Библиографическое описание:

Тюренкова К. А., Муравьева К. А. Поощрение как метод регулирования в системе государственного управления: понятие, сущность и значение // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 379-381.

Среди важнейших административно-правовых методов управления, используемых в институте государственной власти, выделяется один из основных методов правового регулирования — метод поощрения. Стимулирование человеческой деятельности присуще любому человеческому обществу, и является важным элементом социальной организации. Соответственно, очень важно не только правильно определить цели и сферы труда государственных служащих, подбор кадров и распределение полномочий, но и стимулирование службы методом поощрения. В настоящее время правовое стимулирование — один из факторов, влияющих на качество организации публичной власти. Более того, мы считаем, что поощрение государственных служащих является базовым элементом прохождения государственной службы и построения карьеры. Поощрение на государственной службе является важным инструментом удержания, заинтересованности наиболее профессиональных служащих.

Очевидно, что правовая природа стимулирования деятельности государственных служащих имеет теоретическое обоснование. Поэтому рассмотрение различных подходов и определению содержания административно-правового стимулирования государственных служащих начнем с теоретических конструкций, выработанных общей теорией права. Поощрение как метод правового регулирования — это способ воздействия, побеждающий субъектов к совершению определенных действий, полезных с точки зрения общества и государства, путем создания заинтересованности в получении дополнительных благ [6, C.97]. Воздействие с помощью поощрения направлено на возбуждение у субъекта интереса в совершении каких-либо конкретных поступков и получения материального и морального одобрения.

Таким образом, способ воздействия данного метода строится так, что лицо не обязывается, а побуждается к достижению полезного для общества и государства результата. Метод поощрения представляет собой публичное признание заслуг, награждение членов общества, проявивших примерное поведение при выполнении своего служебного долга.

Поощрение как комплексное явление состоит из двух составляющих: моральная составляющая (нематериальное воздействие); материальная составляющая (денежное или иное вещественное воздействие).

В п.1 ст.55 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» говорится, что государственным гражданским служащим за эффективную и безупречную гражданскую службу применяются различные виды поощрений и награждений [1]. Ранее действующий закон «Об основах государственной службы» [5] содержал похожее положение, согласно которому за успешное и добросовестное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к нему применяются различные поощрения. Подобная норма есть и в специальном законодательстве, регулирующем различные виды государственной службы. В частности, в п.1. ст. 28 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах РФ» [2] говорится, что за добросовестное исполнение должностных обязанностей к сотрудникам таможенных органов могут применяться поощрения.

Дисциплинарный устав таможенной службы РФ [4] в ст. 11 указывает, что поощрение является важным средством воспитания сотрудников и укрепления служебной дисциплины в таможенных органах.

Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» [3] устанавливает, что за примерное исполнение работниками своих служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах и учреждениях прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности к служащим органов прокуратуры могут применяться поощрения. Поощрение — это положительная санкция, заслуженная мера одобрения, публичное признание заслуг, отличий и успехов в служебной деятельности, выступающее как способ социального контроля, правового регулирования трудовых отношений, средство воздействия на субъектов, их интересы, цели, призванное подкреплять позитивное и превосходящее обычные требования поведение.

Таким образом, поощрения государственных гражданских служащих представляют собой положительные санкции, применяемые к государственным гражданским служащим по определенным, установленными нормативными правовыми актами основаниям. Налагаемые на государственного гражданского служащего либо за безупречное исполнение должностных обязанностей, либо за достижение выдающихся результатов служебной деятельности, либо за выполнение особо важных и сложных заданий для государственного органа. Поощрения показывают позитивное отношение государственного органа к государственному служащему. Средство позитивного воздействия на государственного служащего с целью побудить его к достижению еще больших результатов в служебной деятельности. Один из инструментов удержания на государственной службе кадров. Поощрения предоставляют государственному служащему при соответствующем поведении и исполнении должностных обязанностей возможность получить те или иные блага (материальные или нематериальные), которые предполагает конкретная поощрительная санкция. В качестве инструмента позитивного стимулирования поощрения для реализации зачастую требуют значительных финансовых затрат. Нормы, регулирующие поощрения, предоставляют государственным служащим, замещающим различные должности государственной гражданской службы и имеющим различные классные чины, равные возможности в получении благ (материальных или нематериальных), предусмотренных той или иной поощрительной санкцией.

-          Меры поощрения приводят к повышению статуса государственного служащего (досрочное повышение в чине или разряде, присвоение почетного звания и т. д.), либо его материального положения (денежные премии), а потому имеют прогрессивный правовой характер.

-          Меры поощрения не имеют нормативно-количественных оснований применения, что вызвано специфичностью труда государственных гражданских служащих, отличающегося от труда работников иных сфер деятельности [7, С.48].

Поскольку в российском законодательстве стимулы определены как исключительные, позитивные средства регулирования, то под стимулирующими средствами всегда понимаются конкретные поощрения, льготы, субъективные права и законные интересы. В связи с этим, «наличие у государственных служащих… определенных властных полномочий предполагает тем самым более значительные по сравнению с другими гражданами возможности оказывать влияние на развитие дел в обществе и, следовательно, требует повышенной ответственности за их состояние. Подобная специфика фактического положения конкретного государственного служащего учитывается правом с помощью использования различных преимуществ, поощрений (льготы, иммунитеты, ценные подарки, государственные награды), что дает возможность в определенной степени учитывать стороны регулируемых отношений» [9, С.139].

Таким образом, роль стимулов в сфере государственной службы увеличивается, так как если правовые ограничения являются формой проявления централизованных и непосредственных методов юридического воздействия, то стимулирующие средства (поощрения) часто используются в целях побуждения к активному поведению. В этом случае поощрения более эффективны, чем наказание, принуждение или иные правовые ограничения.

В научной литературе сегодня выделяют четыре вида ориентаций государственных служащих: на характер службы, условия службы, вознаграждение, карьеру [8, С.91]. При этом наличие активной потребности не является единственно необходимым условием мотивации служащего на достижение определенной цели. Государственный служащий должен также надеяться на то, что выбранный тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого результата. По утверждению Д. Н. Бахраха [6, С.98], социальная и правовая защищенность государственных служащих предполагает:

-          повышение престижа и труда. Государственный аппарат необходим, и его служащие должны гордиться своей принадлежностью к категории «государственных услуг»;

-          достаточно высокую, регулярно выплачиваемую заработную плату, размеры которой должны повышаться вместе с ростом квалификации, с увеличением стажа, инфляции, развитием экономики;

-          создание нормальных условий труда: обеспечение хорошо оснащенными помещениями, транспортом, телефонией и коммуникациями, правильная организация труда;

-          государственное страхование, гарантированно высокое пенсионное обеспечение;

-          обеспечение служебной перспективы. Общество заинтересовано в том, чтобы государственные служащие работали лучше. Значит, их нужно заинтересовывать, стимулировать повышение ими знаний, накопление опыта, проявление инициативы, добросовестное выполнение обязанностей, развитие чувства ответственности.

Служебная перспектива при этом реализуется следующим образом:

-          стабильность служебных отношений;

-          повышение уровня квалификации;

-          продвижение по службе.

По мнению Ю. Н. Старилова, в нормах административного права целесообразно использовать традиционные меры стимулирования и поощрения, свойственные той или иной модели государственной службы [10, С.52]. Для модели государственной службы в РФ, на наш взгляд, нужны такие средства стимулирования, с помощью которых будет возможно:

-          побуждать государственных служащих к законопослушному активному поведению, создающему атмосферу общественного согласия, законности и правового порядка в различных сферах;

-          создавать благоприятные условия для обеспечения прав и свобод личности, всех граждан;

-          определять на необходимом уровне правовой статус чиновников, детально устанавливать систему поощрений, льгот, других мер стимулирования государственных служащих;

-          формировать только положительные правовые мотивации;

-          повышать позитивную активность государственных служащих;

-          усиливать позитивные процессы в реформировании социально-политической и экономической жизни общества и государства, а также в реформе системы государственной службы.

Таким образом, признаками стимулирования деятельности государственных служащих являются следующие:

-          целью стимулирования государственных служащих является раскрытие профессиональных возможностей личности каждого государственного служащего;

-          стимулирование служащих всегда выражается в положительном воздействии на личность государственного служащего, в наступлении для него благоприятных последствий, носящих правовой характер, что проявляется через систему закрепленных в законодательстве мер стимулирования;

-          меры стимулирования государственных служащих устанавливаются и гарантируются государством как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, что означает обязанность государственных органов предоставлять указанные в соответствующих нормативно-правовых актах стимулирующие средства при наличии к этому оснований.

Таким образом, стимулирование государственных служащих — это фактор, формирующий у государственного служащего мотивацию не просто должного, а образцового государственно-значимого поведения.

 

Литература:

 

1.                  Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 30.12.2013. N 52 (часть I). Ст. 6961.

2.                  Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства РФ. 02.12.2013. N 48. Ст. 6165.

3.                  Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. 10.02.2014. N 6. Ст. 558.

4.                  Указ Президента РФ от 16.11.1998 N 1396 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации» (ред. от 30.09.2012) // Собрание законодательства РФ. 08.10.2012. N 41. Ст. 5583.

5.                  Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ред. от 27.05.2003) // Собрание законодательства РФ. 31.07.1995. N 31. Ст. 2990. Утратил силу.

6.                  Бахрах Д. Н. Поощрение в деятельности публичной администрации // Журнал российского права. 2010. № 7.

7.                  Гущина Н. А. Поощрительные нормы российского права. — СПб.: Питер, 2010.

8.                  Малько А. В. Теория государства и права. — М.: Юрист, 2007.

9.                  Ноздрачев А. Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. — М: Инфра-М, 2009.

10.              Старилов Ю. Н. Государственная служба в РФ. Теоретико-правовое исследование. — Воронеж, 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle