Библиографическое описание:

Малыгина А. Н., Коваль А. Н. Народные обряды в семье и в системе работы воспитателя ДОО // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 542-545.

В статье показаны особенности использования народных обрядов в семье и системе работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: обряд, народное воспитание, семья, ребенок, праздники.

The article shows the features of the use of traditional rituals in the family system and the work tutor of preschool educational institution.

Keywords:ritual, public education, family, child, holidays.

 

Многовековые обряды на Руси уходят корнями глубоко в пору язычества, которое даже после принятия христианства не смогло окончательно исчезнуть и еще долгое время продолжало существовать. Основой жизни крестьянина являлся тяжкий труд земледельца и, следовательно, большинство старорусских обрядов было связано с умилостивлением природы.

В данной статье покажем, каким образом на занятиях в детском саду можно использовать народные обряды.

В начале марта закликали весну. 4 марта праздновали Герасим — Грачевник. Верили, что если грачи садятся на старые гнезда, то весна будет дружной. В народе говорили, что Герасим — Грачевник не только грача на Русь ведет, но и со Святой Руси кикимору гонит. Кикимора считалась злым духом дома и если облюбует чей-то двор, то не избежать хозяевам беды. Чтобы защитить дом от непрошеных гостей, просили знахаря изгнать злого духа. Накануне обряда хозяева перебирались к соседям, оставляя дом в полном распоряжении знахаря. Он обметал все углы, вычищал печку и оставался в избе до вечера. После чего объявлял, что нечистая сила ушла. Так как в этот день прилетает много грачей, воспитатель может провести экскурсию в парке и понаблюдать за поведением грачей. Кроме того, можно предложить детям сделать поделки и порадоваться теплой погоде.

9 марта праздновали день «Сорока мучеников» — весеннее равноденствие. В этот день пекли жаворонков, ребятишки выбегали с ними на улицу, подкидывали их и выкрикивали коротенькие песни, которые называются веснянки. Веснянки сохранили отзвуки древних заклинательных песен, в которых люди призывали весну. Веснянки исполняли молодые девушки и женщины, пели на вершинах или над водою. Праздник воспитатель может провести в музыкальном зале, где дети бы пели, рассказывали стихотворения в нарядных костюмах, изготавливали фигурки птиц из соленого теста и раскрашивали их. Дети не только узнают о народном празднике, но и бережнее относятся к природе, к птицам, к прошлому нашего народа.

Самым веселым и разгульным весенним праздником является Масленица. Языческая Масленица после крещения Руси была принята православной. Масленица справляется за семь недель до начала Великого поста. Дохристианская Масленица совпадала с праздником пробуждения медведя, во времена которого исполнялись танцы в шубах. Этот праздник олицетворяет пробуждение природы от зимней спячки, вселяя надежду на обильный урожай своими веселыми песнями, блинами, карнавальной обрядностью. В начале праздника поднимались на возвышенные места и зазывали Масленицу, нарекая ее шуточными именами. На Масленицу устраивались кулачные бои, для девушек устанавливались качели, строили снежные городки, которые символизировали убежище злой зимы и в субботу на Масленой неделе разбивали их. Последний день Масленицы назывался по-разному: прощанье, проводы или Прощеный день. В этот день люди просили друг у друга прощение, а также ходили, просили на кладбище прощение у родителей, туда и обратно нужно было идти молча. Считалось, что если на третий день на могиле не оставалось блинов, значит родители довольны. Но самым главным эпизодом последнего дня Масленицы является возжигание костров. В России обычно чучело делали из соломы, наряжали в различные тряпки, проносили через всю деревню. По дороге пелись специальные песни, люди надевали маски животных. Чучело вывозили за село и топили в проруби либо сжигали. Так в этом празднике переплелись христианские и языческие обычаи: олицетворение Масленицы соломенным чучелом, сожжение его, ряженье принадлежит языческим обрядам, тогда как прощение в канун Великого поста, адресованное как живым, так и мертвым, относится к христианским обычаям. Масленицу в детском саду можно проводить в музыкальном зале, а также и на улице. Дети водят хороводы, поют песни, кушают блины, также воспитатели могут придумать различные эстафеты (перетягивание каната, игра с мячиком), катание на лошадях. Можно показать детям мастер- класс по изготовлению куклы- веснянки, а в конце праздника сжечь чучело Масленицы.

Вербное воскресенье — самобытный русский праздник. В народе существовали поверья, что верба обладает целебными и охранно- магическими свойствами. В Вербное воскресенье ветки вербы освещают в церкви, а потом ими принято было легонько хлыстать детей и животных для здоровья и роста. Вербная неделя сменяется Страстной, наполненной приготовлениями к встрече Пасхи. В день Пасхи люди разговлялись обрядовым хлебом (куличом) и крашеными яйцами. Еще много столетий назад считалось, ч то крашенное яйцо обладает чудодейственными свойствами, например, им можно было излечить больного человека. Так же яйцо символизировало новую жизнь, пробуждение земли и солнца. В первый день Пасхи в западных районах совершали обходы дворов волочебщиками — группа мужчин, поющих песни. Поющих одаривали праздничными припасами. Воспитатель может провести беседу, читать стихи, петь песенки о весне. Пасха широко празднуется в детских учреждениях, дети расписывают яйца и готовят пасхальные поделки, участвуют в мероприятиях с включением игры, в которые раньше играли наши бабушки и дедушки. Например, игра «за двумя зайцами»: перед детьми кладутся два деревянных яичка и третьим яичком нужно попасть по ним так, чтобы они покатились.

Последний день Пасхальной недели называется Красной горкой. Праздник отмечали еще дохристианские времена Руси, проводился праздник на возвышенности, потому так и называли его Красная горка. По всем холмам зажигали костры. Красная горка для народа означает весну с солнышком. В праздник закликали весну, водили хороводы и произносили заклинания. После чего пели песни. Красная горка считалась девичьим праздником, девушки одеваются в лучшие наряды. Дурной приметой считалось, если на праздник парень или девушка сидят дома, такой парень не найдет себе невестку, а девушка так всю жизнь в девках и просидит.

За Красной горкой праздновалась Радуница. С древнейших времен славяне отмечали этот праздник в честь творца Вселенной. Перед праздником женщины окуривают углы дома можжевельником, зажигая его на сковородке, потом все домашние прыгают через этот огонь, чтобы избавиться от всех болезней и грехов. Хвойными ветками украшают дом. На Радуницу обращались к умершим предкам с просьбами о покровительстве семье и дому. В этот день ходили поливать могилы вином и медом, оставляли пироги и яйца. Почти неизменным до нас дошел праздник Радуница. Люди ходят на кладбище к могилам близких — приводят их в порядок. Поминовение родителей продолжается и в следующие дни недели, называемой в православном календаре Фоминой неделей. В некоторых местностях в субботу на Фоминой неделе происходило изгнание смерти. Для проведения обряда со всего села сходили старые и молодые женщины с метлами, вилами, гонялись по огородам за невидимым призраком богини Мораны, выкрикивая различные проклятия. Если недалеко от садика располагается храм, то можно детей сводить туда на экскурсию.

На Юрьев день первый раз отгоняют на летний выпас после зимы живность. Выгон происходит ранним утром, когда еще на траве роса. Знающие люди говорили, что рома дает коровам богатый удой и делает их здоровыми. Рома представлялась народу как пролитое за ночь молоко. В некоторых краях существует обычай привязывать зеленую ветку к хвосту коровы, которая идет впереди и сметая с травы ночную росу, она как бы обеспечивает другим коровам большой удой. Вокруг животных проводили топором по земле круг, чтобы оградить скот от бед. В южнорусских местах обычай заставлял обливать пастуха водой перед первым его выходом на пастбище. У западных славян встречу весны приурочивают к весеннему Юрьеву дню. В Сербии, в Болгарии в каждом семействе закалывают белого барашка, принося его в жертву Георгию Победоносцу. Кровь барашка наливается в чистый сосуд и используется как целебное средство против болезней. Кости барашка осторожно собираются и зарываются в землю. В Литве при входе в церковь продавались восковые изображения коров, лошадей, овец.

Цель нашей работы — исследование следующих характеристик: содержание и место обрядов, используемых в семье во взаимодействии с детьми, их эмоциональное отношение к ним, а также предпочтение самих детей. В качестве методики исследования применялись опросные методы: интервью, анкета. Исследование проводили на базе МБДОУ № 52 города Арзамаса Нижегородской области. Всего в исследовании приняло участие 53 человека, из них 26 детей в возрасте 6–7 лет и 27 родителей (100 %). На начальном этапе в результате опроса родителей мы выяснили, какие обычаи и обряды предпочитают семьи дошкольников

Таблица 1

Масленица:

Печь блины

Петь песни

Сжигать чучело Масленицы

Водить хороводы

 

78 %

10 %

30 %

2 %

Вербное Воскресенье:

Ходить в церковь освещать вербу

 

53 %

Пасха:

Красить яйца

 

86 %

Радуница:

Украшать дома

Ходить на кладбище

 

15 %

63 %

 

На масленицу большинство семей предпочитают печь блины и сжигать чучело Масленицы, так как это уже вошло в традицию. Петь песни и водить хороводы — всего лишь 12 %, родители считают, что это уже устарело. 53 % опрошенных ходят в церковь освещать вербу, но почти 45 % детей ходят в церковь с бабушками. На Пасху, 86 % опрошенных считают, что окрашивание яиц сближает семью, так как все делают вместе. На Радуницу 15 % опрошенных украшают дома, но у большинства квартиры и 63 % опрошенных ходят на кладбище, навещают близких людей всей семьей, так родители приучают детей помнить и уважать тех, кого нет уже рядом.

Исходя из поставленной цели исследования, изучено отношение к обычаям и обрядам в семьях дошкольников. Результаты представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Отношение к обычаям и обрядам в семьях детей дошкольного возраста, %

Вопрос анкеты

Варианты ответа

Да

Нет

Значимы ли обряды для вашей семьи?

90

10

Соблюдаете ли вы регулярность в использовании обрядов?

100

0

Обряды проходят в одной форме или меняются?

64

36

В какой атмосфере проходят праздники? Да- из удовольствия (доставляют приятные эмоции), Нет- участвую по обязанности

95

5

 

Результат исследования позволяет сделать вывод, что обычаи и обряды значимы для семей детей дошкольного возраста. Все опрошенные утверждают, что обряды проводятся из удовольствия, а не по принуждению. В одних семьях меняются формы проведения праздников, а в других остаются неизменны. На вопрос «Соблюдаете ли вы регулярность в использовании обрядов» ответ был однозначный, что «Да» (100 %). Из этого можно сделать вывод, что для семей это стало значимой традицией. В вопросе «Обряды проходят в одной форме или меняются», у 36 % опрошенных меняется, возможно, это связано с творческим подходом, придумывать что-то новое. Позиция респондентов на вопрос: «В какой атмосфере проходят праздники», был дан однозначный ответ (95 %), участники взаимодействую ради удовольствия, а не в результате исполнения каких-то обязательств. И наконец, позиция «Значимость обрядов для семьи», ответ был таков: 90 % опрошенных заинтересована в проведении обрядов.

Полученные результаты в ходе исследования подтверждают значимость обрядов как социокультурных феноменов для современной семьи, в которой воспитывается дошкольник. Семья — первое сообщество, приобщающее ребенка к обычаям и обрядам.

 

Литература:

 

1.         Губанихина, Е. В. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности/ Е. В. Губанихина, К. Д. Шикина // Молодой ученый. — 2014. — № 21–1 (80). — С.167–170.

2.         Гусев, Д.А. «От народных ремесел — к духовным идеалам культурного наследия» / Д. А. Гусев, М. И. Зайкин // Высшее образование сегодня. — 2014. — № 1. — С. 80–83.

3.         Жесткова, Е. А. Усвоение младшими школьниками традиционных морально-этических ценностей на уроках русского языка / Е. А. Жесткова // Начальная школа. — 2013. — № 5. — С.24–28.

4.         Жесткова, Е. А. Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста / Е. А. Жесткова, А. Н. Коваль, А. Н. Малыгина // Международный журнал прикладных и фундаментальных иследований. 2015. № 8–4. С. 748–750.

5.         Жесткова, Е. А. Литературный кружок как форма организации внеурочной деятельности с одаренными детьми/ Е. А. Жесткова, Е. Н. Рыбакова //Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–2. С.120

6.         Клюева, Е. В. Развитие методологической культуры педагогов в процессе инновационной деятельности / Е. В. Клюева, Е. Д. Краснова // Детский сад: теория и практика. 2014. № 11. С.68–72.

7.         Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. — М.: Просвещение, 1988.

8.         Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. М.: Просвещение, 1984.

9.         Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1989.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle