в финансировании амбициозных инвестиционных проектов.

Чтобы лучше понять место и роль региональных банков в кредитовании и инвестировании таких проектов, рассмотрим факторы, которые препятствуют или затрудняют участие региональных банков в финансировании масштабных проектов. Во-первых, это недостаточная величина собственных средств (капитала) и ресурсной базы региональных банков. Мало того, эти и без того ограниченные ресурсы еще и распределены между действующими банками, которые слабо взаимодействуют между собой в плане совместного финансирования проектов, что также сильно ограничивает возможности участия региональных банков в крупных проектах. Во-вторых, невысокие темпы накопления капитала, которые свойственны региональным банкам. В-третьих, недостаток средне- и долгосрочных ресурсов для финансирования таких крупных проектов. Это может привести к рискованному разрыву срочности активов и пассивов. В-четвертых, большей части малых и средних банков полностью недоступны средства бюджета, бюджетных организаций и внебюджетных фондов. Региональные банки не принимают участия в программах рефинансирования ЦБ РФ, кроме того они регулярно сталкиваются с различными видами неформальных (иногда даже незаконных) ограничений при доступе к обслуживанию крупных коммерческих клиентов. [7] В-пятых, это низкий уровень корпоративного управления и дефицит квалифицированных кадров особенно среднего звена, которые имеют место не только в банковской сфере, но и в экономике в целом. С этими преградами необходимо бороться как на региональном, так и на государственном уровне.

Можно сделать вывод, что региональные банки в настоящее время не готовы к участию в финансировании амбициозных инвестиционных проектов, в первую очередь в силу того, что не обладают достаточным совокупным капиталом для этих целей. Здесь можно предложить два варианта. Вариант первый — попытаться скооперироваться с филиалами иногородних банков, вариант второй — кооперация с московским капиталом (в порядке подчинения или в порядке равноправного партнерства). Таким образом, инвестиционные проекты, направленные на развитие депрессивного региона, требуют новых форм сотрудничества банков, как между собой, так и с инициаторами проектов. Необходимо работать над тем, чтобы кредитная сфера региона была готова к реализации таких амбициозных проектов.

 

Литература:

 

1.         Актуальные проблемы региональной экономики и активизация территориального фактора социально-экономического развития / Б. Д. Бабаев, Н. В. Боровкова, Е. Е. Николаева, А. Д. Николаев, А. И. Новиков, Е. А. Андрекус; под общ. ред. Б. Д. Бабаева. — Иваново: ПресСто, 2013.

2.         Засланская О. Отчет о багровых тонах. Предпринимательский климат России на соответствует потребностям малого бизнеса / О. Засланская // RG.RU Российская газета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/06/21/maliy-biznes.html

3.         Иродова Е. Е. Модель малого бизнеса в условиях региона депрессивного типа (на примере Ивановской области) // Журнал «Теоретическая экономика». — 2013. — № 3.

4.         Лодышкин А. В. Специфика депрессивности малых городов Ивановской области и стратегии их возрождения: дис. … канд. Экон. Наук: 08.00.01, 08.00.05 / А. В. Лодышкин. — Иваново, 2006. — 202 с.

5.         Михаил Мокрецов. Ивановское правительство утвердило новую Стратегию развития региона до 2020 года // http://ivanovolive.ru/news/8815

6.         Роднина А. Ю., Чекмарев В. В., Бабаев Б. Д., Боровкова Н. В. К региональной проблеме амбициозных проектов и их финансирования // Журнал «Экономика образования». — 2013. — № 3.

7.         Тосунян Г. А. Состояние и перспективы развития банков в регионах России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2012. — № 27 (470). Проникновение банковской сети в регионы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle