Библиографическое описание:

Кагерманов А. С. Социокультурные факторы реализации социальной политики России // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 364-366.

В условиях современной России значительную роль в социальном развитии страны призваны сыграть социокультурные механизмы обеспечения социального благополучия населения, ориентированные на преодоление культурной дезинтеграции и духовного кризиса общества, восстановление его социокультурного потенциала. Катастрофические социальные последствия российских реформ в 1990-е гг. были обусловлены во многом общим состоянием политической и социальной культуры в России. Ввиду этого особое внимание должно уделяться проблемам осмысления и поиска путей формирования новой социальной культуры, которая призвана сыграть важную роль в развитии российского общества, реализации насущных задач модернизации общества в различных его сферах.

Понятие «социокультурные» факторы характеризует те из оснований политики, которые, с одной стороны, отличаются от природно-культурных условий, с другой — показывают взаимосвязь социальной и культурной сфер общества, определяются термином «социальная культура».

Отметим, что в широком смысле социальная культура выступает как культура общественных отношений, взаимодействий индивидов, социальных групп. Такой подход преимущественно используется в отечественной научной литературе при рассмотрении данного понятия.

В узком аспекте социальную культуру можно представить как культуру социальности (солидарности) — приоритета в сознании и поведении человека, групп, функционировании общественных институтов социальных ценностей; построения оснований жизни общества на их базе; ведущей роли социальных мотивов в поведении человека; способности людей действовать сообща, соотносить индивидуальный успех с результатами жизнедеятельности социальных групп и общества в целом, учитывать общественные, групповые, государственные интересы при реализации интересов частных.

Культурные аспекты политики являются важным моментом исследований при объяснении происходящего и анализе конкретных ситуаций. Но в исследовании закономерностей политики феномены общественного сознания играют второстепенную роль. Как отмечают отечественные авторы, лишь в последние десятилетия эта проблематика исследуется более активно. При этом новизна состоит не в признании факта влияния идей, а в их рассмотрении в качестве значимых причин для объяснения политических процессов и явлений. До этого подобными причинами являлись интересы, функции, структуры, институты, как что-то объективно данное и реальное.

В настоящее время признается, что коллективно разделяемые представления оказывают влияние на поведение, задавая смыслы, на основе которого интерпретируются события, действия и интересы, формируя их рамки, но не определяя однозначно. Социокультурные факторы способствуют выбору стратегии осуществления интересов, будучи воплощенными в институтах, влияют на принятие решений, выбор целей и средств деятельности [1].

Социокультурные элементы оказывают влияние на все стадии процесса формирования и реализации социальной политики, придают ей определенность и качество. На основе ценностных предпочтений принимаются решения политическими субъектами, ставятся цели социального развития общества, оформляются способы проведения принятых решений в жизнь, их информационное и идеологическое обеспечение. Общество в свою очередь вырабатывает свое отношение к принимаемым и осуществляемым решениям, поддерживая или отвергая их. Социальная культура воздействует также на процессы социальной политики, определяя желательное и нежелательное в действиях субъектов, влияя на выбор предлагаемых ими способов действий.

Принятие политических решений относительно содержания и характера социальной политики зависит от действия таких факторов, как:

а) общественные ожидания и интересы (запрос);

б) интересы ведущих субъектов политики;

в) наличные ресурсы субъектов (государства, групп интересов, бизнеса, партий и иных субъектов, определяющих политический процесс) — экономические, идеологические, информационные, организационные.

Социально-культурные факторы влияют в данном случае преимущественно на определение содержания общественного запроса (в направлении либеральной, консервативной, социал-демократической и др. модели, их различных сочетаний); состава субъектов социальной политики, их иерархии (для России ведущим субъектом традиционно является государство), применяемых способов действий для достижения целей, уровня общественной активности.

Реализация социальной политики зависит от взаимодействия различных составляющих политического процесса. Социокультурные факторы при этом задают координаты общественного взаимодействия по поводу социальной политики: они влияют на решение властью дилеммы о политической и экономической целесообразности социальной политики в той или иной форме. В широком смысле их роль проявляется в определении пространства социальной политики: субъектов, представляющих запрос, институтов, целей и задач социальной политики; практики согласования интересов или проведения в жизнь воли властной группы; определении мотивов выбора варианта решения (что, кто и как принимает соответствующее решение, как и кем оно будет проводиться).

Помимо факторов баланса сил, позиций, интересов, в определении выбора формы, модели социальной политики существует ряд «субъективированных» характеристик, которые связаны с ценностными ориентациями и идеологическими воззрениями, психологическими установками и социальными знаниями лиц, принимающих решения. К их числу относят субъективные оценки характера проблемы со стороны социальных групп, имеющих дифференцированные интересы и ценности; эмоционально-психологическую окраску проблемы, которая может вызывать симпатию или антипатию, участие или отчуждение, беспокойство или равнодушие.

Например, переход к элементам развернутой государственной социальной политики в европейских странах в конце XIX в. реализовывался при наличии всех нами указанных ранее условий: общественного запроса на участие государства в решении накопившихся социальных проблем, которые не могли быть решены прежними благотворительно-церковно-артельными и семейными формами; определенных политических ресурсов, накопленных государством, что дало возможность усовершенствовать правовую базу социальной политики, повлиять на крупные экономические группы интересов; наличия заинтересованных субъектов, в том числе внутри правящего слоя, за счет решения социальных проблем укреплявшего свои позиции и способного убедить в необходимости подобных действий иных политических актов. [2]

Отказ от курса на сильную социальную политику государства может быть вызван негативным воздействием внешних условий (политических и экономических) на политическую и экономическую ситуацию в стране; изменением позиций или сменой ведущего субъекта проводимой ранее политики; сокращением возможных ресурсов для проведения привычного курса (экономических, политических, информационных, организационных и др.).

Среди влиятельной части правящего слоя, экспертов, представителей крупного бизнеса нашей страны по-прежнему сильна инерция «остаточного» подхода к социальной политике, когда расходы на социальные цели считаются тратами, а не инвестициями в развитие; зачастую противопоставляются экономический рост и рост социальных расходов; к тому же отсутствуют важные структурно-институциональные предпосылки реализации социального курса: встроенные в политико-административный механизм правовые и институциональные регуляторы социальной политики, действующие независимо от идеологической окраски пришедших к власти сил; неразвито социально-правовое сознание населения; не сформировались сильные субъекты политики и гражданского общества, заинтересованные в решении социальных задач и защите социальных прав граждан; социальная политика продолжает оставаться в зависимости от политической конъюнктуры, идейных пристрастий политиков, политического выбора в тот или иной период времени; социальная культура, социальные мотивы в практике политического процесса, моделях поведения ведущих субъектов российской политики не укоренены и присутствуют во многом конъюнктурно и др.

Исходя из сказанного, каким образом можно оценить влияние социокультурных факторов на реализацию социальной политики в России в постсоветский период? Почему трудно было ожидать реализации социально-ориентированной ее модели в начале 1990-х гг.? Идеи социализма и социального измерения политики в данный период не обладали должным уровнем популярности. В обществе под воздействием неудачи социалистического проекта общества и системного массированного воздействия СМИ сформировался запрос на социально-политические изменения либерального типа. [3]

Политические силы с социальной риторикой в этих условиях не имели должных объемов различных ресурсов для реализации своих идей в политическом, правовом, информационном пространствах. В правящей элитной группировке возобладали установки на скорейший переход к рынку без должного учета его социальных последствий. В итоге на всех уровнях политического процесса: народ — группа интересов — государство — сложился своеобразный либеральный консенсус, к тому же при наличии объективно небольшого объема социально-экономических ресурсов общества.

Определенный поворот к решению социальных задач в 2000-е гг. связан преимущественно со следующими обстоятельствами:

а) расширившимися возможностями проведения более основательной социальной политики. В результате благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры бюджет страны получил серьезные накопления, часть из которых можно было использовать на социальные цели. Социальная стабильность, усиление позиций социальной справедливости вышли на первые места среди ценностных установок практически всех групп населения. Сформировался общественный запрос на социальную отдачу от экономического роста;

б) перерастанием возможностей в осуществление реальной социальной политики. [4] Удержание государственной власти или приход к ней настоятельно требовали социальной составляющей в политической риторике и практике правящей группы и оппозиции различного спектра. Формируется политическая целесообразность усиления действий власти в социальной сфере. Под воздействием же государства развивается социальная ответственность крупного бизнеса, закрепленная на практике.

 

Литература:

 

1.      Пантин И. К. В чем же заключается выбор россиян? // Полис. 2003. N 6. С. 155–162.

2.      Соловей В. Регрессивный синдром: варвары на развалинах Третьего Рима // Политический класс. 2005. N 2. С. 17–22.

3.      Красин Ю. А. Политическое самоопределение России: проблемы выбора // Полис. 2003. N 1. С. 124–133.

4.      Ильин М. В. Российский выбор: сделан, отсрочен, отменен? // Полис. 2003. N 2. С. 157–163.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle