Библиографическое описание:

Балакин Ю. А., Пальцев С. А. Особенности проведении технического диагностирования шахтного дизель-гидравлического маневрового устройства DМZ50F с целью повышения эффективности использования нормативного ресурса // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 116-118.

Разработаны рекомендации по проведению экспертного обследования дизель-гидравлического маневрового устройства DМZ50F с целью определения соответствия требованиям промышленной безопасности и возможности дальнейшей эксплуатации.

 

В последнее десятилетие многие угледобывающие предприятия Кузбасса в рамках технического перевооружения приобрели новые дизель-гидравлические маневровые устройства DМZ50F производства Чехии. Нормативный срок службы данного вида техники приближается к предельному. Календарная же продолжительность эксплуатации может варьироваться, поскольку зависит от ряда факторов, прежде всего от системы организации технического обслуживания. Для находящихся в эксплуатации технических устройств важным показателем является индивидуальный остаточный ресурс.

Согласно требованиям Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», вступивших в силу с 01 января 2014 г., определение остаточного ресурса с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации является обязательным при проведении экспертизы технических устройств. Для определения соответствия требованиям промышленной безопасности дизель-гидравлического маневрового устройства DМZ50F производства ООО «Феррит» (рис. 1), как и на большинство видов импортной техники, на сегодняшний день нет действующей методики.

Рис. 1. Шахтное маневровое устройство DMZ50F

 

Шахтное маневровое устройство типа DMZ50F является независимым гидравлическим агрегатом, применяемым также в виде тягового средства для транспортировки состава на монорельсовой подвесной дороге c двутавром 155 в горизонтальной плоскости и при угле наклона макс. ± 25°. Маневровое устройство подходит для эксплуатации в любом месте горной выработки монорельсовой подвесной дороги при соблюдении действующих правил безопасности и инструкции по эксплуатации манипулятора и подвесной монорельсовой дороги.

Экономическая эффективность работы предприятия, безопасность труда персонала зависят прежде всего от надёжности работы оборудования. Надёжность как показатель является свойством объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, а проявляется этот показатель при реальной эксплуатации машин у определённого потребителя и в определённых условиях. Фактом надёжности машин в реальных условиях эксплуатации является сохранение работоспособности в течение определённого промежутка времени [1]. Обеспечение высокой надежности, снижение затрат на поддержание работоспособности техники может быть достигнуто только при внедрении эффективных методов диагностирования, в том числе и в рамках проведения экспертного обследования.

Экспертиза дизель-гидравлического маневрового устройства DМZ50F проводится по истечении срока службы, установленного заводом-изготовителем; в соответствии с решением комиссии по результатам расследования аварии (инцидента); при наличии предписаний органов Ростехнадзора о проведении такого обследования.

Экспертное обследование проводится в порядке, определенном Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (приказ Ростехнадзора № 538 от 14.11.2013г.). До начала проведения обследования должна быть проанализирована представляемая заказчиком в соответствии с [2] техническая документация.

Обследованию подлежат следующие основные узлы и элементы маневрового устройства DМZ50F:

-        моторная часть;

-        топливный контур;

-        предохранительные устройства;

-        электрооборудование;

-        датчик контроля метана;

-        гидростатический контур и контур прижима роликов;

-        привод маневрового устройства;

-        тормозное устройство;

-        соединительные тяги.

Кроме этого подлежит проверке:

-          соответствие технических характеристик маневрового устройства фактическим условиям эксплуатации;

-          укомплектованность персоналом и организация технического обслуживания в части выполнения плановых объемов работ по регламентному обслуживанию.

При проведении технического диагностирования дизель-гидравлического маневрового устройства DМZ50F основными задачами являются:

контроль технического состояния, т. е. проверка соответствия значений параметров механического узла требованиям технической документации;

диагностирование с целью определения мест и, при необходимости, причин и видов дефекта механического узла (т. е. поиск дефектов);

прогнозирование технического состояния механического узла с заданной вероятностью на предстоящий интервал времени.

Для решения этих задач используется система технического диагностирования (т. е. совокупность средств и методов), необходимая для проведения диагностирования по правилам, установленным в технической документации [2].

Для оценки общего состояния маневрового устройства DMZ50F применяетсявизуальный и измерительный контроль, включающий внешний осмотр, проверку крепления элементов опор дизеля, внешних резьбовых соединений, состояния зубьев шестерен, подшипников, валов, вилок включения передач и корпусов механизмов. Данный метод служит только для определения поверхностных дефектов.

Магнитопорошковый метод неразрушающего контроля основан на возникновении неоднородности магнитного поля над местом дефекта, позволяет обнаружить как поверхностные, так и внутренние нарушения целостности металлоконструкции агрегата.

Ультразвуковой контроль необходим для проверки качества сварных соединений.

Обследование состояния механической части дизель-гидравлического маневрового устройства DМZ50F включает проведение вибродиагностики при работающем двигателе. Измерение вибрации агрегата производится в установившемся режиме (на холостом ходу, при номинальной частоте вращения коленвала, при номинальной величине крутящего момента). Для определения уровня интенсивности вибрации применяются диаграммы Блейка. Оценка опасности повышенной вибрации дается в соответствии с нормативно-технической документацией.

Тепловизионное обследование, как и другие методы технической диагностики, решает задачи поиска неисправностей и оценки технического состояния исследуемого объекта. Температура механических узлов и их дефекты имеют слабую корреляционную связь, но по расположению и конфигурации аномальных участков с повышенной температурой можно оценить возможные дефекты гидросистемы и двигателя маневрового устройства. Тепловой метод можно применить для экспресс-контроля работы датчиков температуры гидравлического масла, охлаждающей воды двигателя внутреннего сгорания, выхлопных газов, сравнивая термограммы с показаниями приборов. По тепловым параметрам двигателя (наличие или отсутствие перегрева) можно судить о состоянии радиатора.

Анализ данных технического диагностирования о локализации неисправностей маневрового устройства DМZ50F позволил выявить наиболее вероятные дефекты:

износ тормозных колодок;

износ приводных колёс;

неисправности двигателя;

утечки масла через сальник коленвала, по резьбовым соединениям гидроконтура;

повреждения масляных рукавов;

повреждение проушин соединительных тяг (возможны трещины в результате деформации).

Рекомендуемая карта технического диагностирования шахтного дизель-гидравлического маневрового устройства DМZ50F

Условный № узла

Наименование документа, оборудования, узла, элемента.

Оценка состояния

Дефект, место его нахождения

01

Документация на устройство

01–01

Паспорт

 

 

01–02

Инструкция по эксплуатации

 

 

01–03

Схемы соединений

 

 

01–04

Схемы управления

 

 

02

Маневровое устройство DМZ50F

02–01

Идентификация устройства

 

 

02–02

Двигатель

 

 

02–03

Топливная система

 

 

02–04

Ограждения, решётки

 

 

02–05

Металлоконструкции устройства

 

 

02–06

Тележки несущие

 

 

02–07

Сцепки

 

 

02–08

Тяги соединительные

 

 

02–09

Рама моторной части

 

 

02–10

Привод

 

 

02–11

Тяговый блок

 

 

02–12

Ведущие ролики

 

 

02–13

Устройства прижатия колёс к монорельсу

 

 

02–14

Гидравлический контур

 

 

02–15

Тормозная система

 

 

02–16

Устройства защиты, автоматики

 

 

02–17

Электрооборудование

 

 

02–18

Фильтры

 

 

02–19

Датчики

 

 

02–20

Противопожарная защита

 

 

 

Таким образом, своевременное обследование проблемных зон объекта позволит устранять дефекты на начальной стадии развития и снизить до минимума вероятность возникновения отказов в процессе эксплуатации, что не только значительно повысит надёжность дизель-гидравлического маневрового устройства DМZ50F, но и позволит эффективно использовать нормативный ресурс, будет способствовать повышению точности прогноза остаточного срока службы (остаточного ресурса).

 

Литература:

 

1.                  ГОСТ 27.002–89. Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения.

2.                  «Правила безопасности в угольных шахтах», утверждённые приказом Ростехнадзора от 19.11.2013 г. № 550.

3.                  Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 538 от 14.11.2013г.

4.                  Балакин Ю. А., Вылцан С. С., Должко Д. М. Влияние технического диагностирования на повышение точности прогнозирования остаточного срока службы горнотранспортного оборудования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle