Библиографическое описание:

Чугунков П. И. Международное сотрудничество в сфере здравоохранения в странах БРИКС: правовые аспекты // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 392-396.

Статья посвящена анализу сотрудничества стран БРИКС в сфере здравоохранения. Одной из наиболее острых проблем для стран БРИКС является вопрос должного обеспечения населения должным уровнем медицинского обслуживания. Рассматриваются результаты данного сотрудничества: добровольные обязательства, которые взяли на себя государства БРИКС в сфере здравоохранения.

Ключевые слова: медицинское право, сотрудничество стран БРИКС, здравоохранение, новые субъекты международного права.

The article analyses the cooperation of the BRICS countries in the field of health care. Providing a proper level of medical services to population is one of the most acute problems for the BRICS countries. It examines the results of this cooperation: voluntary responsibilities assumed by the BRICS countries in the field of health care.

Keywords: Medical law, cooperation of the BRICS countries, health care, new subjects of international law.

 

БРИКС представляет собой неформальное межгосударственное объединение состоящее из Федеративной Республики Бразилия, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и (с декабря 2010 г.) Южно-Африканской Республики.

По предложению Президента России В. В. Путина первая встреча министров в формате БРИК состоялась 20 сентября 2006 г. на сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Затем, по инициативе России, в г. Екатеринбурге 16 мая 2008 г. состоялась первая полноформатная встреча глав внешнеполитических ведомств БРИК. По итогам этой встречи было принято совместное коммюнике, отразившее общие позиции сторон по актуальным вопросам мирового развития. В 2010 году к странам БРИК присоединилась Южно-Африканская Республика.

Основу влияния БРИКС на международной арене составляют растущая экономическая мощь государств-участников, их значение как одной из главных движущих сил развития глобальной экономики, значительная численность населения, наличие богатых природных ресурсов.

На долю БРИКС в 2014 г. приходилось около 25 % мирового ВВП (по паритету покупательной способности национальных валют). Совокупное население государств БРИКС составляет 2,979 млрд. чел. (44,6 % населения мира), территория — 26 % земной суши [1].

Политическое влияние БРИКС определяется тем фактом, что входящие в объединение государства являются авторитетными участниками ведущих международных организаций и структур (ООН, «Группа двадцати», Движение неприсоединения, «Группа 77»), а также региональных объединений: Российская Федерация — Содружества независимых государств, Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического сообщества; Российская Федерация и КНР — Шанхайской организации сотрудничества, Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества; Бразилия — Союза южноамериканских наций, Южно-американского общего рынка, Сообщества латиноамериканских и карибских государств; ЮАР — Африканского Союза, Сообщества развития Юга Африки; Индия — Ассоциации регионального развития стран Южной Азии.

Все страны БРИКС уделяют особое внимание решению проблем в области здравоохранения. За последнее время в этих странах произошло заметное улучшение показателей продолжительности жизни, и вместе с тем заметно возросли показатели по инфекционным и неинфекционным заболеваниям. На долю этих стран и теперь приходится половина из тех 8,6 миллиона человек, у которых ежегодно развивается туберкулез [2, c.459–460]. Резко выросли показатели по болезням, связанным с загрязнением воздуха и воды. Заболеваемость и инвалидность, связанные с забытыми тропическими болезнями, такие как лимфатический отек из-за филяриозной инфекции, или слепота, вызываемая трахомой, увеличивают нищету и неравенство. Из-за подобных болезней дети не посещают школу, взрослые не ходят на работу, что приводит к снижению уровня образования, производительности труда и общего благосостояния.

Предполагается, что в будущем доля глобальных показателей по неинфекционным заболеваниям, которые приходятся на страны БРИКС, будет возрастать [3, c.38].

На фоне экономического роста неравенство в области здравоохранения остается важной проблемой во всех странах БРИКС [4, с.405–412]. На долю этих стран приходится около 50 % бедного населения мира, а неравенство в области здравоохранения будет иметь серьезные последствия для этих стран, если проблема не будет решена в обозримом будущем [5, с.8]. Поэтому усилия стран БРИКС по всеобщему охвату медико-санитарными услугами все населения являются приоритетным направлением для сотрудничества.

Отношения между партнерами по БРИКС строятся на основе Устава ООН, общепризнанных принципов международного права, а также по принципам, согласованным между участниками объединения на экономическом саммите в г. Пусане (Республика Корея), в 2011 году: открытость, прагматизм, солидарность, внеблоковый характер, не направленность против третьих сторон [6, c.5].

Немаловажным является тот факт, что страны договорились сотрудничать в перестройке работы в области здравоохранения как «партнеры по развитию», а не доноры, т. е. государства не будут использовать ресурсы другого государства для решения своих целей.

По п. 27–28 концепции участия Российской Федерации в объединении БРИКС основными целями в сфере здравоохранения являются:

укрепление взаимовыгодного сотрудничества государств.

внедрения в медицинскую практику эффективного инновационного оборудования и технологий

формирование эффективных совместных механизмов борьбы с инфекционными болезнями и обеспечения безопасности продуктов питания, включая обмен информацией о санитарно-эпидемиологической обстановке в государствах.

укрепление и развитие сложившегося механизма сотрудничества в сфере здравоохранения, включающего в себя: регулярные встречи министров здравоохранения государств — участников БРИКС; деятельность Рабочей группы по вопросам здравоохранения [7, c.12].

Эти цели направлены на укрепление сотрудничества в области здравоохранения между странами, входящими в БРИКС, которое уже сейчас набирает темпы и открывает хорошие перспективы как для повышения уровня здоровья в этих странах, так и для содействия изменениям во всем остальном мире.

Первая встреча министров по вопросам здравоохранения стран БРИКС прошла в Пекине в июле 2011 года с целью обсуждения роли каждой страны в деле расширения доступа к качественным и приемлемым по цене лекарствам во всем мире. На встрече была подписана Пекинская декларация, которая призывает к сотрудничеству с международными организациями, занимающимися здравоохранением, а также должна укрепить взаимодействие между этими странами. Кроме того, во время встречи были созданы механизмы координации деятельности медико-санитарных органов стран БРИКС с привлечением министерства иностранных дел каждой страны, а также с целью содействия Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Объединенной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС).

Второе министерское совещание состоялось в Нью-Дели в январе 2013 года. Оно расширило сферу сотрудничества и было направлено на достижение конкретных результатов за счет реализации приемлемых по цене, равноправных и устойчивых решений по обеспечению доступа к медицинской помощи и для борьбы с возникающими угрозами для здоровья.

Были созданы рабочие группы по следующим пяти тематическим областям [3, c.94]:

1.                  стратегические технологии здравоохранения в области инфекционных болезней (лидирующая роль — Бразилия);

2.                  медицинские технологии (лидирующая роль — Российская Федерация);

3.                  укрепление системы медико-санитарного эпиднадзора (лидирующая роль — Индия);

4.                  поиск и разработка лекарств (лидирующая роль Китай);

5.                  сокращение факторов риска неинфекционных заболеваний, профилактика, укрепление здоровья и всеобъемлющий охват медико-санитарными услугами (лидирующая роль — Южная Африка).

Министры здравоохранения стран БРИКС проводят постоянные встречи в ходе совещания Организации Объединенных Наций. Например, по неинфекционным заболеваниям такие встречи проходили в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке в сентябре 2011 года и в ходе работы сессий Всемирной ассамблеи здравоохранения в Женеве в мае 2012 года и 2013 года [8, c.35].

В настоящее время ежегодные совещания министров здравоохранения стран БРИКС рассматриваются в качестве важной составляющей обеспечения прогресса сотрудничества между странами БРИКС.

На этих саммитах и встречах принимаются совместные декларации и коммюнике. Эти документы не являются международными договорами, а представляют собой разновидность международного «мягкого» права, которое не связывает участников строгими обязанностями по их исполнению.

Темы, которые стали основой сотрудничества БРИКС в сфере здравоохранения, фактически являются синтезом самых важных вопросов, определяющих прогресс в глобальном масштабе.

Во-первых, усовершенствованные системы эпидемиологического надзора, функционирующие в рамках надежных информационных систем здравоохранения и управления обслуживанием, станут ключевым элементом для управления обслуживанием в системе здравоохранения в будущем.

Во-вторых, медицинские технологии и технологии здравоохранения в области инфекционных болезней будут определять не только инновационный потенциал медицинского обслуживания отдельных лиц и групп населения, но будут охватывать все население в целом, служить цели улучшения здоровья будущих поколений, и, главное, снижать затратность этих услуг. Следует отметить, что в настоящее время многие страны тратят колоссальные средства на здравоохранения. В этой связи, поиск и разработка лекарств являются важной составляющей парадигмы ценовой доступности и справедливости [9, c. 55].

Достижение реального консенсуса по решению поставленных задач и получению конкретных результатов в процессе взаимодействия должно стать ключом к достижению целей объединения стран БРИКС и, соответственно, к повышению уровня здоровья и благосостояния миллионов людей.

Кроме того, масштабы воздействия на глобальное здравоохранение будут зависеть от способности этих стран последовательно выполнять стратегические действия в интересах развития. То есть министерские декларации и коммюнике должны быть воплощены в конкретные стратегические действия в области здравоохранения.

Таким образом, повышение роли стран БРИКС в глобальном здравоохранении определяет растущее значение деятельности этих стран во всех сферах жизни. Состояние здравоохранения в странах БРИКС непрерывно улучшается. Всемирная организация здравоохранения(ВОЗ) и Организация Объединенных Наций(ООН) предпринимают определенные усилия по адаптации сотрудничества в области здравоохранения к быстро изменяющейся обстановке в этих странах. Совместные декларации, коммюнике, как формы международного «мягкого» права, помогут обеспечить быструю координацию и взаимодействие деятельности стран БРИКС в области здравоохранения.

Во многом механизм взаимодействия между странами БРИКС строится на принципах прагматизма, целесообразности, экономии времени и средств. Отраслевые министерства и ведомства государств БРИКС взаимодействуют друг другом напрямую, минуя стадии волеизъявлений представителей государств, имеющих соответствующие полномочия и заключение международных договоров. Государства БРИКС полностью свободны в формах взаимодействии друг другом и другими государствами. Отсутствуют какие-либо международные органы управления и сотрудничества, не взимаются сборы за участие в неформальном объединении государств. Предполагаем, что данная форма международного взаимодействия постепенно вытеснит многие межправительственные организации.

 

Литература:

 

1.                  World development indicators database. Washington: World Ban. 2015. URL: http://data.worldbank.org/data-catalog/world-development-indicators

2.                  Creswell J, Sahu S, Sachdeva KS, Ditiu L, Barreira D, Mariandyshev A, et al. Tuberculosis in BRICS: challenges and opportunities for leadership within the post-2015 agenda. Bull World Health Organ. 2014. 92(6).

3.                  Бюллетень Всемирной организации здравоохранения. Специальный выпуск 92, номер 1–6, 2014 г.

4.                  Mujica OJ, Vazquez E, Duarte EC, Cortez-Escalante JJ, Molina J, Barbosa da Silva JuniorJ. Socioeconomic inequalities and mortality trends in BRICS, 1990–2010. Bull World Health Organ. 2014; 92(6):

5.                  Sumner A. Where do the world’s poor live? A new update. IDS working paper 393. Brighton: Institute of development studies; 2012.

6.                  Busan partnership for effective development co-operation [declaration]. In: Fourth High Level Forum on Aid Effectiveness; 2011 Nov 29–Dec1; Busan, Republic of Korea. Washington: UnitedNations Development Programme; 2011.

7.                  Концепции участия Российской Федерации в объединении БРИКС. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d452a8a232b2f6f8a5.pdf

8.                  Бюллетень Всемирной организации здравоохранения. Специальный выпуск 92, номер 1–6, 2014 г.

9.                  Fifth BRICS Summit declaration and action plan. Durban: Department of International Relations and Cooperation; 2013.

10.              Бюллетень Всемирной организации здравоохранения. Специальный выпуск 91, номер 7–12, 2013 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle