Библиографическое описание:

Бидова Б. Б. Межкультурный тренинг как эффективная технология поликультурного образования // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 527-529.

С начала 80-х гг. ХХ в. в России разрабатывается концепция поликультурного образования, предлагающая разные пути успешного решения комплекса теоретических и практических проблем, связанных с задачами мирного сосуществования и взаимного обогащения различных культур, которые выдвигает перед педагогической наукой современное российское общество, характеризующееся полиэтничностью и поликультурностью.

Сущность поликультурного образования, как считает исследователь А. В. Шафрикова [1], заключается в том, что оно направлено на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном обществе и базируется на принципах диалога и взаимодействия различных культур.

Общие цели поликультурного образования предполагают через диалог, разрешение конфликтов, критическое осмысление собственной культуры и традиции «как чужой», преодоление этноцентрической фиксации вести обучающихся к толерантности, признанию равенства шансов для всех, к сознательному, ответственному социальному поведению — и этим к взаимному обогащению всех культур, составляющих общество.

К приоритетным задачам поликультурного образования относятся следующие положения: личностное развитие каждого обучающегося; развитие этнической и культурной грамотности; формирование межкультурной компетентности; осознание взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире, развития интегративных процессов.

Внедрение разработанных технологий поликультурного образования в учебно-воспитательный процесс приводит к улучшению межэтнических отношений в учебных коллективах; установлению дружеских отношений между представителями разных этнических и расовых общностей; снижению роли этнических стереотипов, переносу центра тяжести с групповых различий на индивидуальные; формированию общей идентичности; уменьшению тревожности, повышению самооценки и успеваемости представителей групп меньшинств.

По мнению Н. П. Капустина, педагогическая технология — это «фиксируемая система социально проверенных и упорядоченных норм и правил, отражающих закономерности развивающегося процесса в тех или иных образовательных формах, которым следует педагог, управляя развитием как самого процесса, так и его участников. Технология — это некая жесткая основа (логика) процесса, следуя которой педагог достигает запланированного результата» [2, c. 4].

Г. Л. Ильин [3, с. 164] определяет следующие «признаки педагогической технологии»: заданность цели, результат (образовательный стандарт); заданность процесса (алгоритмизация педагогической деятельности, последовательность, сроки, взаимосвязь действий); заданность исходного материала, уровня подготовки (входной контроль знаний, тестирование знаний, умений, навыков, качеств личности); количественная оценка результатов, знаний (рейтинг); широкое использование средств механизации и автоматизации учебного процесса (ТСО, компьютерные классы, сети компьютерной связи).

Межкультурный тренинг рассматривается специалистами как самая эффективная по своей форме технология поликультурного образования, способствующая налаживанию отношений плодотворного диалога между этносами. Тренинг понимается нами как специальным образом организованная относительно краткосрочная форма групповой работы, направленная на получение соответствующих знаний, умений и навыков.

Г. К. Триандис [4] выделяет две основные задачи, которые должен решать межкультурный тренинг: знакомить обучаемых с межкультурными различиями в межличностных отношениях, что требует проигрывания ситуаций, где что-то протекает по-разному в двух или более культурах; сделать возможным перенос полученных знаний на новые ситуации, что достижимо, если обучаемый знакомится с самыми характерными особенностями чужой для него культуры.

Разрабатывая программу межкультурного тренинга нужно учитывать основные принципы тренинга как активного социально-психологического метода: принцип активной совместной деятельности тренера и участников; принцип творческой позиции как обучаемого, так и тренера; принцип реализации субъект-субъектной формы общения, посредством реализации его диалогической формы; принцип «здесь и теперь»; принцип этнокультурного универсализма.

В последнее время все большее число исследователей рассматривают перемещение в другую культуру как ситуацию, в которой прежние навыки социального взаимодействия человека оказываются бесполезными, и он нуждается в овладении подобными навыками новой культуры. Наиболее эффективным методом здесь оказываются специально организованные тренинги. Они необходимы как для мигрантов, переселяющихся в другую страну на постоянное место жительства, так и для визитеров, выезжающих туда на длительный срок. Их назначение заключается в том, чтобы снять, прежде всего, психологические трудности приспособления к иной культуре.

В основе апробированных методик лежат наблюдения, сделанные многими исследователями. Так, существует связь между научением культуре и личностным ростом. Поэтому предполагается, что люди, ощущающие себя комфортно более чем в одной культуре, интеллектуально и эмоционально более удовлетворены жизнью, чем монокультурные личности.

Известно также, что дети, растущие в насыщенной, сложной и изменчивой среде, лучше выполняют целый ряд интеллектуальных и когнитивных задач, чем дети, выросшие в однообразной среде. Исследования показали, что дети-билингвы лучше, чем моноязычные дети, выполняют различные когнитивные тесты. Поэтому одним из способов воспитания межкультурной компетенции становится обязательное изучение иностранных языков.

Исходя из этого делается вывод, что возможны практические меры для снижения этноцентризма и подготовки человека к межкультурным контактам.

Существует несколько способов подготовить индивида к межкультурному взаимодействию, чтобы облегчить последствия культурного шока. Их можно разделить на три группы:

-          по методу обучения — дидактические или эмпирические;

-          по содержанию обучения — общекультурные или культурно-специфические;

-          по сфере, в которой стремятся достичь основных результатов, — когнитивной, эмоциональной, поведенческой.

Методы обучения индивида могут быть дидактические — просвещение, ориентирование и инструктаж, и эмпирические — тренинг.

Просвещение представляет собой процесс приобретения знаний о культуре, к контакту с которой человек целенаправленно готовится. Перед поездкой необходимо получить хотя бы минимум знаний по истории, географии, узнать об обычаях и традициях жителей этой страны. Так, в США долгое время подготовка людей, выезжающих на длительное время за границу, строилась на модели, которую называли «классная комната». Им давали достаточно обширные знания о стране пребывания, правда, они носили в основном абстрактный характер.

Но довольно скоро обнаружилось, что подобные знания не слишком помогали в реальной жизни, а реакции местных жителей на действия и поведение американцев нередко сильно отличались от ожидаемых. Поэтому сегодня «классные комнаты» все чаще дают не конкретные знания о какой-либо стране, а учат переселенцев и визитеров «обучаться» правильному поведению.

Ориентирование также представляет собой обучающую программу, цель которой — быстро познакомить человека с основными нормами, ценностями и правилами поведения в чужой культуре. Для этого используют пособия, которые иронично называют культурными поваренными книгами. В них обычно даются рецепты поведения в наиболее часто встречающихся ситуациях.

Примерно ту же цель имеет и инструктаж, знакомящий человека с проблемами, могущими возникнуть в той или иной стране.

Эмпирическое обучение взаимодействию с представителями других культур дает тренинг, который ставит перед собой две основные задачи. Во-первых, через проигрывание ситуаций, протекающих по-разному в разных культурах, познакомить обучаемых с межкультурными различиями; во-вторых, познакомив обучаемых с самыми характерными особенностями чужой культуры, подготовить перенос полученных знаний на другие ситуации. В последнее время именно тренинга становятся основным способом подготовки человека к межкультурному взаимодействию.

Основой подготовки обычно является общекультурный тренинг, или тренинг самосознания, в результате которого человек должен осознать себя представителем конкретной культуры, вывести на уровень сознания нормы, ценности и правила поведения в своей культуре.

После этого становится возможным показать и проанализировать различия между разными культурами, а затем — выработать умение замечать эти различия и пользоваться ими для эффективного межкультурного взаимодействия. Для этого тренер предлагает участникам рассмотреть различные конфликтные ситуации, которые решаются с позиций разных культур и фиксируют внимание на стереотипах и нормах родной культуры.

Культурно-специфичные тренинги готовят человека к взаимодействию в рамках конкретной культуры. Они могут быть:

-          когнитивными, дающими информацию о другой культуре;

-          поведенческими, обучающими практическим навыкам, необходимы для жизни в чужой культуре;

-          атрибутивными, объясняющими социальное поведение с точки зрения другой культуры.

Среди названных видов тренингов самым важным является атрибутивный, так как большая часть проблем в общении с представителями других культур возникает из-за непонимания причин поведения друг друга. Люди в определенной ситуации ждут конкретного поведения, а не дождавшись его, делают ложные выводы о человеке, с которым они общаются. В ходе атрибутивного тренинга человек знакомится с атрибуциями, характерными для интересующей его культуры.

В процессе подготовки человека к межкультурному взаимодействию нужно стремиться использовать разные методы подготовки и разные типы тренингов. Итогом процесса обучения должно стать овладение так называемым платиновым правилом, сформулированным по аналогии с золотым правилом нравственности: делай так, как делают другие. Иными словами, попав в чужую культуру, нужно поступать в соответствии с нормами, обычаями и традициями этой культуры, а не навязывать местным жителям своих норм и ценностей.

Толерантность выражается в стремлении взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, привычкам, а также снисходительностью к поступкам и поведению других людей, не нарушающих правовые нормы поведения, (законы, порядок, правила). [5]

Таким образом, использование в воспитательно-образовательном процессе вуза такой эффективной технологии поликультурного образования как межкультурный тренинг обеспечивает формирование умений обучающихся справляться с трудностями взаимодействия в поликультурной среде, способствует воспитанию культуры межнационального общения, содействует развитию стратегии и тактики толерантного поведения в ситуации межэтнического контакта.

 

Литература:

 

1.                  Шафрикова А. В. Мультикультурный подход в обучении и воспитании школьников: дис. … канд. пед. наук. Казань, 1999.

2.                  Капустин Н. П. Технологии профессионального педагогического образования. М., 2001.

3.                  Ильин Г. Л. Философия образования (идея непрерывности). М., 2002.

4.                  Триандис Г. К. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2007.

5.                  Бидова Б. Б. Толерантность как условие эффективной работы политической элиты //Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2014. № 8. С. 16–19.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle